Глава 9. Особенности реструктуризации кризисного предприятия
Раздутый громоздкий административный аппарат.
Нерегулярные выплаты зарплаты.
Отсутствие гибкого управления.
Перечень чрезвычайных мер.
Выход на новые рынки.
Осуществление упреждающих кризис перемен.
Увеличение доли фирмы на рынке по конкурентоспособным видам товаров.
Изучение опыта конкурентов.
Привлечение помощи консультантов.
Отказ от нерентабельных видов продукции.
Ликвидация непрофильных видов деятельности.
Переобучение персонала.
Наем персонала.
Увольнение персонала.
Формирование команды единомышленников.
Сокращение административного аппарата.
Предоставление работникам большей свободы общения и принятия решения.
Установление жесткой дисциплины.
Ужесточение контроля за расходами, дисциплиной.
Сокращение запасов.
Сокращение издержек производства и обращения.
Организация маркетинговых исследований.
Стимулирование сбыта продукции.
Проведение рекламных кампаний.
Формирование благоприятного имиджа фирмы.
Отказ от выплаты дивидендов по обыкновенным акциям.
Усиление централизации управления.
Децентрализация управления.
Обращение к правительству за помощью.
Сокращение экономического пространства — частичное закрытие предприятия.
Переизбрание совета директоров.
Объединение с другими фирмами.
Разводнение уставного капитала — дополнительный выпуск акций.
Смена президента фирмы.
Привлечение новых крупных инвесторов.
Продажа акций работникам.
Диверсификация производства.
Кружки качества.
Быстрая реакция на жалобы покупателей.
Забота об обслуживании потребителей (какая именно?).
Инвестиции производства.
Изменение стиля руководства (в каком направлении?).
Реорганизация структуры управления (в чем состоит?).
433
И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Реструктуризация предприятий и компаний
Введение гибкой системы стимулирования работников. Участие в прибыли.
Поощрение предприимчивости.
Разработка бизнес-плана.
Участие работников в управлении.
Объявление банкротства.
Вопросы для анализа:
1. Исходя из перечня вводных данных, характерных для промышленно-торговой фирмы, определить:
признаки кризисной ситуации;
причины возникновения кризисной ситуации;
меры, позволяющие предотвратить разрастание кризисной ситуации;
меры по управлению кризисом на стадии вхождения в кризис;
меры по управлению кризисом на стадии выхода из него;
меры по ликвидации последствий кризиса.
Литература
Евсеев А. Стратегия реструктуризации предприятия в условиях кризисной ситуации/ /Проблемы управления. 1999. № 3.
Антикризисное управление: Учеб. пособие/Под ред. ВТ. Крыжановского и др. М.: ПРИОР, 1998.
Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие. М.: Высшая школа, 2000.
Реформирование предприятия. Типовая программа. Методические рекомендации. Опыт реструктуризации: Сб. документов. М: Издательский центр "Акционер", 1998.
Тренев В.Н., Ириков В.А. и др. Реформирование и реструктуризация предприятия. Методика и опыт. М., 1998.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
частие в
-торговой
изнсной си-
••:го и др. компаний:
рекоменда-
кционер",
предпри-
8\УФТ-АНАЛИЗ — выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней среды.
АВС/АВМ-методология (ас4М1у Ъазес! со$1\п%/асШНу Ъазес! тапа§етеп1) — совокупность методов стоимостного анализа бизнес-процессов, цепочек создания стоимости, отдельных организационно-структурных единиц, а также методов повышения экономической эффективности процессов управления; используется как аналитическое средство, а также средство повышения экономической эффективности процессов и организационных единиц.
АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ — процесс включения новых сотрудников в организацию, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в системы неформальных связей.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АНАЛИЗ РАБОЧИХ МЕСТ - важнейший ком понент кадрового планирования, следующим за проектированием организационной структуры, по сути этот этап является детализацией организационной структуры и основой для формирования штатных должностей, штатного расписания, должностных инструкций и пр. Анализ рабочего места — это процесс определения наиболее существенных составных частей работы. Он имеет два аспекта: 1) анализ должностных обязанностей, ответственности, методов выполнения работы и т.д.; 2) анализ качеств работника: характеристик его поведения, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.
АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА - выявление резервов коллектива, структуры профессионально-квалификационных, индивидуально-психологических и социальных качеств персонала, управленческих факторов.
АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ — определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкретных конкурентов.
АНАЛИЗ СЕГМЕНТОВ РЫНКА — определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса.
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ — выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом.
АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - это макроэкономическая категория. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту
435
И. И. Мазур, В.Д. Шапиро. Реструктуризация предприятий и компании
предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности их дальнейшего функционирования.
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации.
АТТЕСТАЦИЯ — традиционный метод оценки персонала, при котором руководитель периодически оценивает эффективность выполнения должностных обязанностей с помощью стандартных критериев.
БИЗНЕС — инициативная, самостоятельная, экономическая деятельность (предпринимательство), осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг.
