Управление рабочим временем персонала. Тайм-менеджмент.
Под рабочим временем понимается срок, в течение которого работник в соответствии с законодательством, правилами внутреннего распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.
Этот срок измеряется длительностью рабочего дня, рабочей недели, рабочего дня, рабочего года и обычно регулируется национальным законодательством, определяющим его предельную величину за календарный период, каковым чаще всего является неделя.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Она сокращается для отдельных категорий персонала (несовершеннолетних, инвалидов, а также лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, педагогических, медицинских и некоторых других категорий работников).
По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться неполный рабочий день или рабочая неделя с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объёма работ (при сокращённом рабочем времени заработная плата выплачивается полностью).
Занятость за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (но не свыше 16 ч в неделю) может по инициативе как работника (совместительство), так и работодателя (сверхурочная работа).
Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днём, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику), работу с ненормированным рабочим днём для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней.
Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
Режим гибкого рабочего времени означает, что начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня, место и время выполнения работы определяется по соглашению сторон в рамках предусмотренного законодательством общего количества рабочих часов за соответствующий период.
Такой режим труда целесообразен для людей умственного труда, в тех случаях когда надо рационально использовать ограниченные ресурсы, например, компьютер. Но его нельзя применять там, где имеется взаимосвязь между большими группами работающих, т.е. там, где требуется контроль Гибкий график снижает текучесть, остроту транспортной проблемы, улучшает морально-психологический климат, создаёт удобство для работающих, упрощает организацию досуга. Всем этим обеспечивается максимальное сочетание интересов работников и производства: учитываются биологические ритмы человека, снижаются потери времени в результате опозданий, усталости, улучшается его использование, в результате чего достигается рост производительности труда на 3-12%.Правда, одновременно усложняется работа руководителей, увеличиваются управленческие расходы.
Резервы времени ограниченны, поэтому встаёт вопрос о его рациональном использовании, экономии. От способности это делать во многом зависит успех любого работника и руководителя. Чтобы справиться с такой задачей, необходимо точно знать, на что тратится время, и тратить на то, на что надо, делать всё как можно быстрее. Первым шагом на этом пути является хронометраж.
Под хронометражем понимается измерение затрат рабочего времени на осуществление повторяющихся элементов основной работы и ряда подготовительно-заключительных операций или обслуживания рабочего места. Его проводят, как правило, на работах, которые характеризуются частой повторяемостью и постоянством степени влияния факторов на время их выполнения. Цель хронометража - анализ приёмов труда, разработка нормативов, определение причин отклонения от норм. Психологически он неприятен, но играет очень важную роль в деле НОТ, в том числе управленческого.Фотографирование рабочего дня (индивидуальное и групповое, сплошное и выборочное) предполагает наблюдение и фиксацию всех без исключения затрат времени работником в течение определённого периода для выявления и устранения его потерь, недостатков в организации труда и производства, структуры рабочего дня, установления норм обслуживания и нормативов численности.
- Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
- Принципы научного управления ф. Тейлора и их значение в создании научного менеджмента.
- Развитие управленческих идей в России.
- Сравнение американской, японской и европейской моделей менеджмента.
- Управление социально-экономическими системами.
- Система государственного и муниципального управления.
- Организация как объект управления.
- Системный и ситуационный подходы в управлении.
- Системный подход в управлении.
- Ситуационный подход.
- Структура управления организацией.
- Методы управления.
- Цели и функции менеджмента. Планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
- Понятие функций менеджмента.
- Общие функции менеджмента.
- Постановка целей и организационное планирование. Типы планирования.
- Прогнозирование в системе менеджмента.
- Основные формы координации в организации.
- Управление полномочиями: распределение, предоставление прав и делегирование.
- Управление компетенциями.
- Мотивация экономического и трудового поведения. Удовлетворенность персонала.
- Проблемы мотивации экономического поведения: мотивация собственников, менеджеров, наемных работников.
- Объекты организационного контроля, задачи, формы и виды контроля. Социальный контроль в организации.
- Эффективность и производительность в менеджменте. Производительность труда.
- Содержание управленческих решений. Виды и этапы разработки управленческого решения.
- Критерии принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности.
- Методы принятия управленческих решений. Индивидуальные и групповые методы принятия решений (отечественный и зарубежный опыт).
- Создание команды и работа в команде.
- Формы подготовки и реализации управленческих решений. Процедуры согласования и утверждения решений в организации.
- Эффективность управленческих решений. Методы расчета экономической эффективности подготовки и реализации управленческих решений.
- Эффективность управленческих решений.
- Методы расчета экономической эффективности подготовки и реализации управленческих решений.
- Структура (цикл) конфликта.
- Модель стилей управления конфликтом.
- Основные типы поведения в конфликтной ситуации.
- Роль руководителя в управлении конфликтами в организации.
- Стратегический менеджмент.
- Миссия и стратегии в стратегическом управлении.
- Инновационный менеджмент. Сопротивление переменам.
- Основные понятия инновационного менеджмента в кадровой работе.
- План развития фирмы, бизнес-план и маркетинговая программа.
- Финансовый менеджмент. Управления финансами организации.
- Управление производством.
- Организация производства. Факторы повышения эффективности производства.
- Маркетинг как концепция управления: понятие, сущность и основные принципы.
- Маркетинг как концепция управления фирмой: понятие, сущность и основные принципы.
- Управление качеством.
- Управление коммуникациями в организации. Коммуникационные каналы и сети. Барьеры коммуникации.
- Управление общественным мнением. Технологии pr менеджмента.
- Управление социальной сферой.
- Кризис организации: его причины, виды, фазы и последствия. Принципы и требования антикризисного управления.
- В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.
- Диагностика кризисов в организации: оценка финансового состояния и экономической эффективности деятельности организации.
- Методы преодоления кризисов в организации. Основные правовые процедуры регулирования несостоятельности (банкротства) организаций.
- Управление трудовым потенциалом организации. Кадровое обеспечение. Планирование карьеры персонала.
- Потенциал человека в организации. Элементы трудового потенциала.
- Кадровое обеспечение системы управления персоналом.
- Планирование карьеры со стороны работника и со стороны предприятия.
- Ротация и должностной рост. Аттестация персонала.
- Ротация кадров
- Развитие персонала: повышение квалификации, переподготовка и должностной рост.
- Профессиональная ориентация и трудовая адаптация персонала. Наставничество (коучинг) и консультирование.
- Трудовая адаптация персонала - процесс:
- Управление рабочим временем персонала. Тайм-менеджмент.
- Современные формы привлечения и организации работы персонала. Аутсорсинг, аутстаффинг, фрилансер.
- Управление рекреацией персонала. Время отдыха.
- Система социальной защиты в организации.
- Лидерство в современном менеджменте.
- Система социального партнерства. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
- Трудовой распорядок и дисциплина труда в организации.
- Компоненты вознаграждения за труд
- Нормирования труда. Виды норм.
- Основы нормирования труда. Роль и виды норм.
- Функции службы управления персоналом. Требования к работникам службы управления персоналом.
- Место и роль управления персоналом в системе управлении предприятием.
- Состав и содержание кадровой документации.
- Порядок оформления документов при приеме на работу, переводе и расторжении трудового договора.