Трудовой распорядок и дисциплина труда в организации.
Качественный уровень отношений в организации прежде всего зависит от того, насколько правильно и квалифицированно работник и работодатель применяют предоставленные им трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором права и исполняют возложенные на них же обязанности, закрепленные в тех же законодательных и нормативных правовых актах (включая локальные).
Основные трудовые права и корреспондирующиеся им обязанности закреплены в ст. 21 («Основные права и обязанности работника») и ст. 22 («Основные права и обязанности работодателя») Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
Еще в большей степени права и обязанности сторон трудового правоотношения или основанного на нем трудового договора уточняются в уставных документах организации, Правилах внутреннего трудового распорядка, трудовом договоре, должностной инструкции.
ТК РФ и ет понятие дисциплины труда, определяя ее как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации. При этом работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Особое место среди локальных актов организации занимают Правила внутреннего трудового распорядка организации, которые и определяют конкретный трудовой распорядок в данной организации. Указанный акт регламентирует с учетом норм трудового законодательства порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации (ст. 189 ТК РФ). Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительных органов работников организации и, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК РФ).
Заключая трудовой договор работник обязуется соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. ст. 21, 56 ТК РФ), а работодатель при приеме на работу обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Важным элементом создания необходимых условий, обеспечивающих нормальную производительную работу в коллективе организации является не только хорошая организация производственного процесса и условий труда, материально-бытового обеспечения работников и величины оплаты труда и своевременности ее выплаты, но и поощрения со стороны работодателя работников, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучший по профессии). На практике поощрение объявляется в приказе (распоряжении) и доводится до сведения работника и трудового коллектива и заносится в трудовую книжку работника (последнее производится в соответствии с ч. 4 ст. 66 ТК РФ). Наличие поощрений за добросовестное исполнение трудовых обязанностей является как бы визитной карточкой работника и позволяет ему быстрее продвигаться по службе в данной организации, а также учитывается при подборе работником другой, более престижной работы.
В ст. 192 ТК РФ дается понятие дисциплинарного проступка, который определяется как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, перечень дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям). Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 3 ст. 192 ТК РФ).
Необходимо различать общую дисциплинарную ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом РФ и специальную, которые несут отдельные категории работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.
Сами организации никакие дополнительные дисциплинарные взыскания устанавливать не могут, но на практике применяют такие меры как штрафы, лишения разного рода надбавок, выговор с предупреждением и другие санкции, которые нельзя признать законными
Увольнение как дисциплинарное взыскание: п. 5 ст. 81 ТК РФ -неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; п.6 ст. 81 ТК РФ - однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей:
а) прогул(отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
б) появление на работе в состоянии алкогольного,наркотического или иного токсического опьянения; в) разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной тайны), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
г) совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;
д) нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
Компенсационный менеджмент. Основные компенсации в организации. Система компенсаций в бюджетмных организациях.
Оплата труда. Структура, факторы и методы регулирования оплаты труда.
Заработная плата представляет собой компенсацию трудового вклада работников в деятельность фирмы. Поэтому основная функция заработной платы — это мотивирование работников к эффективному труду.
- Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
- Принципы научного управления ф. Тейлора и их значение в создании научного менеджмента.
- Развитие управленческих идей в России.
- Сравнение американской, японской и европейской моделей менеджмента.
- Управление социально-экономическими системами.
- Система государственного и муниципального управления.
- Организация как объект управления.
- Системный и ситуационный подходы в управлении.
- Системный подход в управлении.
- Ситуационный подход.
- Структура управления организацией.
- Методы управления.
- Цели и функции менеджмента. Планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
- Понятие функций менеджмента.
- Общие функции менеджмента.
- Постановка целей и организационное планирование. Типы планирования.
- Прогнозирование в системе менеджмента.
- Основные формы координации в организации.
- Управление полномочиями: распределение, предоставление прав и делегирование.
- Управление компетенциями.
- Мотивация экономического и трудового поведения. Удовлетворенность персонала.
- Проблемы мотивации экономического поведения: мотивация собственников, менеджеров, наемных работников.
- Объекты организационного контроля, задачи, формы и виды контроля. Социальный контроль в организации.
- Эффективность и производительность в менеджменте. Производительность труда.
- Содержание управленческих решений. Виды и этапы разработки управленческого решения.
- Критерии принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности.
- Методы принятия управленческих решений. Индивидуальные и групповые методы принятия решений (отечественный и зарубежный опыт).
- Создание команды и работа в команде.
- Формы подготовки и реализации управленческих решений. Процедуры согласования и утверждения решений в организации.
- Эффективность управленческих решений. Методы расчета экономической эффективности подготовки и реализации управленческих решений.
- Эффективность управленческих решений.
- Методы расчета экономической эффективности подготовки и реализации управленческих решений.
- Структура (цикл) конфликта.
- Модель стилей управления конфликтом.
- Основные типы поведения в конфликтной ситуации.
- Роль руководителя в управлении конфликтами в организации.
- Стратегический менеджмент.
- Миссия и стратегии в стратегическом управлении.
- Инновационный менеджмент. Сопротивление переменам.
- Основные понятия инновационного менеджмента в кадровой работе.
- План развития фирмы, бизнес-план и маркетинговая программа.
- Финансовый менеджмент. Управления финансами организации.
- Управление производством.
- Организация производства. Факторы повышения эффективности производства.
- Маркетинг как концепция управления: понятие, сущность и основные принципы.
- Маркетинг как концепция управления фирмой: понятие, сущность и основные принципы.
- Управление качеством.
- Управление коммуникациями в организации. Коммуникационные каналы и сети. Барьеры коммуникации.
- Управление общественным мнением. Технологии pr менеджмента.
- Управление социальной сферой.
- Кризис организации: его причины, виды, фазы и последствия. Принципы и требования антикризисного управления.
- В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.
- Диагностика кризисов в организации: оценка финансового состояния и экономической эффективности деятельности организации.
- Методы преодоления кризисов в организации. Основные правовые процедуры регулирования несостоятельности (банкротства) организаций.
- Управление трудовым потенциалом организации. Кадровое обеспечение. Планирование карьеры персонала.
- Потенциал человека в организации. Элементы трудового потенциала.
- Кадровое обеспечение системы управления персоналом.
- Планирование карьеры со стороны работника и со стороны предприятия.
- Ротация и должностной рост. Аттестация персонала.
- Ротация кадров
- Развитие персонала: повышение квалификации, переподготовка и должностной рост.
- Профессиональная ориентация и трудовая адаптация персонала. Наставничество (коучинг) и консультирование.
- Трудовая адаптация персонала - процесс:
- Управление рабочим временем персонала. Тайм-менеджмент.
- Современные формы привлечения и организации работы персонала. Аутсорсинг, аутстаффинг, фрилансер.
- Управление рекреацией персонала. Время отдыха.
- Система социальной защиты в организации.
- Лидерство в современном менеджменте.
- Система социального партнерства. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
- Трудовой распорядок и дисциплина труда в организации.
- Компоненты вознаграждения за труд
- Нормирования труда. Виды норм.
- Основы нормирования труда. Роль и виды норм.
- Функции службы управления персоналом. Требования к работникам службы управления персоналом.
- Место и роль управления персоналом в системе управлении предприятием.
- Состав и содержание кадровой документации.
- Порядок оформления документов при приеме на работу, переводе и расторжении трудового договора.