Критерии и показатели социальной эффективности деятельности предприятия общественного питания
Критерии и показатели эффективности | Роль показателя в оценке | Уровень социальной эффективности | |||||
5-й | 4-й | 3-й | 2-й | 1-й | |||
1. Качество производственной деятельности | |||||||
1.1. Коэффициент удовлетворенности качеством продукции (I(КП)) | Оценка потребителями качества продукции
| 0,99–1,0 | 0,98–0,85 | 0,84–0,70 | 0,69–0,55 | 0,55 и ниже | |
1.2. Коэффициент удовлетворенности широтой ассортимента продукции (I(ША)) | Оценка потребителями широты ассортимента продукции
| 0,99–1,0 | 0,98–0,85 | 0,84–0,70 | 0,69–0,55 | 0,55 и ниже | |
2. Качество сервиса | |||||||
2.1. Коэффициент удовлетворенности качеством сервиса (I (КС)) | Оценка потребителями качества сервиса на предприятии | 0,99–1,0 | 0,98–0,85 | 0,84–0,70 | 0,69–0,55 | 0,55 и ниже | |
2.2. Коэффициент удовлетворенности номенклатурой услуг (I(НУ)) | Оценка потребителями номенклатуры услуг | 0,99–1,0 | 0,98–0,85 | 0,84–0,70 | 0,69–0,55 | 0,55 и ниже | |
2.3. Коэффициент удовлетворенности временем обслуживания (I(ВО)) | Оценка потребителями времени обслуживания | 0,99–1,0 | 0,98–0,85 | 0,84–0,70 | 0,69–0,55 | 0,55 и ниже | |
3. Качество обслуживания | |||||||
3.1. Коэффициент удовлетворенности атмосферой предприятия (I(АТМ)) | Оценка потребителями атмосферы предприятия | 0,99–1,0 | 0,98–0,85 | 0,84–0,70 | 0,69–0,55 | 0,55 и ниже |
Окончание табл. 11
Критерии и показатели эффективности | Роль показателя в оценке | Уровень социальной эффективности | ||||
5-й | 4-й | 3-й | 2-й | 1-й | ||
3. Качество обслуживания | ||||||
3.2. Коэффициент удовлетворенности режимом работы предприятия (I(РР)) | Оценка потребителями удобства режима работы | 0,99–1,0 | 0,98–0,85 | 0,84–0,70 | 0,69–0,55 | 0,55 и ниже |
3.3. Коэффициент удовлетворенности уровнем рекламно-информационной работы (I(РИ)) | Оценка потребителями уровня рекламно-информационной работы | 0,99–1,0 | 0,98–0,85 | 0,84–0,70 | 0,69–0,55 | 0,55 и ниже |
Для расчета комплексного коэффициента эффективности предприятия общественного питания рекомендуется поэтапный расчет коэффициентов.
I. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания
1. Оценка эффективности использования ресурсов на предприятии общественного питания (Эр):
Эр = k11 I(И) + k12 I(Ф) + k13 I(ОС).
2. Расчет коэффициента по блоку 2 «Результативность деятельности предприятия общественного питания» (Эр.п):
Эр.п= k21 I(ОРТ) + k22 I(R)+ k23 I(RВД).
3. Расчет коэффициента по блоку 3 «Конкурентное положение предприятия» (Эк.п):
Эк.п = k31 КR + k32 КЦ + k33 КДР.
4. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания (Кээп):
Кээп = К1 Эр + К2 Эр.п + К3 Эк.п,
где Кi – коэффициенты значимости каждого блока, которые определяются на основе анализа положения хозяйствующих субъектов на рынке с использованием метода экспертных оценок.
II. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности деятельности предприятия общественного питания
1. Расчет коэффициента по блоку 1 «Качество производственной деятельности предприятия общественного питания» (Экпд):
Экпд= k41I(КП) + k42I(ША)+ k43I(ОА).
2. Расчет коэффициента по блоку 2 «Качество сервиса на предприятия общественного питания» (Экс):
Экс = k51 I(КС) + k52 I(НУ) + k53 I(ВО).
3. Расчет коэффициента по блоку 3 «Качество обслуживания на предприятии общественного питания» (Эко):
Эко = k61 I(АТМ) + k62 I(РР) + k63 I(РИ).
4. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания (Ксэп) производится по формуле
Ксэп = К4 Экпд + К5 Экс + К6 Эко,
где Кi – коэффициенты значимости каждого блока, которые определяются на основе оценок потребителей.
Исходя из комплексной оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания, можно выделить следующие уровни этого показателя.
Абсолютно эффективное предприятие – теоретическая модель предприятия, которая на рынке максимально продуктивно использует свой совокупный потенциал, приспосабливая его к окружающей среде. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности – 1–0,99.
Высокоэффективное предприятие – хозяйствующий субъект, который наиболее полно реализует свою рыночную политику, занимает на данном рынке лидирующее положение, получает наибольшее признание потребителей, способен развиваться в долгосрочном периоде. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности – 0,98–0,85.
Эффективное предприятие – хозяйствующий субъект, занимающий на данном рынке достаточно устойчивое положение, способный противостоять конкурентным силам в сфере реализации своих интересов и быть востребованным в течение среднесрочного периода (до 5 лет). Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности – 0,84–0,70.
