logo
УП ОПД Дремина Казачун

2. Особенности деятельности индивидуальных предпринимателей

Кроме юридических лиц к субъектам малого предпринимательства относятся и частные предприниматели. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), являются субъектами предпринимательского права. Признаками такого субъекта предпринимательского права, как индивидуальный предприниматель, являются имущество, принадлежащее ему как на праве собственности, так и на праве аренды, государственная регистрация в качестве предпринимателя, систематическое получение в результате осуществления предпринимательской деятельности прибыли от пользования имуществом (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), а в случаях, установленных законодательством, лицензирование предпринимательской деятельности.

Право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью установлено ст.23 ГК РФ, в соответствии с которой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательством Российской Федерации, без образования юридического лица, в качестве предпринимателей урегулирована Законом РСФСР от 07.12.1991 № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» и Положением «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденным Указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482.

В соответствии со ст.15 Кодекса законов о труде Российской Федерации физическое лицо, в том числе гражданин-предприниматель, вправе заключить трудовой договор (контракт) с другим физическим лицом, по которому обязуется выплатить заработную плату за выполненную работу. Кроме того, предприниматель может привлекать наемных работников и по гражданско-правовым договорам, например договору подряда, а также заключать с гражданами иные виды гражданско-правовых договоров и производить по ним соответствующие выплаты.

Регистрация осуществляется соответствующей администрацией по месту постоянного жительства физического лица. Гражданину может быть отказано в регистрации в случае, если он изъявил желание заниматься запрещенной законодательством деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Свидетельство о регистрации выдается физическому лицу на срок, указанный в его заявлении, после предоставления им документа об уплате регистрационного сбора. Свидетельство оформляется в трех экземплярах, один из которых выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющих регистрацию, третий экземпляр направляется в налоговый орган по месту регистрации предпринимателя.

Физические лица могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.

Одним из важнейших условий деятельности предпринимателей является лицензирование их деятельности. В соответствии с действующим законодательством определенные области предпринимательской деятельности, в которых субъектами выступают предприниматели, требуют помимо государственной регистрации предпринимателя получение лицензии на право осуществления определенной деятельности.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

Согласно пункту 2 статьи 83 части первой Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков. Постановка индивидуальных предпринимателей на учет осуществляется в налоговом органе по месту жительства на основании заявления, которое должно быть подано им в течение 10 дней после государственной регистрации. Вместе с заявлением индивидуальный предприниматель представляет свидетельство о государственной регистрации или копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие его регистрацию по месту жительства. В состав сведений о налогоплательщике включаются следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес местожительства, данные документа, удостоверяющего личность налогоплательщика. Каждому налогоплательщику присваивается 12-разрядный идентификационный номер налогоплательщика.

При изменении места жительства индивидуальный предприниматель обязан в 10-дневный срок уведомить об этом налоговый орган, в котором он состоит на учете.

За нарушение законодательства индивидуальный предприниматель может нести гражданскую ответственность, а также может быть привлечен к налоговой, административной и уголовной ответственности.

Налоговая ответственность предусматривается за совершение индивидуальным предпринимателем налоговых правонарушений, перечисленных в ст.ст.116 - 129 НК РФ:

Налоговая ответственность выражается в применении к индивидуальному предпринимателю санкций в виде взыскания в доход государства денежных средств – штрафов в установленных размерах. Нарушения нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенных условиях влекут применение мер ответственности, предусмотренных также уголовным или административным законодательством Российской Федерации [32].

При проведении мероприятий налогового контроля со стороны налоговых органов за правомерностью осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности:

Введенные действующим законодательством меры по осуществлению налогового контроля за расходами физических лиц и соответствием их доходам являются исключительной и необходимой мерой государства в целях дальнейшей борьбы и пресечения правонарушений в сфере предпринимательской деятельности.

Индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях выступают в качестве:

По принципу налогообложения, учета и отчетности индивидуальных предпринимателей можно разделить на три основные группы:

  1. Индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц в соответствии с положениями гл.23 НК РФ.

  2. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

  3. Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход.

Физические лица, ставшие в установленном законодательном порядке индивидуальными предпринимателями и осуществляющие деятельность без образования юридического лица, признается плательщиками следующих видов налогов: подоходный налог с физических лиц, акцизы, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств, налог с владельцев автотранспортных средств, налог с продаж, лесные подати за древесину, отпускаемую на корню, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, налог на имущество, земельный налог.

