Классификация типов предприятий общественного питания по объему и характеру предоставляемых услуг
Тип предприятия | Классификационный признак | Пример |
Ресторан | Ассортимент реализуемой продукции | Рыбный, пивной, национальной, зарубежной кухни, кофейня |
Место расположения | При гостинице, вокзале, вагон-ресторан | |
Бар | Ассортимент реализуемой продукции и способ приготовления | Пивной, гриль-бар, молочный, коктейль-бар |
Специфика обслуживания потребителей | Видео-бар, варьете-бар, спорт-бар | |
Кафе | Ассортимент реализуемой продукции | Общего типа, кафе-мороженое, кафе-кондитерская |
Контингент потребителей | Детское, семейное, молодежное |
Окончание табл. 7
Тип предприятия | Классификационный признак | Пример |
Предприятие быстрого обслуживания | Ассортимент реализуемой продукции | Общего типа, специализированные |
Мобильность | Стационарные, мобильные (киоски), фуд-корты | |
Предприятие выездного обслуживания | Ассортимент реализуемой продукции | Доставка блюд, обедов |
Обслуживание различных мероприятий | ||
Закусочная | Ассортимент реализуемой продукции | Общего типа |
Специализированные: пельменная, блинная, пирожковая, чайная, кофейня | ||
Столовая | Ассортимент реализуемой продукции | Общего типа, диетическая |
Обслуживаемый контингент | Рабочая, школьная, студенческая | |
Место расположения | Общедоступная, по месту работы, учебы |
Предложенная классификация предприятий общественного питания по типу предприятия учитывает особенности ведения бизнеса во всей сфере общественного питания. В частности, выделены такие типы предприятий общественного питания, как предприятия быстрого и выездного обслуживания, определено место кофейни в общей классификации.
На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг (прил. 2): а) санитарно-гигиенические и технологические требования (СанПиН 42–123–5777, СанПиН 42–123–4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий); б) требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов (МВТ 5061); в) противопожарной безопасности (ГОСТ 12.1.004); г) электробезопасности (СНиП П–4); д) экологической безопасности (СанПиН 42–123–5777, СНиП 2.08.02.89).
Архитектурно-планировочное решение и конструктивные элементы здания, техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02.89.
На фасаде ресторана и бара должна быть размещена световая вывеска с элементами оформления; у входа – вывеска с указанием типа, класса, фирменного названия, формы организации деятельности, юридического лица, местонахождения собственника, информации о режиме работы, оказываемых услугах.
Подъезды и прилегающая территория должны хорошо освещаться в вечернее время, иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу. Вход должен обеспечивать одновременно два встречных потока посетителей (вход и выход).
Для обслуживания инвалидов должны существовать наклонные пандусы у входных дверей (для проезда инвалидных колясок), лифт, специально оборудованные туалеты.
При оформлении залов и помещений для посетителей используются изысканные декоративные или оригинальные элементы (светильники, драпировки) – в высшем и первом классе; обязательно наличие эстрады, танцевальной площадки в ресторане класса «люкс» и высшего, в баре «люкс»; в ресторанах обязательно наличие банкетного зала, отдельных кабин. Система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности в ресторанах и барах («люкс», высший) обеспечивает надлежащий микроклимат; в остальных предприятиях предусматривается система вентиляции, обеспечивающая допустимую температуру и влажность.
Все предприятия должны быть оснащены инженерными коммуникациями (горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, радио- и телефонная связь). Необходимы аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.
Предприятия общественного питания предоставляют потребителям разные услуги: питания; по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий; по организации потребления и обслуживания; по реализации кулинарной продукции; организации досуга; информационно-консультативные и пр.
Состав помещений для предприятий определяется их функциональным назначением. Он зависит также от типа предприятия, его вместимости и характера производства, методов обслуживания.
Различают следующие группы помещений:
для посетителей – вестибюль с гардеробом, туалетом, залы с раздаточными и буфетом – при самообслуживании; аванзал – при обслуживании официантами; комнаты отдыха, врача (в диетических столовых), магазин кулинарии;
производственные – цехи (горячий, холодный, доготовочный, обработки зелени, заготовочные – мясной, рыбный, овощной, птицегольевой, кулинарный, кондитерский), хлеборезка, моечная столовой и кухонной посуды, моечная и кладовая полуфабрикатной тары; барная стойка, раздаточная, сервизная (с обслуживанием официантами);
для приема и хранения продуктов (охлаждаемые камеры, неохлаждаемые кладовые, кладовая и моечная тары, кладовая овощей, инвентаря), загрузочная;
служебные, бытовые – административное помещение, комната персонала, гардероб, душевая, бельевая, главная касса;
технические – вентиляционные камеры, электрощитовая, теплопункт, машинные отделения, мастерские и пр.
Требования к предприятиям различных типов и классов подразделяются по следующим направлениям:
архитектурно-планировочное решение и оформление;
мебель, столовая посуда, приборы и белье;
меню, прейскуранты, ассортимент продукции;
методы обслуживания;
состав и площади помещений.