Низкоэффективное предприятие – хозяйствующий субъект, который не способен активно противостоять конкурентам, не вносит существенные изменения в свою деятельность, низкорентабельное. Угроза вытеснения его с рынка охватывает период от 1 до 3 лет. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности ниже 0,69–0,55.
Неэффективное предприятие – не соответствует требованиям рынка, имеет низкую эффективность хозяйственной деятельности, не имеет возможности развиваться, находится в зоне существенного хозяйственного и коммерческого риска. Интегральная оценка эффективности – ниже 0,55.
Преимущество представленной методики состоит в том, что получение частных и интегральных показателей по каждому блоку дает возможность выявить резервы или достижения в сфере важнейших направлений деятельности предприятия общественного питания, и на этой основе подтвердить, скорректировать или коренным образом изменить стратегии управления по каждому направлению деятельности. Данная методика позволяет быстро и объективно охарактеризовать эффективность деятельности предприятия общественного питания.
Данная методика комплексной оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания базируется на доступной информации и адекватна уровню подготовки и квалификации управленцев.
- Федеральное агентство по образованию
- Введение
- Глава 1 Общественное питание в условиях развития рыночных отношений
- Основные функции предприятий общественного питания
- Глава 2 Эволюция и основные тенденции развития общественного питания в России
- Эволюция предприятий общественного питания в России
- Оборот предприятий общественного питания России (в фактически действовавших ценах)
- Оборот общественного питания по формам собственности (в фактических действовавших ценах), млн руб./% к итогу
- Основные демографические показатели России, млн чел.
- Глава 3 Классификация типов предприятий общественного питания на современном этапе развития отрасли
- Классификация типов предприятий общественного питания согласно гост р 50762–95
- Классификация типов предприятий общественного питания по объему и характеру предоставляемых услуг
- Глава 4 Услуги предприятий общественного питания
- Предприятий общественного питания
- Сравнительный анализ классификаций услуг предприятий общественного питания
- Предприятия общественного питания
- Уровни услуг предприятий общественного питания
- Глава 5 Организация торговой деятельности и обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания
- 5.1. Формы и методы обслуживания потребителей
- 5.2. Организация и обслуживание банкетов и приемов на предприятиях общественного питания
- Банкет с полным обслуживанием официантами
- Дипломатический прием
- Банкет с частичным обслуживанием официантами
- Банкет-фуршет
- Прием-коктейль
- Банкет-чай
- Глава 6
- Методические подходы
- К оценке эффективности деятельности
- Предприятий общественного питания
- Глава 7 Методика комплексной оценки эффективности деятельности предприятий общественного питания
- Показатели экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания
- Критерии и показатели социальной эффективности деятельности предприятия общественного питания
- Глава 8 Оценка эффективности предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн руб.
- Половозрастная структура населения Екатеринбурга, тыс. Чел.
- Показатели развития Екатеринбурга
- Внедрение полной автоматизации учета производства предприятий общественного питания за 2006 г.
- Влияние факторов внешней среды на сферу общественного питания в городе Екатеринбурге
- Развитие предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Структура общедоступной сети предприятий общественного питания по районам Екатеринбурга (по состоянию на 01.01.2007 г.)
- Обеспеченность местами предприятий общественного питания (по состоянию на 01.01.2007 г.)
- Охват услугами предприятий общественного питания Екатеринбурга по различным возрастным группам, % положительно ответивших от общего числа опрошенных по каждой возрастной группе
- Выборка предприятий общественного питания для исследования эффективности их деятельности на территории Екатеринбурга
- Расчет значимости коэффициента каждого блока экономической эффективности
- Расчет значимости коэффициента каждого блока социальной эффективности
- I. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания
- II. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективност предприятия общественного питания
- Распределение предприятий общественного питания Екатеринбурга по комплексному коэффициенту экономической эффективности
- Распределение предприятий общественного питания Екатеринбурга по комплексному коэффициенту социальной эффективности
- Оценка эффективности предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Глава 9 Концепция развития общественного питания
- Зональная схема размещения предприятий общественного питания в крупнейшем городе
- Проект «Кухня на любой вкус»
- Проект «Центральная торговая зона»
- Проект «Торговые узлы Екатеринбурга»
- Проект «Гостиницы Екатеринбурга»
- Областная государственная целевая программа «Развитие туризма в Свердловской области»
- Итоговые вопросы по курсу
- Библиографический список
- Приложения
- 3. Определения
- 4. Классификация предприятий общественного питания
- 5. Общие требования к предприятиям общественного питания
- 6. Требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов
- Требования к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий общественного питания различных типов и классов
- Требования к мебели, столовой посуде, приборам, белью
- Требования к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции для предприятий различных типов и классов
- Требования к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию для предприятий различных типов и классов
- Состав помещений для потребителей на предприятиях общественного питания
- Площади помещений для потребителей на предприятиях общественного питания, м2
- Приложение 2 Нормативная документация предприятий общественного питания
- Приложение 3
- Предисловие
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Определения
- 4. Классификация услуг общественного питания
- 5. Общие требования к услугам общественного питания
- 6. Требования безопасности услуг
- 7. Требования экологичности услуг
- 8. Методы оценки и контроль качества услуг
- Приложение 4 Сравнение основных подходов отечественных экономистов к оценке эффективности деятельности предприятий общественного питания
- Оглавление