1.1 Понятие, сущность и значение SWOT-анализ
SWOT-анализ предполагает возможность оценки фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если связывает воедино факторы внутренней и внешней среды и сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем (рис. 1).
SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в S и W, а внешняя - в О и Т.
Рис. 1. Составляющие SWOT-анализа
В табл. 1 представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе компании.
Таблица 1. Факторы SWOT-анализа
Внутренние сильные стороны (S): |
Внутренние слабости(W): |
|
Четко проявляемая компетентность |
Потеря компетентности |
|
Адекватные финансовые источники |
Недоступность финансов |
|
Высокое искусство конкуренции |
Рыночное искусство ниже среднего |
|
Хорошее понимание потребителей |
Отсутствие анализа потребителей |
|
Признанный рыночный лидер |
Слабый участник рынка |
|
Четко сформулированная стратегия |
Отсутствие четкой стратегии |
|
Использование экономии на масшта-бах |
Относительно высокая цена продук-ции |
|
Собственная уникальная технология |
Устарелые технология |
|
Проверенное надежное управление |
Потеря гибкости управления |
|
Надежная сеть распределения |
Слабая сеть распределения |
|
Высокое искусство НИОКР |
Слабые позиции в НИОКР |
|
Эффективная реклама |
Слабая политика продвижения |
|
Внешние возможности (О): |
Внешние угрозы (Т): |
|
Обслуживание новых потребителей |
Ослабление роста рынка |
|
Расширение диапазона товаров |
Увеличение заменяющих товаров |
|
Благодушие конкурентов |
Ожесточение конкуренции |
|
Снижение барьеров входа на рынок |
Появление иностранных конкурентов |
|
Благоприятный сдвиг в курсах валют |
Неблагоприятный сдвиг в курсах валют |
|
Большая доступность ресурсов |
Усиление требований поставщиков |
|
Ослабление законодательства |
Законодательное регулирование цены |
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
- используются ли сильные стороны как преимущества компании;
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами;
- какие благоприятные обстоятельства дают шансы на успех;
- на какие угрозы обратить внимание в первую очередь.
Рассмотрим алгоритм построения и анализа SWOT-матрицы.
1. Составляется список слабых и сильных сторон компании, а также список угроз и возможностей со стороны внешней среды.
2. Оцениваются внутренние и внешние факторы. Сильным и слабым сторонам присваивается оценка Ai по шкале от 0 до 5 (максимальному баллу соответствует значимое проявление фактора). Для оценки внешних факторов используются два параметра:
- вероятность достижения события рj по шкале от 0 до 1, где единице соответствует максимальная вероятность появления события;
- значимость фактора Кj, характеризующая степень влияния фактора на деятельность компании по шкале от 0 до 5, где максимальным баллам соответствует высокая степень влияния.
3. Формируется матрица оценок (табл. 2).
Таблица 2.Матрица оценок по факторам SWOT-анализа
4. Необходимо увязать факторы внешней и внутренней среды (табл. 3).
Таблица 3.Матрица оценок по взаимодействию факторов SWOT-анализа
Для каждой пары факторов вводится балльная оценка их взаимодействия aij , (от -1 до 1): при прямой (обратной) зависимости оценка положительная (отрицательная) и чем сильнее зависимость, тем выше оценка по модулю.
5. Оценки формируют комплексные параметры Aij (8.1):
, (1)
где Ai - бальная оценка сильной (слабой) стороны компании;
Kj - степень влияния возможности или угрозы;
pj - вероятность проявления фактора внешней среды;
aij - степень взаимодействия факторов парного анализа.
6. Оценивается степень значимости каждого фактора с точки зрения формирования стратегии:
- оценка уровня благоприятных возможностей для компании
, (2)
- оценка уровня конкретных угроз для фирмы
, (3)
- оценка сильных сторон компании
, (4)
- оценка слабых сторон компании
. (5)
Итоговая SWOT-матрица (табл. 4) содержит суммы взвешенных оценок. Выбор в пользу наиболее значимого с точки зрения стратегии квадранта делается исходя из максимальных по модулю количественных оценок.
7. Для каждой зоны матрицы получаем варианты стратегических действий. Таким образом, происходит переход от SWOT-матрицы к матрице стратегий компании (рис. 2):
Таблица 4.Итоговая матрица оценок SWOT-анализа
- для поля «Силы и Возможности» следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Например, лучшей стратегией станет упор на рост и увеличение продаж;
Рисунок 2. Матрица стратегий компании
- для поля «Слабости и Возможности», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся, в организации слабости. В данном случае оптимальны стратегии совместных предприятий для активной работы на перспективном рынке. Альтернативный вариант - стратегия вертикальной или горизонтальной интеграции;
- для поля «Силы и Угрозы» стратегия должна предполагать использование силы компании для нейтрализации угроз внешней среды. Эффективными будут стратегии, направленные на смягчение внешних угроз на рынке путем диверсификации и интеграции;
- для поля «Слабости и Угрозы» разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка, либо уход с рынка.
Вырабатывая стратегии, нужно помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организаций дополнительную возможность в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу. Кроме того, SWOT-анализ необходимо дорабатывать в следующих направлениях:
- определить при каких значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами;
- определить насколько сильные и слабые стороны сильны и слабы соответственно.
- Введение
- 1.Теоретические аспекты понятия SWOT-анализ в стратегическом менеджменте
- 1.1 Понятие, сущность и значение SWOT-анализ
- 1.2 SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента
- 1.3 Матрица первичного стратегического SWOT - анализа
- 2. SWOT - анализ и его значение в стратегическом менеджменте на примере предприятия ОАО «Железногорский хлебозавод»
- 2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Железногорский хлебозавод»
- 2.2 Анализ и оценка среды ОАО «Железногорский хлебозавод»
- 2.3 Выполнение, оценка и контроль реализации стратегии ОАО «Железногорский хлебозавод»
- 3.Направления совершенствования стратегического менеджмента на предприятии ОАО «Железногорский хлебозавод»
- 3.1 Недостатки в осуществлении стратегического менеджмента на предприятии ОАО «Железногорский хлебозавод»
- 1. Методы анализа в стратегическом менеджменте.
- 38. Swot- анализ как метод стратегического менеджмента
- Модели стратегического планирования: swot-анализ
- Сущность swot-анализа
- 24. 1.2 Swot-анализ как инструмент стратегического менеджмента
- 42. Swot-анализ как метод стратегического менеджмента
- Стратегический менеджмент
- Сущность стратегического менеджмента.
- Swot-анализ в стратегическом менеджменте
- Вопрос 11. Swot-анализ в стратегическом маркетинговом планировании