3. Опыт западного предпринимательства
В становлении предпринимательства в Западной Европе и России можно выделить как сходные элементы, так и некоторые различия. Объясняется это, прежде всего, разными социально-экономическими, политическими и географическими условиями, развития стран Западной Европы и России в XVII-XIX столетиях. Рассмотрим основные сходства и различия более подробно.
Известно, что XVII век принес на Русь время, разорившее российское хозяйство и разрушившее весь прежний уклад жизни. В то время, когда Россия была занята восстановлением своего хозяйства в передовых странах Западной Европы шло формирование новых экономических отношений, новых форм и видов торгово-промышленной деятельности, находивших выражение в разделении и кооперации труда. Кроме этого, в наиболее развитых странах произошли буржуазные революции, а в России продолжали усиливаться феодально-крепостнические порядки, оформлялась феодально- абсолютистская монархия. Таким образом, Россия явно отставала от Западной Европы в социально-экономическом и политическом развитии. Именно в такой обстановке формировалось и развивалось предпринимательство России в допетровские времена. Однако следует отметить, что и в Западной Европе войны и стихии также оставили свои тяжелые следы.
На Западе предпринимательская среда складывалась на основе накопления капитала посредством роста ссудных и торговых прибылей, отчасти – земельной ренты. В России дело обстояло иначе: отличительной чертой нарождавшегося предпринимательского слоя являлась «всеядность хозяина», требовавшая его участия в различных видах хозяйственной деятельности. Тем более, что феодальное государство сохраняло прежние экономические отношения, сужавшие рамки нарождавшегося хозяйственного уклада. Да и случайные события такие, например, как походы уничтожавшие сотни лавок; ограбление торговых караванов; войны, сокращавшие спрос на ряд товаров; несостоятельность должника; произвол местных воевод, слабость правосудия и многое другое – все это сдерживало становление предпринимательского «класса».
К рассматриваемому периоду в Европе уже установились государственные границы, а в России шел процесс расширения территории государства, которые оказывали существенное влияние на формирование предпринимательства. Именно в этот допетровский период началось освоение малозаселенных территорий Нижнего Дона, Северного Кавказа, Среднего и Нижнего Поволжья и Сибири. Ничего подобного не было в Европе.
И для России, и для стран Запада огромное значение для формирования предпринимательского слоя имело отношение государства и общества. И у нас, и на Западе государственная власть и общественные силы были заинтересованы в широком развитии предпринимательского дела.
К концу XVII в. в России и в Западной Европе сформировались несколько видов предпринимателей (о чем было сказано выше). Но в отличие от нашей страны на Западе помимо купечества и «промышленников», в деловую жизнь активно вовлекалась привилегированная часть общества. При поддержке верховной власти учреждались промышленные предприятия, сдававшегося позже «содержателям» из дворянства на точно оговоренный срок, при условии выполнения определенных обязательств. Такая практика широко применялась, например в германских княжествах, при создании горных заводов.
Деятельность российских предпринимателей была несколько иной, чем на Западе. Многие из российских предпринимателей усматривали в своей деятельности не только источник наживы, но выполнение важной государственной задачи, своего рода миссию, возложенную на них богом, государством и судьбой.
Главная причина отставания заключалась в специфике нашей истории и национальной психологии. Не только в революционной среде, но и в самых широких кругах интеллигенции отношение к богатым людям вряд ли можно было бы назвать доброжелательным. Даже в купеческий среде на биржах не принято было демонстрировать богатство. Почти все руководители предпринимательских организаций были не очень богатыми людьми.
Существовала старая традиция служения предпринимателей своей Отчизне. Она зародилась не в XVII или XVIII веках, а гораздо раньше, хотя именно в это время, особенно в эпоху Петровских преобразований, она получила огромное развитие. Служение Родине с той поры составляло предмет гордости российского предпринимательства. Конечно же, это качество не было уникальным в истории мирового предпринимательства. Более того, оно является одной из важнейших черт рационального предпринимательства. Однако, по сравнению, например, с западноевропейским и голландским предпринимательством, оно нередко заслоняло чисто хозяйственные задачи получения прибыли, задачи создания предпринимательских объединений, способных защищать перед государством свои интересы с целью налаживания прибыльного, эффективного хозяйства.
В допетровский период в России начался процесс формирования новой экономической среды, хозяйственная практика постепенно приучала русских к западно-европейским новшествам. Изменение экономических и социально-политических условий в стране подготовило формирование предпринимательского класса, который был уже в состоянии влиять на принятие властями экономических решений. Но все же, несмотря на определенные успехи в развитии хозяйства, страна оставалась в стороне от главных торгово-промышленных путей, проложенных передовыми западными государствами.