БИЗНЕС-ЕДИНИЦА — отдельно управляемое подразделение компании, юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично обособленное, ответственное за всю деятельность, необходимую для осуществления функций, возложенных на него в комплексе. Бизнес-единицы называют центрами ответственности и подразделяют на следующие типы: центр затрат, центр прибыли, центр инвестиций, центр доходов.
БИЗНЕС-ОПЕРАЦИЯ — совокупность действий, процедур, составляющих содержание одного завершенного цикла, акта бизнес-деятельности. Бизнес-операция обычно начинается с производства или закупки партии товара по заранее намеченному плану действий и завершается продажей товара и получением прибыли. Бизнес-операции называют также сделками. Элементы бизнес-операции: генерация идеи, определяющей общее направление сделки; формирование замысла, формулирование целей, установление содержания сделки; планирование операции — сопоставление поставленных задач и располагаемых факторов предпринимательства с целью минимизации издержек, составление бизнес-плана; заключение контракта; проработка ресурсного обеспечения; получение и реализация товаров, услуг.
БИЗНЕС-ПЛАН — план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы; содержит сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Составляется как в целях получения представления об этапах и путях проведения предпринимательской операции, ее выгодности, так и в качестве инструмента убеждения кредиторов в целесообразности финансирования сделки.
436
Терминологический словарь
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС - совокупность бизнес-операций, множество внутренних видов деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу, т.е. продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Под продукцией в данном случае понимается результат бизнеса, имеющий ценность, материальную или нематериальную, для конкретного клиента. Соответственно так называемые услуги можно рассматривать как частный вид продукции. Бизнес-процессами называют операции по изменению состояния нематериальных активов, материальных ценностей и финансовых потоков.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ (субординационные, иерархические связи) — связи руководства и подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - хозяйственные, социальные, политические, правовые, экологические и технологические характеристики внешних систем, имеющих существенное значение для функционирования организации. Соответственно выделяются внешние факторы влияния — люди, организации, обстоятельства, взаимодействующие с рассматриваемой организацией, включая потребителей, поставщиков, конкурентов, государство, профсоюзы, технику и технологию и пр.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - все аспекты организации, включая производственные, финансовые, инвестиционные, кадровые аспекты, стили руководства, типы управления, деловой этикет и этику, организационную и корпоративную культуру и пр.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) — носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их основное предназначение — способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании при решении возникающих между ними проблем.
ДЕПАРТАМЕНТИЗАЦИЯ (департаментализация) — процесс организационного обособления выполнения отдельных работ, т.е. процесс деления компании на отдельные блоки (отделы, секторы или отделения), имеющие четко определенные конкретные задачи и обязанности.
"ДЕРЕВО РАБОТ" — деление видов деятельности по проекту на части (укрупненные комплексы работ, пакеты работ и далее на отдельные работы и задачи). Пакет работ является также самостоятельной финансовой единицей. Он должен иметь отдельную смету, бюджет и отчет о расходах.
437
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Реструктуризация предприятий и компаний
"ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ" — граф, схема, отражающие структуру задачи оптимизации многошагового процесса. Ветви "дерева" отображают различные события, которые могут иметь место, а узлы (вершины) — точки, в которых возникает необходимость выбора. Причем узлы различны — в одних выбор осуществляет сам проект-менеджер из некоторого набора альтернатив, в других выбор от него не зависит.
"ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ" - графы, схемы, показывающие, как генеральная цель проекта разбивается на подцели следующего уровня и т.д. ("дерево" — это связанный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов. В данном случае такими элементами являются цели и подцели).
ДИАГНОСТИКА (комплексная бизнес-диагностика) компании — всесторонний анализ деятельности, который призван выявить и понять проблемы компании, слабые и сильные стороны, место компании на рынке и среди конкурентов, дать количественную и качественную оценку состояния компании как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению и в то же время сложной системы, включающей организационную, производственную, финансовую, управленческую структуры во всех их взаимосвязях.
ДИВИЗИОН (отделение) — организационная единица, имеющая внутри необходимые собственные функциональные подразделения. На отделение возлагается ответственность за производство и сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач.
ДИВИЗИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ — структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ — документ, описывающий основные производственные функции, которые должен выполнять занимающий данную должность сотрудник организации. Другое название — описание работ.
ЗАДАЧА (В ТЕРМИНАХ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ) -
часть работы, состоящая из комбинации операций, те виды деятельности, которые организация должна выполнять особенно хорошо, чтобы обеспечить успешность стратегии и достичь своих целей. Например, для промышленной организации эффективное производство является самой важной задачей. Для фирмы розничной торговли делом первой важности является маркетинг и продажи. Установление основных организацион-
438
Терминологический словарь
ных задач является ключевым шагом в отборе альтернативы организационного проекта.
ЗВЕНО УПРАВЛЕНИЯ — обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К понятию "звено" относят также и руководителей.
