Система государственного и муниципального управления.
Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории. Устанавливая конституционную модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества, законодательство достаточно четко определяет как собственные предметы ведения местного самоуправления, так и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления.
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком организационном, административно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.
Сущность государственного управления
Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.
Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности – управленческая исполнительно-распорядительная деятельность.
Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.Функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность.
Организацию всех вышеназванных видов государственной деятельности сопровождает, обеспечивает или обслуживает организационная управленческая деятельность.
Государственное управление как основная, определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государственной деятельности имеет ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации, указов Президента РФ.
Второй признак государственного управления – его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова.
Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.
- Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
- Принципы научного управления ф. Тейлора и их значение в создании научного менеджмента.
- Развитие управленческих идей в России.
- Сравнение американской, японской и европейской моделей менеджмента.
- Управление социально-экономическими системами.
- Система государственного и муниципального управления.
- Организация как объект управления.
- Системный и ситуационный подходы в управлении.
- Системный подход в управлении.
- Ситуационный подход.
- Структура управления организацией.
- Методы управления.
- Цели и функции менеджмента. Планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
- Понятие функций менеджмента.
- Общие функции менеджмента.
- Постановка целей и организационное планирование. Типы планирования.
- Прогнозирование в системе менеджмента.
- Основные формы координации в организации.
- Управление полномочиями: распределение, предоставление прав и делегирование.
- Управление компетенциями.
- Мотивация экономического и трудового поведения. Удовлетворенность персонала.
- Проблемы мотивации экономического поведения: мотивация собственников, менеджеров, наемных работников.
- Объекты организационного контроля, задачи, формы и виды контроля. Социальный контроль в организации.
- Эффективность и производительность в менеджменте. Производительность труда.
- Содержание управленческих решений. Виды и этапы разработки управленческого решения.
- Критерии принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности.
- Методы принятия управленческих решений. Индивидуальные и групповые методы принятия решений (отечественный и зарубежный опыт).
- Создание команды и работа в команде.
- Формы подготовки и реализации управленческих решений. Процедуры согласования и утверждения решений в организации.
- Эффективность управленческих решений. Методы расчета экономической эффективности подготовки и реализации управленческих решений.
- Эффективность управленческих решений.
- Методы расчета экономической эффективности подготовки и реализации управленческих решений.
- Структура (цикл) конфликта.
- Модель стилей управления конфликтом.
- Основные типы поведения в конфликтной ситуации.
- Роль руководителя в управлении конфликтами в организации.
- Стратегический менеджмент.
- Миссия и стратегии в стратегическом управлении.
- Инновационный менеджмент. Сопротивление переменам.
- Основные понятия инновационного менеджмента в кадровой работе.
- План развития фирмы, бизнес-план и маркетинговая программа.
- Финансовый менеджмент. Управления финансами организации.
- Управление производством.
- Организация производства. Факторы повышения эффективности производства.
- Маркетинг как концепция управления: понятие, сущность и основные принципы.
- Маркетинг как концепция управления фирмой: понятие, сущность и основные принципы.
- Управление качеством.
- Управление коммуникациями в организации. Коммуникационные каналы и сети. Барьеры коммуникации.
- Управление общественным мнением. Технологии pr менеджмента.
- Управление социальной сферой.
- Кризис организации: его причины, виды, фазы и последствия. Принципы и требования антикризисного управления.
- В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.
- Диагностика кризисов в организации: оценка финансового состояния и экономической эффективности деятельности организации.
- Методы преодоления кризисов в организации. Основные правовые процедуры регулирования несостоятельности (банкротства) организаций.
- Управление трудовым потенциалом организации. Кадровое обеспечение. Планирование карьеры персонала.
- Потенциал человека в организации. Элементы трудового потенциала.
- Кадровое обеспечение системы управления персоналом.
- Планирование карьеры со стороны работника и со стороны предприятия.
- Ротация и должностной рост. Аттестация персонала.
- Ротация кадров
- Развитие персонала: повышение квалификации, переподготовка и должностной рост.
- Профессиональная ориентация и трудовая адаптация персонала. Наставничество (коучинг) и консультирование.
- Трудовая адаптация персонала - процесс:
- Управление рабочим временем персонала. Тайм-менеджмент.
- Современные формы привлечения и организации работы персонала. Аутсорсинг, аутстаффинг, фрилансер.
- Управление рекреацией персонала. Время отдыха.
- Система социальной защиты в организации.
- Лидерство в современном менеджменте.
- Система социального партнерства. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
- Трудовой распорядок и дисциплина труда в организации.
- Компоненты вознаграждения за труд
- Нормирования труда. Виды норм.
- Основы нормирования труда. Роль и виды норм.
- Функции службы управления персоналом. Требования к работникам службы управления персоналом.
- Место и роль управления персоналом в системе управлении предприятием.
- Состав и содержание кадровой документации.
- Порядок оформления документов при приеме на работу, переводе и расторжении трудового договора.