Областная государственная целевая программа «Развитие туризма в Свердловской области»
Основной социально-экономический эффект программы –создание условий для удовлетворения потребности различных категорий населения области в полноценном отдыхе в соответствии с предъявляемым спросом, приобщение подрастающего поколения к культурно-историческим ценностям, накопленным в Уральском регионе.
Главная задача – повышение качества туристского обслуживания, подготовка кадров, научное обеспечение сферы туризма. Решение данной задачи предполагает:
подготовку перечня профессий, необходимых для обеспечения рекреационно-туристского комплекса области специалистами;
установление контактов с международными образовательными организациями с целью совершенствования системы стажировок за рубежом студентов и преподавателей в области туризма;
создание учебно-производственного комплекса по подготовке и переподготовке кадров сферы туризма.
В настоящее время возникла проблема поиска новых форм и методов донесения национальных особенностей через систему туристических услуг. Создание единого туристического продукта, включающего целый комплекс составляющих, является дополнительным фактором привлечения туристов в регион. Маркетинговый подход позволяет подойти к решению ключевой стратегической задачи развития общественного питания – формированию туристической привлекательности региона. Для реализации этой цели в регионе должны создаваться наиболее удобные условия отдыха для туристов.
Инфраструктура крупного города включает в себя не только объекты, которые являются целью поездки туристов (учреждения и организации культуры, архитектурные и природные памятники, спортивные сооружения, образовательные учреждения, бизнес-центры и т.п.), но и объекты индустрии гостеприимства, а именно: предприятия общественного питания и гостиницы. Развитие этой важной составляющей городской инфраструктуры как системы, способствующей дополнительному привлечению туристов в регион (город), может идти в нескольких направлениях:
во-первых, использование национальных традиций в оформлении, стиле обслуживания, интерьере, внешнем виде персонала предприятий общественного питания, основными посетителями которых являются туристы. Это предприятия общественного питания, расположенные в центральных районах города, гостиницах, в культурных, театральных и музейных комплексах, местах отдыха;
во-вторых, создание предприятий общественного питания на территории музейных комплексов с историческими интерьерами и использованием стилизации под ту или иную историческую эпоху. Такой подход позволяет повысить привлекательность инфраструктуры отдельно взятого учреждения культуры, является дополнительным элементом приобщения туристов к культурно-бытовым традициям региона, страны;
в-третьих, создание специализированных зон обслуживания туристов, так называемых «main-streets», включающих в себя не только систему учреждений культуры и развлечений, торговые комплексы, но и сеть разнообразных по типу предприятий общественного питания. В рамках стратегии «main-streets» в определенных зонах группируют: элитные рестораны, кафе, создающие лицо города, особенно в вечернее и ночное время; увеселительные заведения, сочетающие услуги общественного питания, отдыха и развлечений. В дневное время в этих зонах функционируют различного типа кафе, рестораны, предприятия быстрого обслуживания с использованием выносной торговли. Данная стратегия предполагает жесткий подход со стороны городских властей по определению круга предприятий, которые могут формировать имидж города»;
в-четвертых, развитие комплексного маркетинга учреждений культуры, музеев, городских и загородных парков совместно с предприятиями общественного питания и индустрии гостеприимства.
***
Перспективным направлением формирования оптимальной структуры общественного питания является развитие сетевых предприятий, предприятий с русской кухней, столовых, а также предприятий быстрого и выездного обслуживания. Эти предприятия должны быть сконцентрированы в торговых и торгово-развлекательных центрах города. Кроме того, назовем создание сетевых предприятий по принципу франчайзинга. Франчайзинг, являясь определенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы обслуживания потребителей, наиболее важными из которых являются единые требования к качеству продукции и услуг, единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно. Преимущества франчайзинга для владельца торговой марки заключаются в получении дополнительных доходов, росте популярности бренда, снижении затрат на инвестирование. Получатель франшизы снижает практически все виды рисков за счет использования известного бренда, единой технологии, централизованных поставок. Потребитель же получает гарантию одинакового качества, цен. Технология франчайзинга может быть особенно востребована для предприятий быстрого обслуживания.