ИНЖИНИРИНГ — сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др., прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг, таких, как оценка технических и экономических возможностей организации производства; проектирование оборудования; изготовление рабочих чертежей опытных образцов; составление смет расходов; надзор за строительством, помощь в техническом управлении производством; обучение персонала, консультации по эксплуатации оборудования, оптимизация технологических процессов и др. В управлении проектами — деятельность по технической разработке проектов, составление смет, иногда также включает финансовое и экологическое обоснование проектов. Также деятельность по оказанию услуг в этой области. Работы исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-ана-литического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области организации производства и управления, реализации продукции. Такие работы и услуги выполняют на платной основе по контракту специальные независимые инжиниринговые компании. Инжиниринговые компании специализируются на предоставлении инжиниринговых услуг. Такие компании способны оказывать услуги одновременно в нескольких областях и привлекать к выполнению работ различных поставщиков оборудования, разные подрядные фирмы.
ИНЖИНИРИНГ БИЗНЕСА — набор приемов и методов, который компания использует для проектирования бизнеса в соответствии со своими целями. Специалисты рассматривают инжиниринг бизнеса как общее понятие, включающее реинжиниринг бизнес-процессов и усовершенствование бизнеса.
ИСТОЧНИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА - способы найма, рекрутиро вания кандидатов на работу, включающие способы распространения информации об имеющихся вакансиях, способы привлечения внимания потенциальных кандидатов и специальные способы работы с сегментами рынка рабочей силы.
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА - 1) система правил и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящая человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует,
439
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Реструктуризация предприятий и компаний
что все мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации); 2) набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей в организации, может использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.
КАДРОВАЯ СТРАТЕГИЯ — набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом с учетом стратегии бизнеса, организационной структуры, кадрового потенциала, кадровой политики.
КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (планирование персонала) — с одной стороны, часть системы планирования деятельности организации, а с другой стороны, подсистема управления персоналом, которая позволяет обеспечить: организацию необходимым и достаточным кадровым составом; подбор работников, соответствующих потребностям бизнеса; необходимый уровень квалификации работников и развитие персонала; активное участие работников в деятельности организации.
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ — группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
КАРЬЕРА — субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.
КОМАНДА ПРОЕКТА — временная организационная структура, возглавляемая менеджером (руководителем) проекта и создаваемая на период его осуществления с целью эффективного достижения его целей.
КОММУНИКАЦИЯ — информационное взаимодействие субъектов, характеризуемое следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентации, интересов, представлений об объекте взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью равноправного информационной: обмена; технологи-
440
Терминологический словарь
ческой обеспеченностью равного уровня информационной полноты знаний о ситуации и объекте взаимодействия.
КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ - рациональное сочетание знаний, навыков, способностей, рассматриваемых в определенный период, которыми обладают работники компании. Составляющими компетенции персонала являются: знания как результаты образования сотрудника; навыки как результат опыта работы; способы взаимодействия как умение интегрироваться в группе и умение общения с людьми для достижения поставленной цели.
КОНФЛИКТ — процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентации. Начинается с конфронтационной (военной) фазы, а заканчивается коммуникативной (управленческой). Таким образом, конфликт можно определить и как процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации.
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.
КОРПОРАТИВНЫЙ ЦЕНТР — высшее руководство и административный аппарат компании, в чьи обязанности входят выработка общей стратегической цели и обеспечение эффективной работы компании.
ЛИДЕРСТВО — спонтанно возникающий в группе процесс психологического влияния одного ее члена на других. Лидера могут порождать не только личные качества, но и структура взаимоотношений в группе. Межличностные связи складываются и определяются в зависимости от целей группы, норм и ценностей, установленных в ней. На основе сложившихся норм и целей выдвигается лидер, олицетворяющий предпочитаемые группой нормы и ценности, неотделимый от них, сплачивающий вокруг себя, своего видения задачи сподвижников, приверженцев и своим личным примером придающий своеобразие данной группе. Установки лидера становятся эталоном для всех или большинства членов группы, за ним признается право вести за собой, мобилизовывать на решение соответствующих задач, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций. Лидер — это человек, обладающий определенной властью, имеющий авторитет и право на оценку и влияние.
ЛИНЕЙНЫЕ СВЯЗИ — связи подчинения по всему кругу вопросов, прямое руководство подчиненными.
441
ЛИНЕЙНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - руководитель подразделения, занимающийся основной для данной организации деятельностью и несущий непосредственную ответственность за реализацию ее целей. Пример: генеральный директор, директор завода, бригадир.
МАТРИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - графический способ описания и согласования структуры ответственности за выполнение работ, основанный на закреплении работ, задач за исполнителями и конкретными формами их участия в реализации проекта.
МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА — отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив. Вертикальное направление — управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании. Горизонтальное - управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании.
МЕТОДОЛОГИЯ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ (ТоЫ СтаМу Мапа§етепт.) — совокупность методов управления предприятием, основным рычагом которых является качество.
МЕТОДЫ "ТОЧНО В СРОК" (1изМп-Т1те) - совокупность методов повышения качества работ и обслуживания; применяется для повышения качества и эффективности производственной деятельности и оптимизации взаимоотношений с поставщиками, подрядчиками и заказчиками.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ (КпочИеййе Мапаветеп*) - междис-циплинарное направление науки и практики, реализующееся в конкретных бизнес-приложениях, направленных на повышение эффективности процессов приобретения и использования знаний; применяется на стыке информационных технологий, управления персоналом, управления бизнес-процессами.
