2.2. Анализ рынка гостиничных услуг г.СПб
По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам в 2011г. г.СПб посетило около 5,5 млн. туристов, что на 8% больше, чем в 2010г. (5,1 млн. чел.). В 2012 году прогнозируется увеличение количества туристов в Петербурге на 10%.
В 2011г. уровень спроса впервые за последние 3 года стал приближаться к показателям докризисных лет. На этом фоне в сезон 2011г. гостиницы стали более жестко подходить к вопросам предоставления скидок за размещение, что выразилось в росте средних цен номеров по сравнению с 2010г.
Показатели работы гостиниц г.СПб за 2002-2011г.г. представлены на рисунке 2.2.1.
ADR – средняя цена за номер
Yield – доходность
Рисунок 2.2.1 Показатели работы гостиниц в г.СПб за 2002-2011г.г. [38]
Гостиничных номеров в г.СПб пока больше, чем туристов и дефицит ощущается только в июне в период белых ночей и Международного экономического форума.
В 2009-2010г. гостиницы г.СПб находились в затруднительном положении: резкий рост предложения на рынке совпал с глобальным экономическим кризисом. В результате в 2010г. основные качественные показатели гостиниц значительно ухудшились: ADR (средняя цена за номер в сутки) и RevPAR (доходность на номер) сократились в долларовом выражении на 34,1% и 47,6%, соответственно. По мере восстановления мировой экономики операционная деятельность гостиниц г.СПб начала укрепляться.
Рынок гостиниц в 2011г. показал заметный рост и продолжает расти. Так среднегодовая заполняемость увеличилась по сравнению с 2010г. на 7,4% и составила порядка 55%. В среднем на 10-15% в рублевом выражении выросла цена предложения в качественном сегменте.
Уровень заполняемости гостиниц г.СПб за 2008-2011гг. представлен на рисунке 2.2.2.
Рисунок 2.2.2 Уровень заполняемости гостиниц г.СПб за 2008-2011гг., % [39]
Средний уровень заполняемости петербургских гостиниц в первые месяцы 2012г. не превышал 40-50%.
В связи с этим владельцы гостиниц города начали осваивать системы онлайн-бронирования, продвигать свои услуги в социальных сетях, а также расширять услуги для туристов: во многих отелях появилась услуга «трансфер», а также - экскурсионные и развлекательные программы. Но, как правило, самую высокую загрузку имели хостелы и мини-отели эконом-класса.
Всего на начало 2012г. в г.СПб было официально зарегистрировано 640 гостиниц (28188 номеров). Больше всего номеров - 9200 - относятся к категории «три звезды» (116 отелей). На втором месте - четырехвездочные объекты размещения: 42 штуки (около 8000 номеров). К малым отнесен 271 объект (примерно 2400 номеров).
Динамика рынка гостиниц г.СПб за 2006-2011г.г. представлена на рисунке 2.2.3.
Рисунок 2.2.3 Динамика рынка гостиниц г.СПб за 2006-2011г.г. [40]
Больше всего объектов гостеприимства сосредоточено в Центральном районе (26%), далее следуют Курортный (18%), Адмиралтейский (10%) и Василеостровский (9%) районы. Количество туристов-иностранцев растет в г.СПб не более чем на 7-10% в год, при этом большая часть поездок рассчитана не более чем на 3-5 дней.
На пике сезона, который традиционно приходится на последнюю декаду июня, мест в комфортабельных отелях не хватает.
Основные показатели гостиничного рынка г.СПб за 2011г. представлен в табл.2.2.1.
Объем качественного предложения в городе по итогам 2011г. составил 28188 номеров, из них 40% было выведено на рынок за последние пять лет. О планах модернизации заявили владельцы таких крупных гостиничных комплексов, как AZIMUT на Лермонтовском проспекте (бывшая «Советская»), «Октябрьская» у Московского вокзала, «Санкт-Петербург» на Пироговской набережной.
Таблица 2.2.1 - Основные показатели гостиничного рынка г.СПб за 2011г. [38]
Основные показатели | Высшая категория (5*) | Высшая категория (4*) | Средняя категория (3*) |
Общее количество номеров на январь 2012г. | 2190 | 8160 | 5180 |
Прирост номерного фонда за 2011 г. | 246 | 707 | 54 |
Средний уровень заполняемости, % | 62 | 64 | 70 |
Средняя цена продажи номера, руб./сутки | 12 470 | 5910 | 3700 |
Городу не хватает комфортных заведений эконом-класса не менее чем на 150 мест, рассчитанных на групповой туризм (подобно Ibis на Лиговском проспекте). Популярностью пользуются также и гостиницы, предназначенные для размещения семей с детьми и представителей среднего класса. По-прежнему мало удобных хостелов.