К прогрессивным технологиям обслуживания в общественном питании относится организация выездного обслуживания (кейтеринг). Развитие этого направления, обусловленное недостатком предприятий с большим количеством посадочных мест и нехваткой стационарных предприятий общественного питания, будет происходить по двум направлениям: 1) выездное обслуживание банкетов; 2) доставка блюд, комплексных обедов.
При размещении новых предприятий общественного питания необходимо учесть, что определенная их часть должна быть размещена в строящихся торговых и развлекательных центрах в виде «фуд-кортов». Фуд-корты необходимо размещать на последних этажах зданий. Количество предприятий общественного питания, располагаемых на фуд-кортах, зависит от площади торгового центра и его месторасположения. В состав фуд-кортов должны входить следующие типы предприятий: предприятия быстрого обслуживания, рестораны, кафе, закусочные. Площадь, занимаемая фуд-кортом, составляет 10–15% общей площади торгового комплекса.
7. Рациональная инвестиционная политика. Поскольку общественное питание является привлекательной отраслью для инвестиций, то это можно эффективно использовать для регулирования отрасли со стороны государства.
К основным приоритетам инвестиционной политики в общественном питании в регионе могут быть отнесены:
1) развитие предприятий общественного питания, удовлетворяющих потребности части населения, сохранение здоровья которой является первостепенной задачей общества (дети, подростки, больные и пожилые люди), а также социально уязвимых групп населения (бездомные, инвалиды);
2) удовлетворение потребностей населения в предприятиях общественного питания в районах города, имеющих меньшую экономическую привлекательность (новостройки, отдаленные районы) вследствие сложившихся диспропорций в сети общественного питания и недостатка подобных предприятий;
3) поддержка предприятий общественного питания, деятельность которых способствует созданию благоприятного имиджа города, привлечению и наиболее полному удовлетворению потребностей туристов, приезжающих в город, и являющихся неотъемлемой частью туристического комплекса города.
8. Развитие общественного питания, улучшение качества обслуживания. Достигается за счет совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы общественного питания, в частности путем реализации комплекса мер:
определение перечня профессий и должностей для переподготовки и повышения квалификации;
переработка учебных программ в соответствии с требованиями предприятий-заказчиков;
повышение квалификации преподавательского состава на базе передовых предприятий города и за рубежом;
привлечение руководителей ведущих предприятий отрасли к процессу обучения.
9. Снижение риска возникновения эпидемиологически неблагоприятных ситуаций в сфере общественного питания. Этого можно добиться за счет внедрения системы производственного контроля, а также путем создания внутренних стандартов и унифицированных схем действия персонала. Наиболее рациональным является формирование систем внутреннего контроля с выделением критических контрольных точек.
10. Новый аспект развития общественного питания – стремление населения к получению «здорового питания» и формированию рационов питания с учетом состояния здоровья потребителя. Этот аспект, а также в целом развитие науки о питании человека требует от персонала предприятий общественного питания внедрения новых технологий и ранее не использовавшегося сырья, что влечет за собой определенные трудности при соблюдении санитарно-эпидемиологического режима, так как эти технологии нередко носят опережающий характер по отношению к регламентирующим факторам. Необходима четкая координация деятельности органов, осуществляющих контроль, и предприятий общественного питания, использующих такие технологии в плане разработки нормативной документации.
Итак, реализация основных направлений развития данной отрасли позволит привести сеть общественного питания в соответствие с требованиями рынка, что будет способствовать росту эффективности деятельности предприятий общепита как на городском уровне, так и на уровне отдельных предприятий.
- Федеральное агентство по образованию
- Введение
- Глава 1 Общественное питание в условиях развития рыночных отношений
- Основные функции предприятий общественного питания
- Глава 2 Эволюция и основные тенденции развития общественного питания в России
- Эволюция предприятий общественного питания в России
- Оборот предприятий общественного питания России (в фактически действовавших ценах)
- Оборот общественного питания по формам собственности (в фактических действовавших ценах), млн руб./% к итогу
- Основные демографические показатели России, млн чел.
