Исследование целеполагания и критериев управления.
Целью называют идеальное состояние объекта или системы управления в будущем.Цельопределяет то, ради чего создают систему. Роль системы управления - это те конкретные результаты, которые предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и фиксированном периоде времени. При этом цель всегда лежит вне системы. Она отражает реакцию среды на систему. Качество цели может определять роль, эффективность, затраты, риски.
Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических — стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами менеджеры должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. Один из возможных вариантов классификации целей представлен в табл.
Таблица . Классификация целей
Критерии классификации | Группы целей: | |
Период установления | Стратегические Тактические | Оперативные |
Содержание | Экономические Организационные Научные | Социальные Технические Политические |
Функциональная структура | Маркетинговые Инновационные Кадровые | Производственные Финансовые Административные |
Среда | Внутренние | Внешние |
Приоритетность | Особо приоритетные Приоритетные | Прочие |
Измеримость | Количественные | Качественные |
Повторяемость | Постоянные (повторяющиеся) | Разовые |
Иерархия | Организации | Подразделений |
Стадии жизненного цикла | Проектирование и создание объекта. Рост объекта | Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта |
На каждом уровне организации возникают частные цели, причем только их совокупность необходимо рассматривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость структуризации целей и построения дерева целей.
Следовательно, в теории организации понятие цели является одним из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношений цели, средств достижения целей, оценки эффективности путей достижения целей нельзя решать проблему проектирования организации. Это означает, что без четкого формулирования целей функционирования нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением организации, с планированием их деятельности, оценкой эффективности.
Таким образом, проектирование целей организации является обязательным и важным этапом процесса проектирования общей системы управления.
Проектирование целей организации производится в несколько этапов (см. рис. ).
Рис. Исследование и проектирование целей организации
Исследование систем управления целеполаганием особенно важно, так как неправильная постановка целей фактически может предопределить неудачу и неэффективное функционирование системы управления.
В таких исследованиях должны проверяться:
полезность цели; -достижимость цели;
реальность сроков достижения цели;
ее понятность для клиентов, сотрудников;
возможность и правильность декомпозиции цели при постановке задач подразделениям организации и т.д.
Для «распределения», уточнения целей управления на различных уровнях иерархии декомпозиции могут подвергаться как сама система, так и ее цели.
- Понятие исследования и основные его этапы
- 3.Системный подход к исследованию систем управления.
- Классификация систем управления.
- Классификация исследований систем управления.
- 7. Теория планирования экспериментов.
- Информационная основа исследования систем управления.
- Теоретические основы экспериментальных исследований систем управления.
- Системный анализ в исследовании систем управления.
- Логический аппарат исследования систем управления.
- Характеристика различных методов в ису.
- Оценка безопасности при исследовании систем управления.
- Характеристика систем управления: открытая, закрытая, жесткая, полуоткрытая.
- Предприятие как первичная система управления экономикой - самоорганизующаяся, саморазвивающаяся и самонастраивающаяся система.
- Характеристика факторов внешней среды управления экономическими системами.
- Методы системного анализа и моделирования в управлении (экспертная аналитика, целевое и организационное структурирование.)
- Основы и принципы системотехники.
- Моделирование как подход к исследованию систем управления.
- Диалектический подход к исследованию.
- 22. Приемы научного исследования: анализ и синтез; абстрагирование и идеализация; индукция, дедукция и аналогия.
- 23.Гипотеза и ее роль в исследовании.
- Внешняя и Внутренняя среда организации.
- Математические методы параметрических прогнозных исследований.
- Характеристика исследовательских моделей.
- Функционально-логические прогнозные исследования систем управления.
- Метод прогнозного исследования.
- Имитационные модели. Метод Монте-Карло.
- Факторный анализ систем управления.
- Экспертные методы исследования систем управления.
- Метод «мозговой атаки».
- Метод экспертных оценок.
- 34, Синектика, как метод исследования систем управления
- Метод «Дельфи».
- Метод «сценариев».
- Метод swot-анализа.
- Метод «дерева целей».
- Эксперимент как частный метод исследования.
- Факторное планирование экспериментов.
- Анализ данных при исследовании систем управления.
- 42.Наблюдение как частный метод исследования.
- Тесты, социально-экономические эксперименты.
- Исследование целеполагания и критериев управления.
- 45.Опрос как частный метод исследования.
- 46.Анкетирование как письменная форма опроса.
- 47.Интервью как устная форма опроса.
- Классификация как метод исследования.
- 52. Диагностика систем управления.
- Процесс принятия управленческого решения и управления организацией.
- 55, Бизнес-план исследования.