МИССИЯ — цель деятельности организации, ориентированная в будущее. Под миссией организации понимается основное назначение организации, суперцель деятельности и существования организации. В мировой практике бизнеса основная стратегическая цель организации называется миссией (пнззюп зг.а(:етепг.) и определяет, чем и почему должна заниматься организация и каким образом она должна достичь цели.
МОТИВАЦИЯ — процесс по стимулированию человека или группы людей к активизации деятельности по достижению целей организации. Современные теории мотивации базируются на данных психологических исследований. Они делают упор на выявление перечня и структуры потребностей людей.
442
Терминологический словарь
МОТИВАЦИЯ ТРУДА — стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена — издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА — кадровая программа развития персонала, ориентированная на передачу новых знаний по важным для организации направлениям, умений разрешать конкретные производственные ситуации и опыта поведения в профессионально значимых ситуациях; процесс повышения и развития компетенции, передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.
ОКРУЖЕНИЕ (окружающая среда, условия, обстановка) — система внешних и внутренних по отношению к рассматриваемому явлению (компании, проекту, бизнесу, политическому, экономическому или социальному явлению) обстоятельств, определяющих условия функционирования (реализации) этого явления. Для компании — совокупность внутренних и внешних факторов, которые способствуют или мешают достижению миссии, целей развития компании. Они сопряжены как с внешними условиями (политическими, социально-экономическими, технологическими, административными, климатическими, конкурентными), так и с внутренними (организационная структура, направления деятельности, кадровый состав, финансово-экономическое и производственно-хозяйственное состояние и пр.).
ОПЕРАЦИЯ — 1) наименьшая единица работы, используемая для целей планирования, управления и контроля; 2) комбинация элементов.
ОРГАНИГРАММА - графическая интерпретация процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающая распределение организационных процедур разработки и принятия решений между подразделениями, их внутренними структурными уровнями и отдельными работниками. Органиграмма позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения ее задач и функций.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА — интегральная, достаточно регламентированная, данная на языке определенной типологии характеристика организации, которая включает такие характеристики, как принятые и разделенные всеми работниками нормы; принципы, способы распределения власти; принятый в организации стиль руководства, сплоченность и связанность работников организации; характерные способы организации
443
И. И. Мазур, В, Д. Шапиро. Реструктуризация предприятий и компаний
и протекания взаимодействия (т.е. процессов — координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей); организация ролевого распределения, а также такие элементы, как система ценностей, образцы поведения, способы оценки результатов, типы управления.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА - является формальной классификацией частей организации. Эффективная структура разделяет работу организации на уместные подразделения и в то же время обеспечивает формальную координацию отношений, которая интегрирует усилия каждого подразделения в общем направлении. Структура привносит в организационный проект определение работы для каждого лица и их формальных связей внутри организационной конструкции. Определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Организационная структура проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - процесс нахождения соответ-ствия между ключевыми элементами организации (структура, персонал, системы решений и поощрений, неформальная организация и организационная культура и пр.) и ее стратегией. Организационное проектирование (ОП) применяется на стадии создания новых организаций и разработки инвестиционных проектов, особенно связанных с реструктуризацией предприятий, внедрением новой техники и технологии, выпуском новой продукции. В том и другом случае может быть составлен реальный документ: раздел бизнес-плана; организационный проект как составная часть технического проекта реконструкции и т.п.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ — исследование системы управления компанией в ее текущем состоянии. Включает: анализ системы целей компании и стратегий их достижения; анализ организационной структуры; анализ процессов управления; анализ структуры информации; анализ организационной культуры.
ОРГАНИЗАЦИЯ — 1) строение чего-либо; 2) совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи, или социальный институт; 3) деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других. Другое определение — группа людей, работающих совместно для достижения определенных целей. Признаками организации являются: наличие целей существования, организационной структуры и культуры, постоянное взаимодействие с внешней средой, использование ресурсов — натуральных, материальных, человеческих. Организация также определяется как юридически оформленные, иерархически структурированные совокупности профессионально ориентированных людей (персонал), объединенных для решения какой-либо
444
Терминологический словарь
:ммуни-м^ений, :ения, а е^ения,
икацией :ргани-эрмаль-каждого :ганиза-•:альных н:1дение : ;• лника-их фор--азделе-
юответ-грсонал, ::аниза-:с:-стиро-заций и гтрукту-зыпус-: ставлен :ект как
'.е систе-
анализ
ьнизаци-
■;.ры ин-
■'• групп, ::й инсти-чиванию, а людей, ~ризнака-:-:изацион-шней сре--:еловечес-: членные, :но ориен-а:-:ой-либо
задачи, выполнения определенной совместной целенаправленной деятельности.