- Глава 3 Классификация типов предприятий общественного питания на современном этапе развития отрасли
- Классификация типов предприятий общественного питания согласно гост р 50762–95
- Классификация типов предприятий общественного питания по объему и характеру предоставляемых услуг
- Глава 4 Услуги предприятий общественного питания
- Предприятий общественного питания
- Сравнительный анализ классификаций услуг предприятий общественного питания
- Предприятия общественного питания
- Уровни услуг предприятий общественного питания
- Глава 5 Организация торговой деятельности и обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания
- 5.1. Формы и методы обслуживания потребителей
- 5.2. Организация и обслуживание банкетов и приемов на предприятиях общественного питания
- Банкет с полным обслуживанием официантами
- Дипломатический прием
- Банкет с частичным обслуживанием официантами
- Банкет-фуршет
- Прием-коктейль
- Банкет-чай
- Глава 6
- Методические подходы
- К оценке эффективности деятельности
- Предприятий общественного питания
- Глава 7 Методика комплексной оценки эффективности деятельности предприятий общественного питания
- Показатели экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания
- Критерии и показатели социальной эффективности деятельности предприятия общественного питания
- Глава 8 Оценка эффективности предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн руб.
- Половозрастная структура населения Екатеринбурга, тыс. Чел.
- Показатели развития Екатеринбурга
- Внедрение полной автоматизации учета производства предприятий общественного питания за 2006 г.
- Влияние факторов внешней среды на сферу общественного питания в городе Екатеринбурге
- Развитие предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Структура общедоступной сети предприятий общественного питания по районам Екатеринбурга (по состоянию на 01.01.2007 г.)
- Обеспеченность местами предприятий общественного питания (по состоянию на 01.01.2007 г.)
- Охват услугами предприятий общественного питания Екатеринбурга по различным возрастным группам, % положительно ответивших от общего числа опрошенных по каждой возрастной группе
- Выборка предприятий общественного питания для исследования эффективности их деятельности на территории Екатеринбурга
- Расчет значимости коэффициента каждого блока экономической эффективности
- Расчет значимости коэффициента каждого блока социальной эффективности
- I. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания
- II. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективност предприятия общественного питания
- Распределение предприятий общественного питания Екатеринбурга по комплексному коэффициенту экономической эффективности
- Распределение предприятий общественного питания Екатеринбурга по комплексному коэффициенту социальной эффективности
- Оценка эффективности предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Глава 9 Концепция развития общественного питания
- Зональная схема размещения предприятий общественного питания в крупнейшем городе
- Проект «Кухня на любой вкус»
- Проект «Центральная торговая зона»
- Проект «Торговые узлы Екатеринбурга»
- Проект «Гостиницы Екатеринбурга»
- Областная государственная целевая программа «Развитие туризма в Свердловской области»
- Итоговые вопросы по курсу
- Библиографический список
- Приложения
- 3. Определения
- 4. Классификация предприятий общественного питания
- 5. Общие требования к предприятиям общественного питания
- 6. Требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов
- Требования к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий общественного питания различных типов и классов
- Требования к мебели, столовой посуде, приборам, белью
- Требования к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции для предприятий различных типов и классов
- Требования к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию для предприятий различных типов и классов
- Состав помещений для потребителей на предприятиях общественного питания
- Площади помещений для потребителей на предприятиях общественного питания, м2
- Приложение 2 Нормативная документация предприятий общественного питания
- Приложение 3
- Предисловие
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Определения
- 4. Классификация услуг общественного питания
- 5. Общие требования к услугам общественного питания
- 6. Требования безопасности услуг
- 7. Требования экологичности услуг
- 8. Методы оценки и контроль качества услуг
- Приложение 4 Сравнение основных подходов отечественных экономистов к оценке эффективности деятельности предприятий общественного питания
- Оглавление