В соответствии со ст.207 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на доходы физических лиц. При этом индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно производить исчисление и уплату налога. Ставка налога установлена п.1 ст.224 Налогового кодекса РФ и составляет 13%. Уплата налога производится в форме авансовых платежей. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.

Следует учитывать, что указанный Порядок учета доходов и расходов не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход. Налогообложение осуществляется на основании:

Контроль за уплатой налогов физическими лицами осуществляется не только путем обобщения поступающей информации от соответствующих органов о совершенных физическими лицами сделок, но и путем организации и ведения в налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета начисленных и поступивших налогов.

Федеральные налоговые органы налоговой полиции как правоохранительные органы используют любую поступившую информацию о налоговых правонарушениях для последующей ее проверки и решения вопросов о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ налога на доход физических лиц, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью (п.3 ст.1 Закона № 222-ФЗ).

Официальным документом, подтверждающим право применения упрощенной системы налогообложения, является патент, стоимость которого является фиксированным платежом, заменяющим уплату подоходного налога за отчетный период.

Патент выдается налоговым органом по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет на основании письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.

При осуществлении индивидуальным предпринимателем нескольких видов деятельности патент выдается по каждому из них.

Индивидуальный предприниматель, занимающийся несколькими видами деятельности, по своему выбору вправе:

– перейти на упрощенную систему налогообложения по всем видам деятельности, оплатив по каждому из них соответствующую стоимость патента;

– перейти на упрощенную систему налогообложения по отдельном видам деятельности, а по доходам, полученным от осуществления иных видов деятельности, производить расчеты в общеустановленном порядке.

Следует учитывать, что предприниматель, перешедший на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности освобождается только от уплаты налога на доходы физических лиц. Все остальные налоги (единый социальный налог, налог с продаж, НДС и др.) он должен уплачивать.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками: налога на реализацию горюче-смазочных материалов; налога на приобретение автотранспортных средств (при приобретении автомобиля для предпринимательской деятельности); лесных податей за древесину, отпускаемую на корню.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Таким образом, в настоящее время для применения индивидуальными предпринимателем упрощенной системы налогообложения учета и отчетности необходимо, чтобы размер его валовой выручки за год, предшествующий кварталу в котором подается соответствующее заявление, не превысил 10 млн. руб.

Индивидуальному предпринимателю при выборе системы налогообложения, учета и отчетности следует принимать во внимание осуществляемый им вид деятельности и соответственно соотносить стоимость патента с размером получаемого дохода.

Индивидуальные предприниматели имеют право вернуться к применению ранее принятой системы налогообложения, учета и отчетности с начала очередного календарного года при условии, если им было подано соответствующее заявление не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в разрезе каждого места осуществления деятельности по форме или по правилам бухгалтерского учета. При осуществлении нескольких видов деятельности учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Плательщиками единого налога на вменнный доход являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:

– оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);

– оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);

– оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг;

– оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;

– оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;

– общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);

– розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

– розничная торговля горюче-смазочными материалами;

оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

– оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

– оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;

– деятельность организаций по сбору металлолома.

Для расчета суммы единого налога на предстоящий налоговый период применяются показатели выручки за месяц, предшествующий месяцу подачи налоговой декларации (расчета) по единому налогу.

Единый налог исчисляется по ставке 20% вмененного дохода и уплачивается ежемесячно в виде авансовых платежей в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Федеральным законом допускается уплата единого налога путем авансовых перечислений суммы налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. При этом подлежащая уплате сумма уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11%. Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Базовая доходность – условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях.

Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога (далее – деятельность на основе свидетельства).

Сумма единого налога на год исчисляется по формуле:

ЕН = СН x БД x К1 x К2 x ... Кп x КЕ, (1)

где СН – ставка единого налога, БД – базовая доходность на год, К1, К2,... Кп – повышающие, понижающие коэффициенты, КЕ – количество единиц физического показателя. [13]

Практика применения к субъектам малого предпринимательства действующих систем налогообложения показала, что налогообложение по упрощенной системе и налогообложение по принципу вмененного дохода – имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Каждая из этих систем преследует свои цели и охватывает определенный круг налогоплательщиков. Тем не менее, основную свою задачу – облегчение налоговой нагрузки в малом предпринимательстве – они выполняют слабо и требуют дальнейшего пересмотра и корректировки.