logo
Uchebnik_moy_Restrukturizatsia_predpriatia

6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов

Стремительные изменения, происходящие в экономике, разрушают привычно стабильную внешнюю среду организаций.

В новых условиях хозяйствования предприятия вынуждены постоянно приспосабливаться к быстро меняющимся правилам ведения бизнеса для того, чтобы удержать свои рыночные позиции и противостоять стремитель­но возрастающей конкуренции. К новым правилам ведения бизнеса отно­сится и постоянное совершенствование системы управления предприятием.

Из-за жесткой конкуренции и динамичной внешней среды предприятия вынуждены постоянно совершенствовать бизнес-процессы. Рассмотрим основные способы улучшения бизнес-процессов.

Автоматизация бизнес-процессов (Ъизтезз ргосезз аиЬотаглоп, ВРА) предполагает применение информационных технологий, для того чтобы сделать существующие бизнес-процессы более эффективными. В ходе автоматизации сами бизнес-процессы обычно остаются неизменными, но сам поток работ, выполняемый ранее "вручную", частично или полнос­тью переносится на компьютер.

Сокращение затрат (соз! гедисглоп) — метод, в ходе которого принято анализировать существующие процессы с целью обнаружения устранимых видов затрат, не изменняя при этом традиционный способ выполнения бизнес-процесса.

Непрерывное улучшение процессов (сопШшоиз ргосезз 1тргоуетеп1., СР1) предполагает долгосрочное и постепенное повышение эффективности бизнес-процессов. Подобный подход к совершенствованию бизнес-процес­сов широко распространен в Японии и других странах Тихоокеанского региона.

Следующие два метода совершенствования бизнес-процессов основаны на предположении важности качества в широком смысле слова для успеха предприятия на рынке — улучшение качества (яиаМу хтргоуешепт., 01) и всеобщее управление качеством (г.о1а1 ^иа1^1у шападешепг., ТОМ). Цель обоих методов — добиться качества через улучшение существующих бизнес-процессов, продолжая традиции "непрерывного улучшения процес­сов".

Реинжиниринг бизнес-процессов (Ъизтезз ргосезз геепдтееппд, ВРК) — новый подход к улучшению бизнес-процессов, появившийся в начале 90-х годов XX в. ВРК, изменяет способ выполнения бизнес-процес­са, делая его более эффективным. Следствием этого может стать сокраще­ние затрат, другим возможным — повышение производительности, улуч­шение качества, уменьшение количества ошибок, потерь или брака, сокра­щение численности персонала, повышение уровня удовлетворенности по­требителей.

Информационные технологии (ИТ) предоставляют инструменты со­вершенствования бизнес-процессов и играют четыре важнейшие роли в проектах их улучшения.

284