1.1. Основные понятия
Переход к рыночным отношениям, формирование товарных и финансовых рынков, а также конкуренция предъявляют новые жесткие требования к предприятиям. Одним из таких требований является реструктуризация, вследствие которой происходят глубокие изменения структуры и технологии производства, управления хозяйственными процессами и сбытом продукции, и в конечном итоге улучшаются финансово-экономические показатели.
Процессы формирования, реорганизации и реструктуризации организаций образуют подсистему в более глобальной системе управления целенаправленной деятельностью, осуществляемой в рамках определенной организационной иерархической структуры.
Первичным в этой системе является деятельность; в общем случае — предпринимательская, производственная, научная, образовательная, общественная, благотворительная, политическая, социальная и т.д. Каждый вид деятельности характеризуется спектром возможных организационно-структурных (организации, предприятия, учреждения, компании, фирмы, консорциумы, научные и образовательные институты, управленческие команды типа команд проектов, социальные институты и пр.) и законодательно установленных (Гражданский кодекс РФ) организационно-правовых форм (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации). Организационную структуру осуществления деятельности будем называть в обобщенном виде организацией. Организационные структуры рассматриваются ниже в аспектах, относящихся к реструктуризации.
Таким образом, под организацией понимаются юридически оформленные, иерархически структурированные совокупности профессионально ориентированных людей (персонал), объединенных для решения какой-либо задачи, выполнения определенной совместной целенаправленной деятельности. В настоящее время в развитых странах во главу угла управления организацией ставятся миссия и цели организации, а не воля руководства. Миссия организации (гшззюп зг.а1;етеп1;) — это основное назначение, суперцель деятельности и существования организации.
Модель организации представлена на рис. 1.1.1.
В данном учебном пособии рассматриваются общие принципы, технологии, направления управления процессами реструктуризации, достаточно универсальные для различных видов деятельности и организационных форм. Частные аспекты реструктуризации касаются сферы предпринимательства (бизнеса), получившей развитие в рыночных условиях хозяйствования.
11
Внутренняя среда | ОРГАНИЗАЦИЯ |
| |||
| ■^ | ^ч |
| ||
Стратегия развития Конкурентоспособность Эффективность Инновации Стратегические зоны хозяйствования | МИССИЯ Генеральная цель Организационная культура Имидж и философия | Структура и функции Организационная структура Бизнес-процессы Персонал |
Рис. 1.1.1. Структура организации
Бизнес — это инициативная, самостоятельная экономическая деятельность (предпринимательство), осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также производство и продажу продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В дальнейшем вместо термина "деятельность" употребляется термин "бизнес", что отражает специфику инвестиционной деятельности, являющейся базисом управления проектами, реструктуризации предприятий, девелопмента и др.
Одним из важнейших аспектов управления как в обобщенном смысле управления системами, так и в прикладном смысле управления экономикой, бизнесом, организациями и др. является управление изменениями, поскольку любая система предполагает функционирование и развитие и тем самым изменение, преобразование.
Экономические системы особенно подвержены изменчивости в условиях переходной экономики. Проблема изменения организаций и внутри организаций в переходный (в политическом, экономическом, социальном и иных планах) период актуальна сегодня для мирового сообщества. В условиях постоянно меняющейся бизнес-среды различные преобразования организаций, предприятий, фирм, компаний являются достаточно частой практикой.
Следует отметить, что любые действия с организацией сводятся в общем виде или к ее преобразованию, или к ее ликвидации.
- Оглавление
- Глава 1. Концепция реструктуризации 10
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации 64
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации 116
- Глава 4. Диагностика предприятия 160
- Общие положения 202
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуриза ции предприятий 217
- Основные понятия 218
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов 248
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры 291
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия 344
- Глава 9. Особенности реструктуризации кризисного предприятия . ……….400
- Основные понятия 401
- Введение
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- Понятия "организация", "предприятие"
- Понятия "реформирование" и "реструктуризация" предприятий
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- Законодательство
- Инвестиции
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- Неэффективный собственник
- Криминальные группы
- 1.4. Основные положения концепции реструктуризации
- Этапы реструктуризации
- Глава 1. Концепция реструктуризации
- Глава 1. Концепция реструктуризации
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- Характеристика методов реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- Глава 1, Концепция реструктуризации
- Глава 1. Концепция реструктуризации
- Глава 1. Концепция реструктуризации
- Глава 1. Концепция реструктуризации
- Глава I. Концепция реструктуризации
- Литература
- Глава 2 правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Особенности государственного регулированияи реформирования хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- Блоки вопросов:
- Цель реформы:
- Задачи реформы:
- Критерии реформирования.-
- Основные направления реформирования:
- Результирующие стратегии реформирования:
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Содержание
- Анализ деятельности предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Типы ценовых политики и стратегий
- Ценовые стратегии
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Этапы разработки ценовой стратегии
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- Предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 3
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Разовые меры: структурное сокращение затрат
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3- Организация проведения реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3- Организация проведения реструктуризации
- Производственный план
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3- Организация проведения реструктуризации
- Основные этапы разработки бизнес-плана
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.1. Планирование проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- Глава 3- Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Матрица ответственности
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Команда проекта реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Организационное управление: Уч. Пос. М.: приор, 1998.
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Финансово-экономический анализ
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Производственно-хозяйственный анализ
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.7.4. Оценка имущества
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Основные финансовые показатели фирмы
- Глава 5
- 5.1. Основные понятия
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.2. Управление проектами
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.2. Управление проектами
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.4. Авс/авм-методологим
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.7. Управление знаниями
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Организация как бизнес-система
- Организация как организационная структура
- Организация как кадровая структура
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Деятельности компании
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- 8.2.4. Оптимизация бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 7
- Основные положения
- Организационные структуры современных предприятий
- Организационные проекты
- 7.1. Основные положения
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- 7.2. Организационные структуры современных предприятий
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Предприятия
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- 7.3. Организационные проекты
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Общие положения.
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Ценообразование
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Совет дирвггорм
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 8
- Основные положения системы управления персоналом
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемою предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Источники привлечения персонала
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Сопоставительный анализ систем обучения
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Классификация кадровых резервов
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Структура мотиваторов
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Структура мотиваторов
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управ чение персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемою предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Основные понятия
- Реструктуризация и антикризисное управление
- 9,1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- Глава 9. Особенности реструктуризации кризисного предприятия
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Глава 9. Особенности реструктуризации кризисного предприятия
- 153008, Г. Иваново, ул. Типографская, 6.
- Дистанционное обучение