logo
лекции 2011

2.2. Функции и задачи управления персоналом банка

Функция управления персоналом банка – деятельность по согласованию интересов работодателей и работополучателей. Работодателем в данном случае выступает коммерческий банк, а работополучатель – существующий или потенциальный сотрудник банка.

Назовем основные функции управления персоналом:

Интенсивное развитие коммерческого банка выражается в:

В соответствии с вышеперечисленным, можно сформулировать следующие особенности в работе с персоналом в банковских коллективах, которые диктует время:

Соответственно, основные требования к персоналу банка можно обозначить так:

Для успешного функционирования кредитная организация должна за­ниматься организацией, обучением и управлением персоналом, имеющимся в его распоряжении, чтобы он реализовывал стра­тегию и выполнял задачи. Управление персоналом в любом банке нацелено на выполне­ние пяти основных задач:

Задачи управления персоналом коммерческого банка:

  1. Организация эффективной работы своих сотрудников

  2. Оптимизация уровня должностей и обеспечение необ­ходимого набора умений и навыков

  3. Формирование правильных навыков и развитие произ­водственной культуры

  4. Управление деятельностью индивидуумов и отделов для достижения институциональных целей

  5. Возможность удовлетворить интересы и нужды соб­ственного коллектива и каждого работника.

Задача№1. Организация эффективной работы своих сотрудников.

Важная отправная точка всякого эффективного управления персоналом банка — создание организационной структуры, ориенти­рованной на реализацию стратегии и достижение целей банка и определяющей потребности и интересы коллектива в самом об­щем смысле слова. Имеется в виду численность персонала, его иерар­хический уровень, должности и индивидуальные навыки, необ­ходимые для успешного выполнения операций. Следует определить ответственность за результаты работы на уровне подразделения и на индивидуальном уровне. После структури­рования организации и отдельных должностей (позиций) на от­ветственные места необходимо назначить людей, способных в разумные сроки привести свою квалификацию в соответствие с должностными требованиями.

Задача№2. Оптимизация уровня должностей и обеспечение необ­ходимого набора умений и навыков.

Основная задача каждой кредитной организации — наличие необходимо­го количества людей, обладающих нужным набором и разнообра­зием навыков и умений, на нужных местах для осуществления должностных обязанностей структурного подразделения в банке. Это же условие необходимо и для каждого подразделения любого уровня органи­зации, а также горизонтально по всей организации. Более того, поскольку заинтересованность в работниках, уровне и наборе их умений и навыков, необходимых для работы, постоянно меняется, банк должен обеспечить потребности на перспективу.

Задача№3.Формирование правильных навыков и развитие произ­водственной культуры банка.

Банк не сможет функционировать, если его работники не овла­деют целым набором необходимых умений и навыков, не вырабо­тают определенного отношения к своей работе, к банку, к клиен­там, коллегам, т.к. эти отношения и составят сеть, через которую их энергия, их умения будут направлены на достижения произ­водственных результатов всего банка и повышения уровня обслу­живания его клиентов. Значит, основная задача банка — отбор, определение и формирование необходимых навыков, умений и взглядов, вместе создающих институциональную культуру банка.

Задача№4.Управление деятельностью индивидуумов и отделов для достижения институциональных целей.

По мере того как организация становится крупнее и сложнее, начинает испытывать возрастающее давление внешней среды, решает собственные нужды, используя ограниченные и недоста­точные ресурсы для удовлетворения этих нужд, достижение же­лаемых результатов в специфической производственной дея­тельности становится все труднее.

Неэффективная организация не позволит реализовать страте­гию и задачи банка, выполнить цели банка в области финансов и развития или спокойно существовать в конкурентной среде. Излишнее количество работников увеличивает затраты и банка, и его клиентов, разъедает, подрывает культуру банка, мешает со­вершенствованию работы.

Недостаточное количество работников в любом из подразде­лений банка снижает уровень выполнения поставленных перед ним задач, следовательно, банка в целом.

Недостаточная квалификация работников имеет такой же эф­фект, как и недоукомплектованность персонала: неквалифициро­ванные работники не могут эффективно вести банковское дело.

Низкая культура бизнеса тоже ведет к потерям, к плохим по­казателям в работе, малой эффективности, слабой конкуренто­способности и, в большей степени, чем что-либо другое, мешает росту показателей работы банка.

Отсутствие эффективного менеджмента не позволяет достичь запланированных результатов даже при наличии необходимых средств. И наоборот, банк, успешно руководящий персоналом, уже владеет ключевыми позициями для создания и укрепления надежности своего предприятия, способен помочь своим клиен­там добиться процветания, может внести свой вклад в развитие своей страны и в обеспечение прекрасных условий работы для своего персонала.

Задача№5. Возможность удовлетворить интересы и нужды соб­ственного коллектива и каждого работника.

Деятельность современного банка связана с карьерой и жизнью многих сотен или даже тысяч людей. Помимо своих обязательств перед корпорацией, работники банка имеют и личные обязатель­ства — это обязанность зарабатывать себе на жизнь, поддержи­вать определенный жизненный уровень и, во многих случаях, вы­полнять обязательства перед супругами, детьми, родителями и другими лицами. Они рассматривают банк как источник справед­ливого вознаграждения за свой труд, как престижное место рабо­ты, возможность развития социальных контактов, возможности профессионального карьерного роста. Управляя персоналом, ру­ководство обязано постоянно считаться с интересами своих ра­ботников. Если эти интересы удовлетворяются, банк сможет использовать компонент человеческих ресурсов, чтобы преуспеть как организации в своей отрасли бизнеса.