logo
22-12-2012_20-42-09 (1) / Диплом

1.3 Организация управления качеством услуг гостиничного бизнеса

Действующее законодательство РФ содержит специальные нормативные акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг.

Основные принципы международной политики в области качества:

  1. Открытость и доступность информации для потребителей и государства о требованиях, предъявляемых к качеству услуг.

  2. Создание единого правового и технического пространства с учетом национального законодательства в области качества путем унификации требований к качеству.

  3. Повышение конкурентоспособности услуг за счет наиболее полного удовлетворения ожиданий потребителя.

  4. Повышение роли человеческого фактора в обеспечении качества.

  5. Создание инфраструктуры качества в виде международных институтов, обществ, тесного сотрудничества между ними.

  6. Внедрение систем качества, основанных на включении всех работников организации в процесс непрерывного улучшения качества услуги.

Цель регулирования качества услуг – уровень и состояние качества услуг с учетом интересов потребителя, а также требований безопасности.

Методы и средства регулирования качества услуг – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества услуг [27, с.78].

Регулирование управления качеством услуг использует следующие четыре типа методов:

Верхнюю ступень в иерархии регулирования качества услуг занимает закон, т.е. нормативный правовой акт, принятый высшим органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой [28, с.78].

Все иные нормативные акты называются подзаконными, которые принимаются уполномоченными на то органами власти и управления:

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся стандарты, эталоны, метрическая система, являющиеся важнейшими инструментами регулирования качества [30].

В соответствии со статьей 128 ГК РФ работы и услуги признаются объектами гражданских прав. Договорное определение качества услуги вытекает также из положений п. 4 ст. 421 ГК РФ, откуда следует, что условия договора (в том числе, и о качестве) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами [31].

Правовое регулирование качества услуг осуществляется с помощью следующих способов:

Государственные стандарты являются обязательными правилами для организаций, так как государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Поэтому они касаются безопасности услуг для жизни, здоровья и имущества потребителей. Они обязательны и в иных случаях, если это установлено компетентным органом управления [33, с.32].

К органам, контролирующим качество услуг, относятся:

Каждое предприятие гостиничной сферы, если оно стремится привлечь и сохранить своих клиентов, обязано гарантировать определенные стандарты и условия обслуживания, которые бы изначально были для них понятны и привлекательны. Стандарты эти закрепляются классификационными системами, которые разрабатываются соответствующими государственными органами или предпринимательскими ассоциациями [35, с.75].

Услуги должны учитывать интересы туристов, быть безопасными для жизни, здоровья туристов и соответствовать требованиям ГОСТ 28681.3/ГОСТ Р 506442.

Индустрия гостеприимства введением стандартов на обслуживание, применением сертификации услуг определяет способы и критерии оценки качества своей деятельности и позволяет создать у потребителей уверенность в том, что удобства или услуги предоставляются туристу в рамках четко определенных норм и правил.

Под сертификацией услуг гостиниц понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализуемых потребителю услуг требованиям законодательных и нормативных документов по обслуживанию туристов.

Сертификация услуг гостиниц является одним из важнейших механизмов управления качеством обслуживания, дающих возможность объективно оценить уровень услуг, подтвердить их безопасность для потребителя. В условиях рыночной экономики в рамках индустрии туризма потребитель (турист) является ключевой фигурой при реализации требований стандартов на предоставляемое ему качество туристских услуг в зависимости, от которого и находится цена.

Целями стандартизации в сфере гостиничных услуг являются подтверждение и обеспечение поддержания заявленного уровня качества и безопасности потребления услуг, защита интересов потребителей от недобросовестной конкуренции на рынке.

Гостиничный сектор относится к сфере туриндустрии и регулируется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Установление основ управления рынком гостиничных услуг находится в ведении федеральной власти, т.е. законодательное регулирование осуществляется преимущественно Федеральным Собранием РФ – Парламентом России (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) [30].

На федеральном уровне деятельность гостиничного сектора регулирует Министерство культуры РФ. В соответствие с указом Президента РФ от 22 мая 2012г., Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) теперь находится в ведении Министерства культуры, и, соответственно, координацией и регулированием в туристической отрасли теперь занимается Минкультуры. Федеральное агентство по туризму также было передано в ведение Минкультуры. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма [36].

Регулирование деятельности гостиничного сектора на региональном уровне осуществляют региональные органы власти. В г.СПб регулирование осуществляет губернатор г.СПб и подчиненная ему законодательная и исполнительная власть. Законодательная власть – это Правительство г.СПб, исполнительная власть представлена Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам г.СПб [37].

Организация управления гостиничным бизнесом представлена на рисунке 1.3.1.

Президент РФ

Управление гостиничным бизнесом на федеральном уровне

Исполнительная власть

Законодательная власть

Федеральное собрание

Министерство культуры РФ

Федеральное агентство по туризму

Совет Федерации

Управление гостиничным бизнесом на региональном уровне

Законодательное собрание г.СПб

Комитет по инвестициям и стратегическим проектам г.СПб

ООО «Стрим» (гостиничный бизнес)

Рисунок 1.3.2 Схема управления объектом исследования

Выводы

  1. Качество услуг (продукции) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества.

  2. Оценка качества предоставления услуг является важнейшим элементом системы управления качеством. Она не только позволяет проводить контроль качества обслуживания, предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений, но и обеспечивает обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы. Методы анализа качества услуг: экспертный, измерительный, расчетный, социологический, по источникам информации. Показатели качества услуг должны обеспечивать: повышение качества услуги и соответствие требованиям потребителей; соответствие качества услуги передовому зарубежному опыту; учет современных достижений науки и техники и основных направлений научно-технического прогресса и развития сферы услуг; характеристику свойств услуги на стадиях ее жизненного цикла.

  3. За регулирование деятельности сферы гостиничных услуг на федеральном уровне отвечает Министерство культуры РФ. Управления сферой гостиничных услуг на региональном уровне осуществляется Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам г.СПб.