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА — процесс определения эффективности выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей и реализации организационных целей. Целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
ПЕРСОНАЛ - люди, которые в рамках определенной организационной структуры осуществляют установленные взаимосвязанные виды деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ - неотъемлемая часть реализации проекта, продолжающаяся на протяжении всего его жизненного цикла и ставящая своей целью обосновать цели проекта и способы их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определения эффективных методов и способов их выполнения, необходимых для его осуществления, ресурсов всех видов, установления взаимодействия между участниками проекта.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ - структурное подразделение, производящее продукцию или предоставляющее услуги для различных подразделений внутри компании (помимо внешних потребителей).
ПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ — определение и анализ места, занимаемого фирмой, ее продукцией, отдельными торговыми марками и товарами по отношению к другим фирмам, торговым маркам и продуктам.
ПОТРЕБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРСОНАЛЕ - необходимый количест венный и качественный (в контексте компетентности, квалификации) состав персонала, определяемый в соответствии с выбранной стратегией развития фирмы. Под человеческими ресурсами подразумеваются работники фирмы с достигнутыми уровнями компетенции, желаниями, мотивациями, устремлениями. Результатом сравнения потребностей и ресурсов организации могут оказаться перестановки, передвижения, набор, обучение и т.д.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ОТБОР ПЕРСОНАЛА - является следующим этапом после определения потребности в персонале. Под привлечением персонала подразумеваются разнообразные способы использования источников персонала (внешние и внутренние). Отбор персонала — процедуры принятия решений по выбору соответствующих кандидатур на замещение определенных должностей.
ПРОЕКТНЫЕ СТРУКТУРЫ — структуры управления комплексными видами деятельности, которые из-за их решающего значения для компании требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего
445
И. И. Мазур, В.Д. Шапиро. Реструктуризация предприятий и компании
воздействия при жестких ограничениях по затратам, срокам и качеству работ.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА - состав и взаимосвязи подразделений основного и вспомогательного производств предприятия. Результатом деятельности вспомогательного производства является выпуск продукции (оказание услуг) для подразделений основного производства, необходимых для полноценного функционирования последнего.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ - ставит своей целью оценить уровень эффективности применения компанией производственных ресурсов для производства и реализации продукции, по сути выявить эффективность основной производственной деятельности, на которую ориентирована компания. Включает: анализ использования основных фондов; анализ использования материальных ресурсов; анализ использования труда и заработной платы и пр.
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ — объективно существующая совокупность взаимосвязанных целевых единиц (операций) управленческой деятельности (в зависимости от масштабов анализа — комплексов работ, задач, работ), имеющая четко обозначенные вход и выход и протекающая в рамках информационных связей, закрепленных существующей организационной структурой.
РАБОТА — 1) задачи, решаемые работниками или группой работников при выполнении определенных обязанностей; все эти задачи объединены общим названием; 2) сфера ответственности в пределах организации.
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ (Вихшезз Ргосезз Кеепдтеегтз) — метод кардинальной перестройки бизнес-процессов в целях достижения качественно иного, более высокого уровня показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия; используется как комплексное средство реорганизации предприятия или отдельных ее организационных единиц. Подразумевает создание принципиально новых бизнес-процессов, резко повышающих эффективность деятельности предприятия. Применяемые методы характеризуются радикальным характером преобразований, перестройкой бизнес-процессов как бы с чистого листа, единовременностью осуществления преобразований, применением продвинутых информационных технологий, высоким риском проводимых изменений.
\ I РЕОРГАНИЗАЦИЯ — перестройка, переустройство юридического лица (юридических лиц), которая означает прекращение деятельности конкретного юридического лица (лиц) без ликвидации дел и имущества с последующей государственной регистрацией нового юридического лица. Целью реорганизации является получение эмерджентного (суммарного) эффекта от изменения структуры капитала, от устранения дублирования функ-
446
Терминологический словарь
ций, от снижения издержек при увеличении объема производства и пр. Преобладают организационно-управленческие аспекты.
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ — комплексная оптимизация системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующая принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и систем и пр. Гармонично сочетаются все аспекты деятельности предприятия.
РЕФОРМИРОВАНИЕ — изменение принципов действия предприятия, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности. Преобладают производственно-экономические аспекты.
РУКОВОДИТЕЛЬ — одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчиненными поставленных задач.
РУКОВОДСТВО — процесс управления, который осуществляется руководителем, исполняющим роль посредника социального контроля и власти, на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую входит данная группа.
РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ — наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть продан на открытом рынке в условиях конкуренции среди продавцов и покупателей, когда те и другие действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и на величине цены не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (В МЕНЕДЖМЕНТЕ) - развивается с 50-х годов XX в. и связан с проникновением идей системного подхода в менеджмент. В системном менеджменте управляемая деятельность анализируется по четырем основным категориям: процессы деятельности, функциональные структуры, ресурсы, способы деятельности. Взаимосвязь этих элементов и организационная целостность систем управляемой деятельности обеспечиваются системной организацией самого менеджмента и его ролевой специализацией.
СОВМЕСТНО ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - харак-теризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи, интенсивность труда исполнителей примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, мало измен-
447
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Реструктуризация предприятий и компании
чивы. Эффективность общей деятельности в равной степени зависит от труда каждого из участников.
СОВМЕСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через современные средства связи — телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом.
