Организация производства. Факторы повышения эффективности производства.
Характер и структура производства зависят от особенностей выпускаемой продукции, типа производства, применяемых орудий труда, предметов труда и технологических процессов. Правильно организованное производство строится на следующих основных принципах: специализация, пропорциональность, параллельность, непрерывность, прямоточность и ритмичность.
• Специализация производства — это сосредоточение выпуска конструктивно и технологически подобной продукции массового спроса. Конструктивное и технологическое подобие создается путем широкой унификации. В самом общем виде унификация — это сведение многообразия к рациональному единообразию с некоторым конструктивным улучшением объекта унификации.
• Пропорциональность — это сочетание производственных мощностей всех подразделений производства. Она позволяет выпускать продукцию в нужных количестве, номенклатуре, ассортименте и комплектности в установленные предпринимателем сроки.• Параллельность — одновременное выполнение операций и стадий производственного процесса. Этот принцип позволяет создать широкий фронт работ по изготовлению конечного продукта.• Непрерывность — организация производства, при которой одна операция следует за другой без перерывов во времени внутри смены, между сменами, внутри операции и между операциями.• Прямотонность — рациональная организация перемещения продукции в процессе производства, обеспечивает кратчайший путь движения изделия от одного этапа (стадии, операции) изготовления к последующему.• Ритмичность — выпуск продукции в равные промежутки времени одинакового или возрастающего количества повторяющихся изделий.
Производственный процесс, построенный на основе соблюдения вышеназванных принципов, считается рациональным.
При обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности учитываются факторы повышения эффективности производства по основным направлениям развития и совершенствования производства. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально-
экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции.:Различают следующие факторы, повышения эффективности производства: научно-технические (ускорение НТП, автоматизация, роботизация, применение ресурсосберегающих технологий); организационно-экономические (специализация и кооперация производства, рациональное размещение производительных сил, экономические методы управления хозяйственной деятельностью); социально-психологические (гуманизация производства, образовательный и профессиональный уровень кадров, формирование определенного стиля экономического мышления); внешнеэкономические (международное разделение труда, взаимопомощь и сотрудничество стран).
- Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
- Принципы научного управления ф. Тейлора и их значение в создании научного менеджмента.
- Развитие управленческих идей в России.
- Сравнение американской, японской и европейской моделей менеджмента.
- Управление социально-экономическими системами.
- Система государственного и муниципального управления.
- Организация как объект управления.
- Системный и ситуационный подходы в управлении.
- Системный подход в управлении.
- Ситуационный подход.
- Структура управления организацией.
- Методы управления.
- Цели и функции менеджмента. Планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
- Понятие функций менеджмента.
- Общие функции менеджмента.
- Постановка целей и организационное планирование. Типы планирования.
- Прогнозирование в системе менеджмента.
- Основные формы координации в организации.
- Управление полномочиями: распределение, предоставление прав и делегирование.
- Управление компетенциями.
- Мотивация экономического и трудового поведения. Удовлетворенность персонала.
- Проблемы мотивации экономического поведения: мотивация собственников, менеджеров, наемных работников.
- Объекты организационного контроля, задачи, формы и виды контроля. Социальный контроль в организации.
- Эффективность и производительность в менеджменте. Производительность труда.
- Содержание управленческих решений. Виды и этапы разработки управленческого решения.
- Критерии принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности.
- Методы принятия управленческих решений. Индивидуальные и групповые методы принятия решений (отечественный и зарубежный опыт).
- Создание команды и работа в команде.
- Формы подготовки и реализации управленческих решений. Процедуры согласования и утверждения решений в организации.
- Эффективность управленческих решений. Методы расчета экономической эффективности подготовки и реализации управленческих решений.
- Эффективность управленческих решений.
- Методы расчета экономической эффективности подготовки и реализации управленческих решений.
- Структура (цикл) конфликта.
- Модель стилей управления конфликтом.
- Основные типы поведения в конфликтной ситуации.
- Роль руководителя в управлении конфликтами в организации.
- Стратегический менеджмент.
- Миссия и стратегии в стратегическом управлении.
- Инновационный менеджмент. Сопротивление переменам.
- Основные понятия инновационного менеджмента в кадровой работе.
- План развития фирмы, бизнес-план и маркетинговая программа.
- Финансовый менеджмент. Управления финансами организации.
- Управление производством.
- Организация производства. Факторы повышения эффективности производства.
- Маркетинг как концепция управления: понятие, сущность и основные принципы.
- Маркетинг как концепция управления фирмой: понятие, сущность и основные принципы.
- Управление качеством.
- Управление коммуникациями в организации. Коммуникационные каналы и сети. Барьеры коммуникации.
- Управление общественным мнением. Технологии pr менеджмента.
- Управление социальной сферой.
- Кризис организации: его причины, виды, фазы и последствия. Принципы и требования антикризисного управления.
- В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.
- Диагностика кризисов в организации: оценка финансового состояния и экономической эффективности деятельности организации.
- Методы преодоления кризисов в организации. Основные правовые процедуры регулирования несостоятельности (банкротства) организаций.
- Управление трудовым потенциалом организации. Кадровое обеспечение. Планирование карьеры персонала.
- Потенциал человека в организации. Элементы трудового потенциала.
- Кадровое обеспечение системы управления персоналом.
- Планирование карьеры со стороны работника и со стороны предприятия.
- Ротация и должностной рост. Аттестация персонала.
- Ротация кадров
- Развитие персонала: повышение квалификации, переподготовка и должностной рост.
- Профессиональная ориентация и трудовая адаптация персонала. Наставничество (коучинг) и консультирование.
- Трудовая адаптация персонала - процесс:
- Управление рабочим временем персонала. Тайм-менеджмент.
- Современные формы привлечения и организации работы персонала. Аутсорсинг, аутстаффинг, фрилансер.
- Управление рекреацией персонала. Время отдыха.
- Система социальной защиты в организации.
- Лидерство в современном менеджменте.
- Система социального партнерства. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
- Трудовой распорядок и дисциплина труда в организации.
- Компоненты вознаграждения за труд
- Нормирования труда. Виды норм.
- Основы нормирования труда. Роль и виды норм.
- Функции службы управления персоналом. Требования к работникам службы управления персоналом.
- Место и роль управления персоналом в системе управлении предприятием.
- Состав и содержание кадровой документации.
- Порядок оформления документов при приеме на работу, переводе и расторжении трудового договора.