logo
ответы на вопросы бак

Методы управления.

етоды управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

*методы, используемые федеральными и региональными органами;* методы, используемые предприятиями (организациями). К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т.е. экономические факторы внешней среды предприятия.

Вторую группу составляют:* система материального поощрения работников;* система ответственности за качество и эффективность работы;* экономические нормативы функционирования предприятия (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К формам экономического стимулирования относятся:* формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;* бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;* участие работника в распределении прибыли организации;* предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставление ему льгот в оплате транспортных услуг, * предоставление работнику льготных кредитов;* льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия перечисленных выше льгот.

Административные методы управления включают:*систему законодательных актов страны и региона;* систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов предприятия;* систему оперативного управления (систему власти).

Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Объектами управления социально-психологическими процессами являются:* личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;* способы организации труда и рабочих мест;* система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;* информационное обеспечение и его использование;* система стимулирования работников;* морально-психологический климат в коллективе;* социально-бытовые условия работников;* инфраструктура региона.

Важнейшей задачей социально-психологических методов является обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Важнейшие признаки его:* отсутствие давления руководителей на подчиненных;* достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;* взаимная требовательность и общая ответственность;* удовлетворенность принадлежностью к коллективу;* доброжелательная и деловая критика;* свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;* высокая степень взаимопомощи и пр

Однако используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т.е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. В этих условиях менеджеры всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правильный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.