Так, торговлю Голландии с Россией по сравнению с ее торговыми операциями с другими странами можно назвать всего лишь «ничтожным эпизодом». И действительно, в среднем около 20 голландских кораблей прибывало ежегодно в Архангельск, а то время как в Данию и Норвегию –500, а в Испанию – 2000. Вставал вопрос о том, какими средствами и методами приблизить Россию к передовым странам Европы, экономические успехи которых во многом определялись развитием новых форм и видов хозяйственной деятельности. Какие силы возьмут на себя решение сложнейшей задачи – вывода России из хронического социально- экономического отставания. Эта проблема приобрела к концу XVII века первостепенное государственное значение. Как показала дальнейшая российская история, не предпринимательство, а государство, в лице Петра Великого, при широком участии предпринимательских сил, взяло на себя решение этой труднейшей для России задачи.
В 70-90-е годы ХХ века происходили и происходят существенные изменения в общественной жизни человечества. Эти изменения характеризуются, по мнению специалистов, тремя направлениями:
изменениями самой эпохи;
сдвигами происходящими в экономической среде;
появлением новых социальных структур и связанными с ними новыми особенностями управления обществом.
В рассматриваемый период в мире нарастает процесс интернационализации хозяйственной жизни, что способствует усилению международного разделения труда, специализации, ускоряет экономическое развитие, повышает уровень жизни и ее качество. Появляются новые потребности и способы их удовлетворения.
Предприятия, испытывающие воздействие растущей интернационализации, несут в себе и способы решения этих острых проблем. Как свидетельствует опыт Запада, именно предприятия являются основой развивающегося единого экономического пространства. В них человечество может найти эффективный способ решения многих глобальных вопросов современности.
Другим фактором, радикально меняющим и общий облик мира, и, прежде всего, экономическую среду, является научно-техническая революция (НТР).
В качестве примера новых явлений, вызванных к жизни НТР, приводящих к серьезным модификациям социально-экономического фундамента современного западного общества, можно привести интенсивный отток работников из отраслей материального производства в сферу услуг. Так, в Великобритании, Франции, Швеции, Нидерландах доля работников сектора услуг в общей численности самодеятельного населения уже в конце 80-х годов превосходила 60%, в США – 72%. Тенденция перехода в сферу обслуживания сохранения и в 90-е годы и, очевидно, будет продолжаться и в дальнейшем. Ожидается, например, что в США к 2000 году доля занятых в промышленном секторе экономики сократиться до 11%, а к 2030 году – до 3%. Во Франции в 2000 г. на долю сферы услуг в общей численности самодеятельного населения будет приходиться примерно 73% работников.
Необходимо подчеркнуть еще один факт, связанный с НТР. Речь идет о том, что НТР усиливает роль предприятий, порождает изменения в их структуре, делает необходимым появление нового типа предпринимателя, понимающего современные потребности общества, обладающего новейшими знаниями и отвечающего требованиям, которые общество предъявляет к участникам экономического процесса в настоящее время.
Под влиянием глобализации, происходящей в мире, сдвигов, порождаемых НТР, растет социализация западного общества. Часть стоимости, производимой в хозяйстве, перераспределяется посредством различных механизмов на нужды общества в целом или отдельных категорий населения. Эта тенденция четко прослеживается на уровне предприятий. Предприятию в наши дни уже недостаточно иметь только четко выработанную финансовую, инвестиционную и технологическую политику. В современных условиях каждое предприятие не может существовать, успешно функционировать без социальной политики. Опыт свидетельствует, что отсутствие социальной политики всегда очень дорого стоит для предприятия.
Для нас весьма важно ознакомиться с основными изменениями, которые происходят в западном предпринимательском движении под влиянием выше перечисленных факторов. Рассмотрим эти изменения.
Главным из многих изменений является своеобразный бум предпринимательства, который продолжается уже в течение ряда десятилетий. Нынешняя волна предпринимательства, охватившая в первую очередь США, распространилась на Западную Европу, Японию и на другие новые индустриальные страны. Это свидетельствует о том, что в основе указанной тенденции не какие-либо особые черты, присущие одной стране, а объективные факторы развития экономики цивилизованного общества в целом. В качестве примера могут служить такие страны, как США, Франция, Италия, ФРГ и некоторые другие.
70-90-е годы ХХ века стали периодом быстрого роста и усиления мощи крупных промышленных объединений, имеющих дочерние предприятия за рубежом. По данным ООН транснациональных корпораций (ТНК) в 90-е годы насчитывалось более 13 тыс. Сегодня они играют решающую роль во многих сферах промышленного производства. На долю предприятий ТНК в начале 90-х годов приходились около половины стоимости ВНП Запада. Они осуществляют примерно 50% товарного экспорта и 90% экспорта капиталов западных стран. В 80-е годы ТНК продолжали расширять область деятельности, охватывая все новые отрасли мировой экономики – банковские и страховые операции, другие секторы кредитной системы, туризм, сферу услуг.
