logo
организация общественного питания

Сравнительный анализ классификаций услуг предприятий общественного питания

ГОСТ Р 50764–95

М.А. Николаева

А.Т. Васюкова, В.И. Пивоваров, К.В. Пивоваров

1. Услуги питания.

2. Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий.

3. Услуги по организации потребления и обслуживания.

4. Услуги по реализации кулинарной продукции.

5. Услуги по организации досуга.

6. Информационно-консультативные услуги.

7. Прочие услуги

1. Основные услуги:

1.1. Общие услуги:

услуга питания;

услуга реализации.

1.2. Специфичные услуги:

услуга по организации потребления и обслуживания;

услуга по изготовлению продукции общественного питания.

2. Дополнительные услуги:

2.1. Общие услуги:

информационно-консультативные;

2.2. Специфичные услуги:

услуга по организации обслуживания и потребления; услуга по реализации продукции вне предприятия; услуга по организации досуга;

прочие услуги

1. Материально-бытовые услуги.

2. Торговые услуги.

3. Культурно-массовые услуги

Проанализировав подходы отечественных ученых к проблеме классификации услуг предприятий общественного питания, можно сделать следующие выводы.

  1. В условиях централизованной экономики внимание данному вопросу не уделялось, так как предприятия общественного питания были нацелены на выполнение плана в условиях командно-административной системы.

  2. В настоящее время в большинстве источников (Л.А. Радченко, И.Н. Смагина, Д.А. Смагин, Т.И. Николаева, Н.Р. Егорова, В.В. Усов, Л.Л. Медведева и др.) приводится классификация, данная в ГОСТ Р 50764–95 «Услуги общественного питания. Общие требования» (прил. 3). Недостатком данной классификации является то, что в ней учитывается только один классификационный признак – содержание услуги, но остаются без внимания другие аспекты услуг.

  3. Недостатком классификации, предложенной М.А. Николаевой, является ее базирование на классификации ГОСТ Р 50764–95; отличие же заключается в попытке разделения услуг на основные и дополнительные. Такое деление услуг предприятий общественного питания на данном этапе развития отрасли является неправомерным, так как в настоящее время предприятия общественного питания различных типов оказывают потребителям широкую номенклатуру услуг и достаточно сложно выделить среди них основные и дополнительные.

  4. Достоинством классификации разработанной А.Т. Васюковой, В.И. Пивоваровым, К.В. Пивоваровым, является выделение услуг предприятий общественного питания по такому признаку, как характер услуг. Недостатком этой классификации является то, что это – единственный признак классификации.

Таким образом, каждая из представленных выше классификаций имеет право на существование, но ни одна не отражает все многообразие услуг предприятий общественного питания.

Изучение, обобщение и переосмысление нормативной, научной и учебной литературы по вопросам классификации услуг предприятий общественного питания позволяют выделить основные классификационные признаки и соответствующие им виды услуг предприятий общественного питания (рис. 7).

Представленная классификация услуг общественного питания основана на систематизации различных классификаций и признаков с учетом современных требований к услугам, направлена на повышение их качества и интенсивное развитие. Классификация услуг предприятий общественного питания состоит в распределении их на группы, характеризующиеся общими существенными признаками, которые определяют закономерности их образования как экономического явления, место каждого вида услуг в общей совокупности и тенденции развития.

Рис. 7. Классификация услуг