logo
организация общественного питания

Оборот общественного питания по формам собственности (в фактических действовавших ценах), млн руб./% к итогу

Год

Оборот общественного питания, всего

По формам собственности

Государственная и муниципальная

Частная

Другие формы собственности

1999

59 759/100

10 752/18,0

30 451/51,0

18 556/31,0

2000

81 329/100

16 512/20,3

37 698/46,4

27 119/33,3

2001

113 717/100

21 098/18,6

55 725/49,0

36 894/32,4

2002

148 355/100

23 867/16,1

76 040/51,3

48 448/32,6

2003

187 295/100

27 312/14,6

103 774/55,4

56 209/30,0

2004

236 960/100

30 274/12,8

136 264/57,5

70 422/29,7

2005

308 300/100

39 524/12,0

182 511/58,8

86 265/29,2

2006

395 000/100

45 545/10,5

258 744/61,0

90 711/28,5

Резкое сокращение доли государственной и муниципальной формы собственности в обороте общественного питания произошло в основном за счет предприятий общественного питания социального назначения (столовых при дошкольных и учебных заведениях, промышленных предприятиях и т.д.).

Для оборота предприятий общественного питания, как и оборота розничной торговли, характерны непрерывное увеличение объема продукции и высокие темпы роста (рис. 1).

Рис. 1. Оборот розничной торговли и общественного питания в России в 1998–2006 гг.

В настоящее время в структуре предприятий общественного питания выделяют крупные, средние и малые предприятия и организации. Динамика оборота этих предприятий за 1998–2002 гг. по Российской Федерации представлена на рис. 2.

Рис. 2. Динамика оборота предприятий общественного питания по России (в фактически действовавших ценах)

Как видим на рис. 2, наибольший удельный вес в обороте общественного питания имеют крупные и средние предприятия, хотя количество данных предприятий незначительно (рис. 3). В последние годы данная тенденция сохраняется.

Рис. 3. Динамика развития сети предприятий общественного питания по России

Что касается численности работников, занятых на предприятиях общественного питания, то в последние годы наблюдается тенденция роста занятых на малых предприятиях, так как государство активно поддерживает развитие малого предпринимательства, что также подтверждает резкое увеличение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий.

Несмотря на корректировку видов и названий предприятий, в настоящее время в основном сохранилась профессиональная направленность предприятий общественного питания. Увеличение в значительной части происходит за счет системы быстрого обслуживания населения.

Развитию отрасли общественного питания способствует увеличение платежеспособного спроса населения, который определяется ростом денежных доходов и другими индикаторами уровня жизни населения (рис. 4), а также демографической ситуацией в стране (табл. 5).

Рис. 4. Среднедушевые доходы населения России в 2000–2006 гг.

Среди социально-экономических показателей уровня жизни населения РФ следует отметить рост среднемесячных доходов, обусловленный увеличением среднего размера зарплаты.

Таблица 5