Сравнительный анализ классификаций услуг предприятий общественного питания
ГОСТ Р 50764–95 | М.А. Николаева | А.Т. Васюкова, В.И. Пивоваров, К.В. Пивоваров |
1. Услуги питания. 2. Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий. 3. Услуги по организации потребления и обслуживания. 4. Услуги по реализации кулинарной продукции. 5. Услуги по организации досуга. 6. Информационно-консультативные услуги. 7. Прочие услуги | 1. Основные услуги: 1.1. Общие услуги: услуга питания; услуга реализации. 1.2. Специфичные услуги: услуга по организации потребления и обслуживания; услуга по изготовлению продукции общественного питания. 2. Дополнительные услуги: 2.1. Общие услуги: информационно-консультативные; 2.2. Специфичные услуги: услуга по организации обслуживания и потребления; услуга по реализации продукции вне предприятия; услуга по организации досуга; прочие услуги | 1. Материально-бытовые услуги. 2. Торговые услуги. 3. Культурно-массовые услуги |
Проанализировав подходы отечественных ученых к проблеме классификации услуг предприятий общественного питания, можно сделать следующие выводы.
В условиях централизованной экономики внимание данному вопросу не уделялось, так как предприятия общественного питания были нацелены на выполнение плана в условиях командно-административной системы.
В настоящее время в большинстве источников (Л.А. Радченко, И.Н. Смагина, Д.А. Смагин, Т.И. Николаева, Н.Р. Егорова, В.В. Усов, Л.Л. Медведева и др.) приводится классификация, данная в ГОСТ Р 50764–95 «Услуги общественного питания. Общие требования» (прил. 3). Недостатком данной классификации является то, что в ней учитывается только один классификационный признак – содержание услуги, но остаются без внимания другие аспекты услуг.
Недостатком классификации, предложенной М.А. Николаевой, является ее базирование на классификации ГОСТ Р 50764–95; отличие же заключается в попытке разделения услуг на основные и дополнительные. Такое деление услуг предприятий общественного питания на данном этапе развития отрасли является неправомерным, так как в настоящее время предприятия общественного питания различных типов оказывают потребителям широкую номенклатуру услуг и достаточно сложно выделить среди них основные и дополнительные.
Достоинством классификации разработанной А.Т. Васюковой, В.И. Пивоваровым, К.В. Пивоваровым, является выделение услуг предприятий общественного питания по такому признаку, как характер услуг. Недостатком этой классификации является то, что это – единственный признак классификации.
Таким образом, каждая из представленных выше классификаций имеет право на существование, но ни одна не отражает все многообразие услуг предприятий общественного питания.
Изучение, обобщение и переосмысление нормативной, научной и учебной литературы по вопросам классификации услуг предприятий общественного питания позволяют выделить основные классификационные признаки и соответствующие им виды услуг предприятий общественного питания (рис. 7).
Представленная классификация услуг общественного питания основана на систематизации различных классификаций и признаков с учетом современных требований к услугам, направлена на повышение их качества и интенсивное развитие. Классификация услуг предприятий общественного питания состоит в распределении их на группы, характеризующиеся общими существенными признаками, которые определяют закономерности их образования как экономического явления, место каждого вида услуг в общей совокупности и тенденции развития.
Рис. 7. Классификация услуг
- Федеральное агентство по образованию
- Введение
- Глава 1 Общественное питание в условиях развития рыночных отношений
- Основные функции предприятий общественного питания
- Глава 2 Эволюция и основные тенденции развития общественного питания в России
- Эволюция предприятий общественного питания в России
- Оборот предприятий общественного питания России (в фактически действовавших ценах)
- Оборот общественного питания по формам собственности (в фактических действовавших ценах), млн руб./% к итогу
- Основные демографические показатели России, млн чел.
- Глава 3 Классификация типов предприятий общественного питания на современном этапе развития отрасли
- Классификация типов предприятий общественного питания согласно гост р 50762–95
- Классификация типов предприятий общественного питания по объему и характеру предоставляемых услуг
- Глава 4 Услуги предприятий общественного питания
- Предприятий общественного питания
- Сравнительный анализ классификаций услуг предприятий общественного питания
- Предприятия общественного питания
- Уровни услуг предприятий общественного питания
- Глава 5 Организация торговой деятельности и обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания
- 5.1. Формы и методы обслуживания потребителей
- 5.2. Организация и обслуживание банкетов и приемов на предприятиях общественного питания
- Банкет с полным обслуживанием официантами
- Дипломатический прием
- Банкет с частичным обслуживанием официантами
- Банкет-фуршет
- Прием-коктейль
- Банкет-чай
- Глава 6
- Методические подходы
- К оценке эффективности деятельности
- Предприятий общественного питания
- Глава 7 Методика комплексной оценки эффективности деятельности предприятий общественного питания
- Показатели экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания
- Критерии и показатели социальной эффективности деятельности предприятия общественного питания
- Глава 8 Оценка эффективности предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн руб.
- Половозрастная структура населения Екатеринбурга, тыс. Чел.
- Показатели развития Екатеринбурга
- Внедрение полной автоматизации учета производства предприятий общественного питания за 2006 г.
- Влияние факторов внешней среды на сферу общественного питания в городе Екатеринбурге
- Развитие предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Структура общедоступной сети предприятий общественного питания по районам Екатеринбурга (по состоянию на 01.01.2007 г.)
- Обеспеченность местами предприятий общественного питания (по состоянию на 01.01.2007 г.)
- Охват услугами предприятий общественного питания Екатеринбурга по различным возрастным группам, % положительно ответивших от общего числа опрошенных по каждой возрастной группе
- Выборка предприятий общественного питания для исследования эффективности их деятельности на территории Екатеринбурга
- Расчет значимости коэффициента каждого блока экономической эффективности
- Расчет значимости коэффициента каждого блока социальной эффективности
- I. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания
- II. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективност предприятия общественного питания
- Распределение предприятий общественного питания Екатеринбурга по комплексному коэффициенту экономической эффективности
- Распределение предприятий общественного питания Екатеринбурга по комплексному коэффициенту социальной эффективности
- Оценка эффективности предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Глава 9 Концепция развития общественного питания
- Зональная схема размещения предприятий общественного питания в крупнейшем городе
- Проект «Кухня на любой вкус»
- Проект «Центральная торговая зона»
- Проект «Торговые узлы Екатеринбурга»
- Проект «Гостиницы Екатеринбурга»
- Областная государственная целевая программа «Развитие туризма в Свердловской области»
- Итоговые вопросы по курсу
- Библиографический список
- Приложения
- 3. Определения
- 4. Классификация предприятий общественного питания
- 5. Общие требования к предприятиям общественного питания
- 6. Требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов
- Требования к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий общественного питания различных типов и классов
- Требования к мебели, столовой посуде, приборам, белью
- Требования к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции для предприятий различных типов и классов
- Требования к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию для предприятий различных типов и классов
- Состав помещений для потребителей на предприятиях общественного питания
- Площади помещений для потребителей на предприятиях общественного питания, м2
- Приложение 2 Нормативная документация предприятий общественного питания
- Приложение 3
- Предисловие
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Определения
- 4. Классификация услуг общественного питания
- 5. Общие требования к услугам общественного питания
- 6. Требования безопасности услуг
- 7. Требования экологичности услуг
- 8. Методы оценки и контроль качества услуг
- Приложение 4 Сравнение основных подходов отечественных экономистов к оценке эффективности деятельности предприятий общественного питания
- Оглавление