Принципы научного управления ф. Тейлора и их значение в создании научного менеджмента.
У истоков школы "научного менеджмента" стояли Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберты, Г. Гант.Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления был сделан американским инженером Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Областью профессиональных интересов стала проблема роста производительности труда в организации.Основные труды Ф. Тейлора: "Управление фабрикой", 1903 г. "Принципы научного менеджмента", 1911 г. В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эффективность совместного труда в организации рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующее оптимальное объединение их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию.Тейлор утверждал, что менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда. Если на научной основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных стимулов и соединить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга в том, что он:разработал методологические основы нормирования труда; стандартизировал рабочие операции;внедрил в практику научные подходы подбора и расстановки кадров; разработал методы стимулирования труда рабочих;добился признания того, что работа и ответственность делятся между рабочими и менеджерами почти поровну. Авторы теории "научного менеджмента" полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения (анализ содержания работы и определение ее компонентов). Учет человеческого фактора. Важным вкладом явилось систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Это давало руководству возможность устанавливать нормы выработки и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от физического выполнения работы. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждая группа сотрудников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Раньше рабочие сами планировали свою работу.Благодаря концепции научного менеджмента управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике реализации целей предприятия.
У истоков школы "научного менеджмента" стояли Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберты, Г. Гант.Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления был сделан американским инженером Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Областью профессиональных интересов стала проблема роста производ-сти труда в организации.Основные труды Ф. Тейлора:"Управление фабрикой", 1903 г."Принципы научного менеджмента", 1911 г.В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эф-сть совместного труда в организации рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующее оптимальное объединение их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формир высокопроизводительную орг-цию.Тейлор утверждал, что менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда. Если на научной основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных стимулов и соединить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга в том, что он:разработал методологические основы нормирования труда;стандартизировал рабочие операции;внедрил в практику научные подходы подбора и расстановки кадров;разработал методы стимулирования труда рабочих;добился признания того, что работа и ответственность делятся между рабочими и менеджерами почти поровну.Благодаря концепции научного менеджмента управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике,могут быть эф-но использованы в практике реализации целей пред-тия.
- Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
- Принципы научного управления ф. Тейлора и их значение в создании научного менеджмента.
- Развитие управленческих идей в России.
- Сравнение американской, японской и европейской моделей менеджмента.
- Управление социально-экономическими системами.
- Система государственного и муниципального управления.
- Организация как объект управления.
- Системный и ситуационный подходы в управлении.
- Системный подход в управлении.
- Ситуационный подход.
- Структура управления организацией.
- Методы управления.
- Цели и функции менеджмента. Планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
- Понятие функций менеджмента.
- Общие функции менеджмента.
- Постановка целей и организационное планирование. Типы планирования.
- Прогнозирование в системе менеджмента.
- Основные формы координации в организации.
- Управление полномочиями: распределение, предоставление прав и делегирование.
- Управление компетенциями.
- Мотивация экономического и трудового поведения. Удовлетворенность персонала.
- Проблемы мотивации экономического поведения: мотивация собственников, менеджеров, наемных работников.
- Объекты организационного контроля, задачи, формы и виды контроля. Социальный контроль в организации.
- Эффективность и производительность в менеджменте. Производительность труда.
- Содержание управленческих решений. Виды и этапы разработки управленческого решения.
- Критерии принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности.
- Методы принятия управленческих решений. Индивидуальные и групповые методы принятия решений (отечественный и зарубежный опыт).
- Создание команды и работа в команде.
- Формы подготовки и реализации управленческих решений. Процедуры согласования и утверждения решений в организации.
- Эффективность управленческих решений. Методы расчета экономической эффективности подготовки и реализации управленческих решений.
- Эффективность управленческих решений.
- Методы расчета экономической эффективности подготовки и реализации управленческих решений.
- Структура (цикл) конфликта.
- Модель стилей управления конфликтом.
- Основные типы поведения в конфликтной ситуации.
- Роль руководителя в управлении конфликтами в организации.
- Стратегический менеджмент.
- Миссия и стратегии в стратегическом управлении.
- Инновационный менеджмент. Сопротивление переменам.
- Основные понятия инновационного менеджмента в кадровой работе.
- План развития фирмы, бизнес-план и маркетинговая программа.
- Финансовый менеджмент. Управления финансами организации.
- Управление производством.
- Организация производства. Факторы повышения эффективности производства.
- Маркетинг как концепция управления: понятие, сущность и основные принципы.
- Маркетинг как концепция управления фирмой: понятие, сущность и основные принципы.
- Управление качеством.
- Управление коммуникациями в организации. Коммуникационные каналы и сети. Барьеры коммуникации.
- Управление общественным мнением. Технологии pr менеджмента.
- Управление социальной сферой.
- Кризис организации: его причины, виды, фазы и последствия. Принципы и требования антикризисного управления.
- В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.
- Диагностика кризисов в организации: оценка финансового состояния и экономической эффективности деятельности организации.
- Методы преодоления кризисов в организации. Основные правовые процедуры регулирования несостоятельности (банкротства) организаций.
- Управление трудовым потенциалом организации. Кадровое обеспечение. Планирование карьеры персонала.
- Потенциал человека в организации. Элементы трудового потенциала.
- Кадровое обеспечение системы управления персоналом.
- Планирование карьеры со стороны работника и со стороны предприятия.
- Ротация и должностной рост. Аттестация персонала.
- Ротация кадров
- Развитие персонала: повышение квалификации, переподготовка и должностной рост.
- Профессиональная ориентация и трудовая адаптация персонала. Наставничество (коучинг) и консультирование.
- Трудовая адаптация персонала - процесс:
- Управление рабочим временем персонала. Тайм-менеджмент.
- Современные формы привлечения и организации работы персонала. Аутсорсинг, аутстаффинг, фрилансер.
- Управление рекреацией персонала. Время отдыха.
- Система социальной защиты в организации.
- Лидерство в современном менеджменте.
- Система социального партнерства. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
- Трудовой распорядок и дисциплина труда в организации.
- Компоненты вознаграждения за труд
- Нормирования труда. Виды норм.
- Основы нормирования труда. Роль и виды норм.
- Функции службы управления персоналом. Требования к работникам службы управления персоналом.
- Место и роль управления персоналом в системе управлении предприятием.
- Состав и содержание кадровой документации.
- Порядок оформления документов при приеме на работу, переводе и расторжении трудового договора.