СОВМЕСТНО-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - отличает ся от совместно-индивидуального временным распределением, а также порядка участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем второй, третий и т.д. Особенности деятельности каждого участника задаются спецификой целей преобразования средства в результат, характерных именно для этого участка технологического процесса.
СОВМЕСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющимся правилам и технологиям. В этих коллективах создается особый тип деятельности — сотворчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Этот тип характеризуется особой активностью каждого из участников процесса взаимодействия, а именно активностью в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности.
СТАДИЯ И ЦИКЛ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - описательные характерис тики организации, рассматриваемой в логике процессуальности и стадийности развития, фиксирующие особенности целей и ценностей, присущих организации в определенный период своего развития.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — управленческая категория, позволяющая комплексно оценивать поведение руководителя в коллективе, используемые им методы подготовки и принятия решений, способы их осуществления и формы контроля за деятельностью подчиненных. Выделяют три основных стиля руководства: авторитарный; демократический; либеральный.
СТОИМОСТЬ В ОБМЕНЕ — определяется исходя из предположения о том, что возможна продажа предприятия на свободном, открытом и конкурентном
448
Терминологический словарь
рынке в условиях равновесия, устанавливаемого факторами спроса и предложения. При этом предполагается альтернативное существующему
использование предприятия.
СТОИМОСТЬ В ПОЛЬЗОВАНИИ — определяется исходя из предположения о том, что предприятие не будет продаваться на свободном, открытом и конкурентном рынке для любых альтернативных целей использования ни полностью, ни путем распродажи по частям. Стоимость в пользовании носит субъективный характер, поскольку выражает мнение владельца предприятия относительно возможностей его дальнейшего использования.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗОНА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (СЗХ) - отдельный сегмент окружения (направление деятельности, вид продукции, сегмент рынка, регион и пр.), на который компания имеет (или хочет получить) выход и который является существенным для компании с точки зрения ее миссии, стратегических целей развития, обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ, эффективности деятельности и пр.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ - полностью разработанная и четко сформулированная идея того, чего должна добиться компания, включающая новую или измененную общую стратегическую цель (миссию) и обоснование того, почему определенные изменения являются необходимыми.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ БИЗНЕСА - организационные единицы компании, отвечающие за выработку ее стратегических позиций в одной или нескольких областях хозяйствования. На них возлагается ответственность за выбор сферы деятельности, разработку конкурентоспособной продукции и сбытовых стратегий. Как только номенклатура продукции разработана, ответственность за реализацию программы ложится на подразделения текущей коммерческой деятельности, т.е. на дивизионы.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (СЦХ), стратегическое хозяйственное подразделение — внутрикорпоративное структурное подразделение, отвечающее за выработку и реализацию стратегической позиции компании в одной или нескольких стратегических зонах хозяйствования. СЦХ ответственен одновременно и за краткосрочные результаты, и за развитие будущего потенциала. СЦХ, как правило, принимают на себя управленческо-координирующие функции, функции управления проектами в соответствующем СЗХ, при этом выполнение конкретных работ осуществляется подразделениями компании, занимающимися производственными видами деятельности (строительство, сбыт, промышленное производство и др.), или привлекаемыми сторонними предприятиями.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - процесс планирования реализации стратегии по этапам и исполнителям с учетом реальных условий окру-
449
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Реструктуризация предприятий и компании
жения (состояния рынка, конкуренции, потенциального технического, технологического, экономического развития).
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ - процесс управления разработкой стратегии компании, стратегическим планированием, конкретизацией оперативных планов и последующей реализацией стратегических направлений развития. Стратегическое управление включает мониторинг, координацию и анализ реализации стратегии компании, своевременную модификацию, модернизацию и принципиальную трансформацию стратегии компании.
СТРАТЕГИЯ — определение перспективных целей развития организации, методов и времени их достижения, а также системы оценки (показателей) степени реализации этих целей; общий курс действий организации на определенный период.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ, корпоративная стратегия - подробно разработанная концепция направлений и способов деятельности компании в комплексе для достижения результата (выполнения миссии, целей развития), имеющего долгосрочные последствия. Стратегия развития отличается от стратегии достижения успеха в отдельном виде деятельности, на отдельном сегменте рынка тем, что учитывает все аспекты функционирования и развития компании во взаимосвязи с существующим и прогнозируемым окружением. Стратегия отличается от плана тем, что она разрабатывается в условиях неопределенности окружения (внешней среды) и включает укрупненные и зачастую альтернативные пути достижения целей.
СТРУКТУРА — архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами.
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ — состав и взаимосвязи управленческих подразделений предприятия.
СТРУКТУРИЗАЦИЯ (проекта реструктуризации) — построение структуры разбиения работ на иерархические подсистемы и компоненты, а также назначение ответственных за каждую из них.
СТУПЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ — совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛНОТА ВЫПОЛНЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ силами компании — наличие подразделений, обеспечивающих или реальное выполнение конкретных бизнес-процедур в составе бизнес-процесса, или ответственное управление их выполнением. Таким образом, компания отвечает перед потребителем ее продукции, товаров и услуг за
450
Терминологический словарь
конечный результат и промежуточные этапы, что обусловливает обеспечение качества продукции и услуг компании на международном уровне.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА - состав и взаимосвязи подразделений основного производства предприятия. Результатом деятельности основного производства является выпуск профильной для предприятия, т.е. доминирующей по удельному весу в общем объеме производства, продукции.
ТЕХНОЛОГИЯ — способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации.
ТИП СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - способ взаимодействия в рамках коллективного труда, способ организации коллективного труда. Включает следующие типы: совместно-взаимодействующий, совместно последовательный , совместно-индивидуальный, совместно-творческий.
ТИП УПРАВЛЕНИЯ — характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения. Типы управления должны соответствовать организационной культуре организации и, следовательно, особенностям персонала, который в ней работает. Одна из существенных причин неэффективности управления — рассогласование между этими параметрами организации.
УПРАВЛЕНИЕ — процесс координации различных видов деятельности с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации. Тип управления — это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ — система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования кадрового потенциала организации. Система управления персоналом укрупненно включает такие подсистемы, как кадровое планирование, набор и увольнение, обучение и развитие, мотивацию и вознаграждение, организацию деятельности, оценку и аттестацию кадров.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ, руководство проектом (Рго]ес! Мапацетеп!) — методология руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленная на эффективное достижение его целей, путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта. Система управления проектом ориентирована на осуществление проекта по фазам жизненного
451
И. И. Мазур, В.Д. Шапиро. Реструктуризация предприятий и компаний
цикла для достижения запланированных целей и результатов. По основным областям управления проектом система разделяется на следующие подсистемы: интеграционное управление, управление содержанием проекта, объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление человеческими ресурсами, управление информацией и коммуникациями, управление риском. Управляемыми параметрами системы управления проектом являются: стоимость (затраты, расходы, издержки, доходы), время (сроки выполнения работ и наступления событий, продолжительности работ, резервы работ), ресурсы, качество, риск. В процессе осуществления проекта и управления им, во всех подсистемах и на всех этапах (фазах) жизненного цикла выполняются определенные системные функции, включающие: планирование, составление и сопровождение бюджета проекта, контроль проекта, организацию, администрирование проекта, бухгалтерский учет, мониторинг, принятие решений, оценку и экспертизу, отчетность и пр.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА — группа управленцев предприятия, объединенная общей деятельностью, разделяющая общие цели и представления о способах их достижения.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕСА - постепенное улучшение различных аспектов бизнеса, включая виды деятельности, содержание существующих бизнес-процессов, организационную и управленческую структуры. Усовершенствование проводится постепенно, в основном на уровне функций, каждодневно в отличие от реинжиниринга, проводимого единовременно, например, раз в несколько лет.
ФАКТОРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - параметры внешней и внутренней среды, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - включает оценку финансового состояния, финансовых результатов и эффективности деятельности и является базой для формирования финансовой политики компании.
ФИНАНСЫ — все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь организация для выполнения собственной деятельности.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ — связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления, носящие совещательный, рекомендательный характер.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СТРУКТУРА — состав и взаимосвязи подразделении основного, вспомогательного, а также непрофильных производств предприятия. Непрофильными производствами считаются подсобные хозяйства и объекты социальной сферы, находящиеся на балансе предприятия,
452
Терминологический словарь
а также подразделения, утилизирующие отходы основного производства. Подсобные хозяйства предназначены для производства продукции (как правило, продовольствия) с целью удовлетворения потребностей членов трудового коллектива предприятия. Объекты социальной сферы предназначены для оказания услуг (как правило, жилищно-коммунальные, здравоохранение, образование и дошкольное воспитание, культура, отдых, спорт) членам трудового коллектива предприятия.
ХОЛДИНГ, холдинговая компания — особый вид компаний, создаваемых для владения контрольными пакетами акций других компаний (структурных подразделений) с целью контроля и управления их деятельностью. Различают чистый холдинг, выполняющий только управленческие, координирующие и контрольно-финансовые функции, и смешанный холдинг, занимающийся помимо этого определенной предпринимательской деятельностью.
ЦЕНТР ДОХОДОВ — подразделение компании, первостепенным критерием эффективности которого является увеличение дохода (выручки) и доли рынка.
ЦЕНТР ЗАТРАТ — подразделение, критерий эффективности которого включает затраты, качество и сроки выполнения работ, но не включает прибыли, дохода и рентабельности. Все затраты такого подразделения переносятся на центры прибыли и их продукцию.
ЦЕНТР ИНВЕСТИЦИЙ — подразделение компании, первостепенным критерием эффективности которого является достижение намеченной рентабельности инвестиций (отношения чистой прибыли к средней сумме инвестиций за период).
ЦЕНТР ПРИБЫЛИ — подразделение, ответственное за свои доходы, затраты и инвестиции. Критерием эффективности работы служат норма прибыли и рентабельность.
Мазур И.И., Шапиро В.Д.
Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб, пособие для вузов/И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ. ред. И.И. Мазура. — М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. — 456 с. — (Современное бизнес-образование)
I§ВN 5-282-02099-8
В книге впервые в отечественной практике системно рассмотрен круг вопросов, составляющих сущность новой для России дисциплины — реструктуризация предприятий и компаний.
Приводятся: концепция, правовые основы и организация проведения реструктуризации, диагностика предприятия, эффективные методы реструктуризации, совершенствование бизнес-процессов, реорганизация производственной структуры, управление персоналом, особенности реструктуризации кризисного предприятия.
Каждая глава содержит практикум: контрольные вопросы, тесты, задачи, анализ ситуаций.
Для студентов вузов, преподавателей и практических работников в области экономики и менеджмента.
УДК 65.014(075,8) ББК 65.29»я73
Учебное
Мазур Иван Иванович, Шапиро Валерий Дмитриевич
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К КОМПАНИЙ
Зав. редакцией Е.В. Полиевктова
Ведущий редактор Е. С. Поляк
Редактор И.М. Волкова
Корректор Е.А. Киселева
Художники А.М. Павлов, И.Н, Олимпиев
Компьютерная верстка Т.В. Дмитриенко
ИД № 03627 от 25.12.2000
Подписано в печать с оригинал-макета 02.07.2001.
Формат 70x100'/^. Бумага офсетная. Гарнитура "Петербург".
Печ. л. 28,5. Усл. печ. л. 37,05. Тираж 5000 экз. Заказ № 4032. Изд. № 7732.
ЗАО "Издательство "Экономика", 121864, Москва, Бережковскаянаб., 6.
Ивановская областная типография Министерства Российской Федерации
по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
- Оглавление
- Глава 1. Концепция реструктуризации 10
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации 64
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации 116
- Глава 4. Диагностика предприятия 160
- Общие положения 202
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуриза ции предприятий 217
- Основные понятия 218
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов 248
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры 291
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия 344
- Глава 9. Особенности реструктуризации кризисного предприятия . ……….400
- Основные понятия 401
- Введение
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- Понятия "организация", "предприятие"
- Понятия "реформирование" и "реструктуризация" предприятий
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- Законодательство
- Инвестиции
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- Неэффективный собственник
- Криминальные группы
- 1.4. Основные положения концепции реструктуризации
- Этапы реструктуризации
- Глава 1. Концепция реструктуризации
- Глава 1. Концепция реструктуризации
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- Характеристика методов реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- Глава 1, Концепция реструктуризации
- Глава 1. Концепция реструктуризации
- Глава 1. Концепция реструктуризации
- Глава 1. Концепция реструктуризации
- Глава I. Концепция реструктуризации
- Литература
- Глава 2 правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Особенности государственного регулированияи реформирования хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- Блоки вопросов:
- Цель реформы:
- Задачи реформы:
- Критерии реформирования.-
- Основные направления реформирования:
- Результирующие стратегии реформирования:
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Содержание
- Анализ деятельности предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Типы ценовых политики и стратегий
- Ценовые стратегии
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Этапы разработки ценовой стратегии
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- Предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 2. Правовые основы реструктуризации
- Глава 3
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Разовые меры: структурное сокращение затрат
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3- Организация проведения реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3- Организация проведения реструктуризации
- Производственный план
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3- Организация проведения реструктуризации
- Основные этапы разработки бизнес-плана
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.1. Планирование проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- Глава 3- Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Матрица ответственности
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Команда проекта реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Глава 3. Организация проведения реструктуризации
- Организационное управление: Уч. Пос. М.: приор, 1998.
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Финансово-экономический анализ
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Производственно-хозяйственный анализ
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- Глава 4. Диагностика предприятия
- 4.7.4. Оценка имущества
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Глава 4. Диагностика предприятия
- Основные финансовые показатели фирмы
- Глава 5
- 5.1. Основные понятия
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.2. Управление проектами
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.2. Управление проектами
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.4. Авс/авм-методологим
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.7. Управление знаниями
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 5. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Организация как бизнес-система
- Организация как организационная структура
- Организация как кадровая структура
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Деятельности компании
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- 8.2.4. Оптимизация бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 6. Совершенствование бизнес-процессов
- Глава 7
- Основные положения
- Организационные структуры современных предприятий
- Организационные проекты
- 7.1. Основные положения
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- 7.2. Организационные структуры современных предприятий
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Предприятия
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- 7.3. Организационные проекты
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Общие положения.
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Ценообразование
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Совет дирвггорм
- Глава 7. Реорганизация организационной структуры
- Глава 8
- Основные положения системы управления персоналом
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемою предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Источники привлечения персонала
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Сопоставительный анализ систем обучения
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Классификация кадровых резервов
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Структура мотиваторов
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Структура мотиваторов
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управ чение персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемою предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Глава 8. Управление персоналом реструктуризируемого предприятия
- Основные понятия
- Реструктуризация и антикризисное управление
- 9,1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- Глава 9. Особенности реструктуризации кризисного предприятия
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Глава 9. Особенности реструктуризации кризисного предприятия
- 153008, Г. Иваново, ул. Типографская, 6.
- Дистанционное обучение