В зависимости от организации производства различают: 1) заготовочные предприятия, которые предназначены для выработки полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий с обработкой сырья; основные среди них – фабрики (или предприятия) полуфабрикатов и кулинарных изделий, кулинарии, специализированные цехи для централизованного производства полуфабрикатов из одного вида сырья или кондитерский цех; 2) доготовочные, которые работают на полуфабрикатах от заготовочных предприятий и предприятий пищевой промышленности; 3) предприятия с полным технологическим циклом, которые работают на сырье и вырабатывают продукцию, реализуемую через зал и другие торговые помещения.
- Федеральное агентство по образованию
- Введение
- Глава 1 Общественное питание в условиях развития рыночных отношений
- Основные функции предприятий общественного питания
- Глава 2 Эволюция и основные тенденции развития общественного питания в России
- Эволюция предприятий общественного питания в России
- Оборот предприятий общественного питания России (в фактически действовавших ценах)
- Оборот общественного питания по формам собственности (в фактических действовавших ценах), млн руб./% к итогу
- Основные демографические показатели России, млн чел.
- Глава 3 Классификация типов предприятий общественного питания на современном этапе развития отрасли
- Классификация типов предприятий общественного питания согласно гост р 50762–95
- Классификация типов предприятий общественного питания по объему и характеру предоставляемых услуг
- Глава 4 Услуги предприятий общественного питания
- Предприятий общественного питания
- Сравнительный анализ классификаций услуг предприятий общественного питания
- Предприятия общественного питания
- Уровни услуг предприятий общественного питания
- Глава 5 Организация торговой деятельности и обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания
- 5.1. Формы и методы обслуживания потребителей
- 5.2. Организация и обслуживание банкетов и приемов на предприятиях общественного питания
- Банкет с полным обслуживанием официантами
- Дипломатический прием
- Банкет с частичным обслуживанием официантами
- Банкет-фуршет
- Прием-коктейль
- Банкет-чай
- Глава 6
- Методические подходы
- К оценке эффективности деятельности
- Предприятий общественного питания
- Глава 7 Методика комплексной оценки эффективности деятельности предприятий общественного питания
- Показатели экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания
- Критерии и показатели социальной эффективности деятельности предприятия общественного питания
- Глава 8 Оценка эффективности предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн руб.
- Половозрастная структура населения Екатеринбурга, тыс. Чел.
- Показатели развития Екатеринбурга
- Внедрение полной автоматизации учета производства предприятий общественного питания за 2006 г.
- Влияние факторов внешней среды на сферу общественного питания в городе Екатеринбурге
- Развитие предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Структура общедоступной сети предприятий общественного питания по районам Екатеринбурга (по состоянию на 01.01.2007 г.)
- Обеспеченность местами предприятий общественного питания (по состоянию на 01.01.2007 г.)
- Охват услугами предприятий общественного питания Екатеринбурга по различным возрастным группам, % положительно ответивших от общего числа опрошенных по каждой возрастной группе
- Выборка предприятий общественного питания для исследования эффективности их деятельности на территории Екатеринбурга
- Расчет значимости коэффициента каждого блока экономической эффективности
- Расчет значимости коэффициента каждого блока социальной эффективности
- I. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания
- II. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективност предприятия общественного питания
- Распределение предприятий общественного питания Екатеринбурга по комплексному коэффициенту экономической эффективности
- Распределение предприятий общественного питания Екатеринбурга по комплексному коэффициенту социальной эффективности
- Оценка эффективности предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Глава 9 Концепция развития общественного питания
- Зональная схема размещения предприятий общественного питания в крупнейшем городе
- Проект «Кухня на любой вкус»
- Проект «Центральная торговая зона»
- Проект «Торговые узлы Екатеринбурга»
- Проект «Гостиницы Екатеринбурга»
- Областная государственная целевая программа «Развитие туризма в Свердловской области»
- Итоговые вопросы по курсу
- Библиографический список
- Приложения
- 3. Определения
- 4. Классификация предприятий общественного питания
- 5. Общие требования к предприятиям общественного питания
- 6. Требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов
- Требования к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий общественного питания различных типов и классов
- Требования к мебели, столовой посуде, приборам, белью
- Требования к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции для предприятий различных типов и классов
- Требования к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию для предприятий различных типов и классов
- Состав помещений для потребителей на предприятиях общественного питания
- Площади помещений для потребителей на предприятиях общественного питания, м2
- Приложение 2 Нормативная документация предприятий общественного питания
- Приложение 3
- Предисловие
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Определения
- 4. Классификация услуг общественного питания
- 5. Общие требования к услугам общественного питания
- 6. Требования безопасности услуг
- 7. Требования экологичности услуг
- 8. Методы оценки и контроль качества услуг
- Приложение 4 Сравнение основных подходов отечественных экономистов к оценке эффективности деятельности предприятий общественного питания
- Оглавление