Есть спрос и на интересные дизайнерские бутик-отели. Это понятие появилось на гостиничном рынке г.СПб не так давно. Бутик отель - как правило, небольшой дизайнерский эксклюзивный отель, предполагающий особый стиль и атмосферу с индивидуальным подходом к каждому клиенту. На текущий момент в г.СПб действует три бутик отеля: Golden Garden Boutique Hotel, «Росси» и «Александр хаус».
В 2012г. запланировано открытие первого сетевого бутик отеля в г.СПб - Indigo (оператор Intercontinental). Также, сеть бутик отелей Oetker Collection анонсировала планы выхода на рынок Москвы и г.СПб.
Среди новых гостиниц, завершенных в течение 2011г., следует отметить два проекта, которые вывели рынок г.СПб на качественно иной уровень гостиничного сервиса – W St. Petersburg (137 номеров), первый в России сетевой lifestyle бутик-отель, а также состоявшееся в ноябре 2011г. официальное открытие Four Seasons St. Petersburg (183 номера).
Вместе с тем, несмотря на столь стремительное увеличение предложения, г.СПб все еще уступает основным европейским рынкам по объему качественного гостиничного предложения.
Динамика изменения объема качественного номерного фонда за период 2008-2012 г. представлена на рисунке 2.2.4.
Рисунок 2.2.4 Динамика изменения объема качественного номерного фонда за период 2008-2012 г. [39]
В течение первых трех месяцев 2012г. открылась только одна гостиница - Domina Prestige на Большой Морской ул., 54. Таким образом, на гостиничном рынке г.СПб появился новый международный оператор Domina Hotels.
В 2012-2013 гг. ожидается приход таких сетей как Four Seasons Hotels and Resorts и Fairmont Raffles Hotels International. Интерес к городу проявляют также Lotte Hotels & Resorts и Hilton. Планируется, что в 2012г. на рынке будет введено около 1,5 тыс. номеров, таким образом, общий объем качественного номерного фонда к 2012г. составит порядка 17 тыс. номеров.
Тем не менее, в городе строится сравнительно мало гостиниц. Это вызвано тем, что в кризис многие проекты были приостановлены, а сроки реализации гостиничных проектов практически самые длинные из всех сегментов недвижимости из-за необходимости не только построить здание, но и выполнить дизайн помещений, установить разнообразное оборудование, включая номерной фонд, рестораны, конференц-залы, а также подобрать и обучить персонал. Кроме того, сроки окупаемости гостиниц длиннее, чем в других секторах рынка, а конкуренция уже довольно высока, поэтому сейчас немного инвесторов интересуются этим сегментом.
При этом сегмент современных отелей наиболее насыщен в верхнем сегменте, в то время как сегмент отелей класса 3* заметно менее насыщен.
Структура рынка качественных гостиниц г.СПб за 2011г. представлена на рисунке 2.2.5.
Рисунок 2.2.5 Структура рынка качественных гостиниц г.СПб за 2011г. [40]
За 2011г. средний тариф на размещение снизился в г.СПб на 12% - до 3775 рублей. В первом квартале 2012г. номера в пятизвездочных отелях стоили в среднем 11000 рублей без учета НДС, в четырехзвездочных - 4500 руб., в «трешках» - 2550 рублей.
Впрочем, единообразия в ценовой политике гостиниц нет. Некоторые отели, в основном ориентированные на корпоративных клиентов, и в высокий сезон удерживают цены на уровне зимних предложений.
В период кризиса цены на проживание в гостиницах города значительно снизились, и в связи с увеличением конкуренции в ближайшей перспективе вряд ли достигнут докризисного уровня. Рост стоимости размещения в высококлассных гостиницах вызван в первую очередь появлением на рынке нового предложения в данной категории по более высоким ценам.
Рост спроса, простимулированный в посткризисный 2010г. снижением средней цены за номер, в 2011г. оказался менее эластичным, что позволило гостиницам вести более агрессивную ценовую политику, особенно в период высокого сезона.
Если в начале года владельцы гостиниц еще осторожно «прощупывали» потребителей на предмет их готовности платить более высокую цену за посещение одного из главных туристских центров России, то в разгар сезона «Белых ночей» (май и июнь) цены в качественных гостиницах г.СПб в рублевом выражении превысили прошлогодние показатели на 18,1% и 10,0%, соответственно.
