Оборот общественного питания по формам собственности (в фактических действовавших ценах), млн руб./% к итогу
Год | Оборот общественного питания, всего | По формам собственности | ||
Государственная и муниципальная | Частная | Другие формы собственности | ||
1999 | 59 759/100 | 10 752/18,0 | 30 451/51,0 | 18 556/31,0 |
2000 | 81 329/100 | 16 512/20,3 | 37 698/46,4 | 27 119/33,3 |
2001 | 113 717/100 | 21 098/18,6 | 55 725/49,0 | 36 894/32,4 |
2002 | 148 355/100 | 23 867/16,1 | 76 040/51,3 | 48 448/32,6 |
2003 | 187 295/100 | 27 312/14,6 | 103 774/55,4 | 56 209/30,0 |
2004 | 236 960/100 | 30 274/12,8 | 136 264/57,5 | 70 422/29,7 |
2005 | 308 300/100 | 39 524/12,0 | 182 511/58,8 | 86 265/29,2 |
2006 | 395 000/100 | 45 545/10,5 | 258 744/61,0 | 90 711/28,5 |
Резкое сокращение доли государственной и муниципальной формы собственности в обороте общественного питания произошло в основном за счет предприятий общественного питания социального назначения (столовых при дошкольных и учебных заведениях, промышленных предприятиях и т.д.).
Для оборота предприятий общественного питания, как и оборота розничной торговли, характерны непрерывное увеличение объема продукции и высокие темпы роста (рис. 1).
Рис. 1. Оборот розничной торговли и общественного питания в России в 1998–2006 гг.
В настоящее время в структуре предприятий общественного питания выделяют крупные, средние и малые предприятия и организации. Динамика оборота этих предприятий за 1998–2002 гг. по Российской Федерации представлена на рис. 2.
Рис. 2. Динамика оборота предприятий общественного питания по России (в фактически действовавших ценах)
Как видим на рис. 2, наибольший удельный вес в обороте общественного питания имеют крупные и средние предприятия, хотя количество данных предприятий незначительно (рис. 3). В последние годы данная тенденция сохраняется.
Рис. 3. Динамика развития сети предприятий общественного питания по России
Что касается численности работников, занятых на предприятиях общественного питания, то в последние годы наблюдается тенденция роста занятых на малых предприятиях, так как государство активно поддерживает развитие малого предпринимательства, что также подтверждает резкое увеличение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий.
Несмотря на корректировку видов и названий предприятий, в настоящее время в основном сохранилась профессиональная направленность предприятий общественного питания. Увеличение в значительной части происходит за счет системы быстрого обслуживания населения.
Развитию отрасли общественного питания способствует увеличение платежеспособного спроса населения, который определяется ростом денежных доходов и другими индикаторами уровня жизни населения (рис. 4), а также демографической ситуацией в стране (табл. 5).
Рис. 4. Среднедушевые доходы населения России в 2000–2006 гг.
Среди социально-экономических показателей уровня жизни населения РФ следует отметить рост среднемесячных доходов, обусловленный увеличением среднего размера зарплаты.
Таблица 5
- Федеральное агентство по образованию
- Введение
- Глава 1 Общественное питание в условиях развития рыночных отношений
- Основные функции предприятий общественного питания
- Глава 2 Эволюция и основные тенденции развития общественного питания в России
- Эволюция предприятий общественного питания в России
- Оборот предприятий общественного питания России (в фактически действовавших ценах)
- Оборот общественного питания по формам собственности (в фактических действовавших ценах), млн руб./% к итогу
- Основные демографические показатели России, млн чел.
- Глава 3 Классификация типов предприятий общественного питания на современном этапе развития отрасли
- Классификация типов предприятий общественного питания согласно гост р 50762–95
- Классификация типов предприятий общественного питания по объему и характеру предоставляемых услуг
- Глава 4 Услуги предприятий общественного питания
- Предприятий общественного питания
- Сравнительный анализ классификаций услуг предприятий общественного питания
- Предприятия общественного питания
- Уровни услуг предприятий общественного питания
- Глава 5 Организация торговой деятельности и обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания
- 5.1. Формы и методы обслуживания потребителей
- 5.2. Организация и обслуживание банкетов и приемов на предприятиях общественного питания
- Банкет с полным обслуживанием официантами
- Дипломатический прием
- Банкет с частичным обслуживанием официантами
- Банкет-фуршет
- Прием-коктейль
- Банкет-чай
- Глава 6
- Методические подходы
- К оценке эффективности деятельности
- Предприятий общественного питания
- Глава 7 Методика комплексной оценки эффективности деятельности предприятий общественного питания
- Показатели экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания
- Критерии и показатели социальной эффективности деятельности предприятия общественного питания
- Глава 8 Оценка эффективности предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн руб.
- Половозрастная структура населения Екатеринбурга, тыс. Чел.
- Показатели развития Екатеринбурга
- Внедрение полной автоматизации учета производства предприятий общественного питания за 2006 г.
- Влияние факторов внешней среды на сферу общественного питания в городе Екатеринбурге
- Развитие предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Структура общедоступной сети предприятий общественного питания по районам Екатеринбурга (по состоянию на 01.01.2007 г.)
- Обеспеченность местами предприятий общественного питания (по состоянию на 01.01.2007 г.)
- Охват услугами предприятий общественного питания Екатеринбурга по различным возрастным группам, % положительно ответивших от общего числа опрошенных по каждой возрастной группе
- Выборка предприятий общественного питания для исследования эффективности их деятельности на территории Екатеринбурга
- Расчет значимости коэффициента каждого блока экономической эффективности
- Расчет значимости коэффициента каждого блока социальной эффективности
- I. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания
- II. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективност предприятия общественного питания
- Распределение предприятий общественного питания Екатеринбурга по комплексному коэффициенту экономической эффективности
- Распределение предприятий общественного питания Екатеринбурга по комплексному коэффициенту социальной эффективности
- Оценка эффективности предприятий общественного питания Екатеринбурга
- Глава 9 Концепция развития общественного питания
- Зональная схема размещения предприятий общественного питания в крупнейшем городе
- Проект «Кухня на любой вкус»
- Проект «Центральная торговая зона»
- Проект «Торговые узлы Екатеринбурга»
- Проект «Гостиницы Екатеринбурга»
- Областная государственная целевая программа «Развитие туризма в Свердловской области»
- Итоговые вопросы по курсу
- Библиографический список
- Приложения
- 3. Определения
- 4. Классификация предприятий общественного питания
- 5. Общие требования к предприятиям общественного питания
- 6. Требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов
- Требования к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий общественного питания различных типов и классов
- Требования к мебели, столовой посуде, приборам, белью
- Требования к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции для предприятий различных типов и классов
- Требования к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию для предприятий различных типов и классов
- Состав помещений для потребителей на предприятиях общественного питания
- Площади помещений для потребителей на предприятиях общественного питания, м2
- Приложение 2 Нормативная документация предприятий общественного питания
- Приложение 3
- Предисловие
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Определения
- 4. Классификация услуг общественного питания
- 5. Общие требования к услугам общественного питания
- 6. Требования безопасности услуг
- 7. Требования экологичности услуг
- 8. Методы оценки и контроль качества услуг
- Приложение 4 Сравнение основных подходов отечественных экономистов к оценке эффективности деятельности предприятий общественного питания
- Оглавление