В начале 80-х годов получает развитие новая организационная структура, основу которой составляют промышленные концерны и банки. Увеличивается объем капиталов, контролируемых ведущими промышленно-финансовыми группами – этим «руководящим ядром» сегодняшней экономики Запада. На Западе наблюдается бум мелкого и среднего предпринимательства.
Можно сказать, что мелкий предприниматель является своего рода символом всего предпринимательства, приобретшего на Западе решающее значение во всех сферах социально-экономической жизни. На Западе хорошо понимают, что дальнейшее развитие общества во многом зависит от подготовки кадров мелких и средних предпринимателей. Этому в последние годы уделяется огромное внимание. Созданы и функционируют сотни школ и специальных центров подготовки кадров предпринимателей. Издается обширная учебная и научная литература.
Рассмотрим правовую структуру и конкретные виды предприятий в западных странах. Предпринимательское право Запада различает, прежде всего, две фундаментальные группы предприятий – единоличные и партнерские. Каждая из них имеет различные конкретные правовые формы. Так, единоличные предприятия часто существуют в виде так называемых «простых обществ». По сути дела, это уже переходные формы к типу партнерских предприятий. Партнерские предприятия подразделяются обычно на две основные подгруппы: объединения лиц (товарищества) и объединения капиталов (компании). В отдельную группу обычно выделяют кооперативные предприятия, которые в ряде Западных стран получили широкое распространение.
Первичной фирмой любого хозяйствования на Западе считаются единоличные предприятия. На их долю приходится большинство действующих предприятий. Например, в начале 90-х годов ХХ века в США из примерно 18 млн. зарегистрированных предприятий (без сельскохозяйственных) 10 млн. были единоличными владениями и 4,5 млн. – партнерскими фирмами и корпорациями, использующими наемный труд [66].
Чистый тип товариществ (объединений лиц) имеет разнообразные правовые формы. В современной Западной Европе (как и в дореволюционной России) широко распространены открытие торговли или полные товарищества и коммандитные товарищества.
В XX веке некоторые коммандитные товарищества стали превращаться в акционерные компании. Это было связано с общим рядом новых форм организации предпринимательской деятельности. Среди таких новых форм для стран Западной Европы в XX веке, и особенно в последние десятилетия, наиболее характерны две формы: общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.
Предпринимательское право во всех западных странах в отдельную группу выделяет кооперативные предприятия. При этом под кооперативом обычно понимается общество, деятельность которого направлена в принципе не на получение дохода, а на оказание помощи и содействия членам общества. На практике многие западные кооперативы сегодня превратились в крупные высокодоходные предприятия, играющие важную роль в ряде сфер народного хозяйства.
Рассмотренное разнообразие правовых и организационных форм предприятий свидетельствует о плюрализме западного предпринимательства. В то же время такой плюрализм включает в себя и плюрализм форм собственности.
Остановимся на характеристике некоторых особенностей западного предпринимателя, учет которых имеет большое значение при оформлении нового российского предпринимательства.
В условиях обостряющейся конкуренции возрастающее значение управление трудовыми ресурсами. Предпринимателями Запада разрабатывается «новая глобальная стратегия», цель которой – повысить материальную и моральную заинтересованность работника, привлечь его в более активному участию в управлении производством, повысить содержательность труда и степень удовлетворенности его итогами. В этой области всемирную известность получил опыт японских предпринимателей.
Другим популярным направлением сегодняшней предпринимательской деятельности Запада является маркетинг. В условиях рыночной экономики выживает только производитель, способный продлить то, что нужно потребителю. Поэтому основой маркетинга являются изучение потребностей людей, их эволюции, закономерностей формирования, а также способов удовлетворения нового опроса разработка конкретных программ производственно-коммерческой деятельности.
Бесспорно, что в отношениях предпринимателей и потребителей огромную роль играют чисто экономические соображения. Но наряду с подобными соображениями на Западе немалое значение имеют этические факторы. Основой этики бизнеса являются честность и порядочность в деловых общениях. Утверждению этих принципов способствует государство. В США, например, был принят целый ряд законов и других актов, регулирующих отношения предпринимателей и граждан. Ведущую роль в разработке и осуществлении этических норм играют сами предприятия и их объединения.
Вместе с тем не надо забывать и о недостатках присущих западному бизнесу.
За последние 10-20 лет происходит рост коррупции, причем не только в сфере государственной, но и в мире частного бизнеса. Во всех странах Запада ведется широкая борьба против коррупции, в которой активно участвуют и предприниматели, и их организации.