В г.СПб продолжается развитие нового для города рекреационного направления – создание спа-отелей. Также происходит постепенная децентрализация гостиничного рынка: отели открываются в спальных районах и в пригородах.
Основные игроки рынка не ждут особых перемен в отношении роста доходов в 2012г. и далее.
За 2011г. рост RevPAR (доходность на номер) в рублях составил 11,5%, что стало возможным за счет увеличения ADR (средней цены) на фоне укрепляющегося спроса. Вместе с тем, хотя уровень загрузки продолжает увеличиваться практически во всех гостиницах города (и в межсезонье, и даже во время «высокого» сезона), замедленный рост ADR вряд ли позволит этому показателю вернуться на докризисный уровень.
Мнения отельеров сходятся в том, что, несмотря на быстрый темп возвращения турпотока в город, цены в обозримом будущем вряд ли достигнут своего докризисного уровня. Вследствие этого ожидается, что гостиницы предпримут усилия по развитию других центров прибыли (продажи питания и напитков, проведение конференций и банкетов), а также сконцентрируются на увеличении доли платежеспособного корпоративного сегмента. После четырехлетнего периода вывода на рынок новых гостиничных номеров количество проектов, находящихся в начальной или активной стадии строительства, невелико.
Ожидается, что к концу 2015г. рынок гостиничных услуг г.СПб увеличится на 1389 номеров, 70% из которых будут соответствовать категориям mid-market/economy. Список находящихся на разных этапах разработки и строительства гостиниц был существенно подкорректирован после 2009-2010г., что связано с недостатком доступного заемного финансирования, сокращением количества активных гостиничных девелоперов, а также общим падением доходов гостиниц (и, как следствие, доходности на вложенные инвестиции) ввиду увеличения предложения на фоне нестабильного спроса [39].
В целом, в связи с обострением конкуренции на рынке прогнозируется, что в 2012г. показатели доходности не будут заметно повышаться, при этом качественный уровень рынка возрастет.
- Введение
- 1. Теоретическая часть
- Сущность и структура качества услуг
- 1.Санитарно-гигиенические
- 2.Физиологическме и психофизиологические
- 3.Эстетические
- 4.Социально-психологические
- Характеристика современных методов анализа качества услуг
- 1.3 Организация управления качеством услуг гостиничного бизнеса
- 2. Аналитическая часть
- 2.1 Комплексный анализ деятельности ооо «Стрим» Общая характеристика ооо «Стрим»
- Анализ организационной структуры ооо «Стрим»
- Анализ объема продаж и ассортимента услуг ооо «Стрим»
- Анализ прибыли и рентабельности услуг ооо «Стрим»
- 2.2. Анализ рынка гостиничных услуг г.СПб
- 2.3. Анализ качества услуг ооо «Стрим»
- 3. Проектная часть
- 3.1 Разработка дерева целей по повышению качества услуг ооо «Стрим»
- 1.Повышение квалификации персонала
- 3.2.2 Мероприятие 2. Расширение ассортимента услуг
- Мероприятие 3. Повышение качества обслуживания
- 3.3 Оценка эффективности мероприятий по повышению качества услуг «Стрим»
- 3.3.1 Расчет экономической эффективности мероприятия 1 «Повышение квалификации персонала»
- 3.3.2 Расчет экономической эффективности мероприятия 2 «Расширение ассортимента услуг»
- 3.3.3 Расчет экономической эффективности мероприятия 3 «Повышение качества обслуживания»
- 4.Технологическая часть
- 4.1 Совершенствование технического оснащения гостиницы
- 4.2 Обновление технологического оборудования
- 4.3 Совершенствование системы охраны ценностей клиентов
- 5.Безопасность жизнедеятельности Введение
- 1. Нормативно-правовое обоснование организации охраны труда.
- 2. Организация системы охраны труда на рассматриваемом объекте.
- 2.1. Ответственный за охрану труда и его функции.
- 2.2. Общая характеристика и анализ условий труда на объекте.
- 2.2.1. Освещенность. Освещенность регулируется гост исо 8995-2002. Освещение рабочих систем внутри помещений. Средняя норма освещенности для гостиничных номеров составляет 150 лк.
- 2.2.2. Шум.
- 2.2.3. Микроклимат.
- 2.2.4. Электробезопасность.
- 2.2.5. Пожарная безопасность.
- 2.2.6. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к объекту.
- 2.2.7. Химические факторы риска
- 2.2.8. Прочие условия труда на объекте.
- 3. Разработка и проведение мероприятий по улучшению условий труда на объекте.
- Заключение
- Список литературы