Характеризуя историю российского предпринимательства, было обращено внимание на такую его черту, как широкое участие в разнообразной благотворительной деятельности, ставшей традицией российских предпринимателей. Эта традиция присуща и предпринимателям Запада. Во Франции, например, существует общенациональная Ассоциация развития меценатства промышленников и коммерсантов. В 1985 году ее расходы на поддержку культуры превысили 350 млн. франков. Очень развито меценатство и в США. В 1989 году по оценке печати объем филантропических даров превысил в США 4,75 млрд. долл., что превышает общую сумму соответствующих расходов 1989г. во всех других странах Запада, вместе взятых. В США, пожалуй, не найдется ни одного университета, в финансировании которого не участвовал бы в той или иной форме какой-либо состоятельный предприниматель.
Наиболее четко особенности предпринимательства прослеживаются в США, где предпринимательство достигло как бы «классических» параметров. Опыт США распространился по всему миру. Статус предпринимателя в США, представления общества о нем, оценка его действий пронизаны высокой престижностью предпринимательства, уважительным отношением в нему абсолютным авторитетом активного и деятельного человека, умеющего делать деньги. Бизнесмен в США – почетная и доходная профессия, которую желают многим новорожденным. Добиться экономического успеха, заработать состояние и тем самым укрепить свою независимость и самостоятельность – таково в кратком изложении содержание «американской мечты», вдохновлявшей многих американских предпринимателей. Культ богатства получил в стране весьма широкое распространение.
Отметим, что не только Япония, США, но даже такая развитая страна как ФРГ также огромное внимание уделяет профессиональной подготовке предпринимательского персонала рабочих и технического состава), широкому внедрению современной организации менеджмента и маркетинговым исследованиям сегментации рынков.
Подводя итоги всему сказанному о западном предпринимательстве, надо особо подчеркнуть качественные сдвиги в его развитии за последние десятилетия. Развитие предпринимательства за рубежом прошло ряд этапов, связанных с существованием различных предпосылок, соответствующих определенным стадиям социально-экономического развития стран. Более длительный исторический этап существования предпринимательства позволил зарубежному бизнесу достичь определенных успехов. Российскому предпринимательскому движению необходимо учитывать опыт и тенденции зарубежного бизнеса для более эффективной организации собственной работы.
- Организация предпринимательской деятельности
- Омск –2002
- Оглавление
- Тема 1. История развития предпринимательской деятельности
- 1. Этапы развития предпринимательства в России
- 2. Современные проблемы предпринимательства в рф
- 3. Опыт западного предпринимательства
- Тема 2. Содержание предпринимательской деятельности
- 2. Функции и среда предпринимательской деятельности
- 3. Предприниматель и форма собственности
- Тема 3. Виды коммерческих организаций в россии
- 1. Понятие коммерческой организации
- 2. Хозяйственные товарищества
- 3. Особенности деятельности хозяйственных обществ
- 4. Производственные кооперативы
- 5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Тема 4. Процедура организации предприятия
- 2. Ответственность за незаконное предпринимательство
- 3. Процедура банкротства как способ цивилизованной ликвидации предприятия
- Тема 5. Особенности функционирования малого бизнеса
- 1. Понятие субъекта малого предпринимательства
- 2. Особенности деятельности индивидуальных предпринимателей
- 3. Состояние развития малого бизнеса в России
- 4. Государственная поддержка малого предпринимательства
- Тема 6. Оффшорный бизнес
- Тема 7. Внутрифирменное предпринимательство
- 1. Сущность, цели и качественные характеристики внутрифирменного предпринимательства
- 2. Технология предпринимательской деятельности
- Собственники денежных средств
- 2. Способы преодоления предпринимательских рисков
- Тема 9. Основы бизнес-планирования
- 2. Роль бизнес-плана в венчурном финансировании.
- 1. Основы бизнес-планирования
- 2. Роль бизнес-плана в венчурном финансировании
- Тема 10. Договорные отношения в предпринимательской деятельности
- 1. Основные виды договоров, используемых в предпринимательской деятельности
- 2. Требования к составлению договора купли-продажи
- 3. Особенности составления договора аренды
- 4. Договоры, регулирующие посредническую деятельность
- 5. Структура договора подряда
- 6. Основные принципы составления договоров, регулирующих отношения найма
- Тема 11. Психология и культура предпринимательства
- 2. Этика предпринимательской деятельности
- 3. Основные элементы психологической характеристики предпринимателя
- Тема 12. Оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 1. Предпринимательская идея и ее выбор
- 2. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- 3. Оценка эффективности результатов предпринимательской деятельности
- Библиографический список
- Характеристика признаков малых предприятий
- Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в разных странах
- Общее количество малых предприятий в рф (тыс.)
- Вклад малых предприятий в основные показатели отраслей экономики рф в 2000г., %
- Распределение малых предприятий в рф по отраслям экономики,
- Требования к качествам личности предпринимателя
- Организация предпринимательской деятельности