logo
УП ОПД Дремина Казачун

1. Понятие субъекта малого предпринимательства

Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.

В развитых странах основными критериями отнесения предприятия к малым являются объемы хозяйственного оборота и численность работников. Причем термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «мелкие и средние предприятия».

Администрация по делам малого бизнеса в США относит к малым предприятия, которые находятся в независимом владении и управлении, не занимают господствующего положения в отрасли и нанимают не более 500 чел. В Великобритании верхняя граница числа занятых составляет для мелких предприятий 24 чел., для средних – 200 человек.

Всеобщая конфедерация мелких и средних предпринимателей Франции считает мелкими и средними предприятия, владелец которых имеет в собственности большую часть капитала, обеспечивает личное руководство работниками и поддерживает с ними постоянный и прямой контакт. Что же касается количественных критериев, то во Франции к мелким предприятиям относят фирмы с числом занятых от 10 до 50 человек, а к средним – от 50 до 500 работников.

В Японии к малым предприятиям предприятия с числом занятых до 300 человек. Критерий численности занятых варьируется по отраслям. Подобная практика принята во многих других странах. Если в оптовой и розничной торговле, сфере услуг, финансовом и страховом бизнесе крупными считаются предприятия, на которых занято от 50 до 200 человек, то в обрабатывающей промышленности, особенно в ее новых отраслях, они – средние. Во многих европейских странах существуют также ремесленные предприятия, статус которых определен в законодательном порядке. Так, во Франции ремесленником является тот, кто организует на свои средства предприятие, обладает профессиональной квалификацией, обеспечивает руководство предприятием и принимает личное участие в его работе. Численность занятых на таком предприятии не должна превышать 10 человек, включая владельца, помогающих ему членов семьи, наемных работников и учеников. Государство предоставляет ремесленным предприятиям более значительные льготы, чем другим фирмам, поэтому ремесленники, как правило, не хотят расширять свое дело и превращаться в мелких предпринимателей.

В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий, исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек (общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.). Совокупный оборот предприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 триллионов экю. В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек. Более 90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС около 15 млн. единиц) очень маленькие. На каждом из них работает не более 10 человек.

Половина предприятий в ЕС являются предприятиями, где работает только владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43% предприятий имеют число работающих не более 10 человек. Взятые вместе, эти очень маленькие предприятия предоставляют треть рабочих мест в странах ЕС и обеспечивают четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий – строительство, торговля, бизнес-услуги. Более 70% работающих на этих предприятиях заняты в торговле и услугах.

Около 1,1 млн. предприятий имеют число работающих от 10 до 249 человек. Эти предприятия относятся к разряду малых и средних. Они предоставляют работу трети работающего населения и производят почти 40% от суммарного оборота. Около 1 млн. предприятий относятся к категории малых (10-49 человек работающих). Они предоставляют около 119 млн. рабочих мест. В среднем, на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55%) заняты в торговле и услугах. Остальные 45% занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности.

Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249 работников. Под это определение подпадает около 1% предприятий Западной Европы. На средних предприятиях работает около 15% всех занятых в экономике, они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса – 100 человек.

Малые предприятия распространены во всех секторах экономики. Средние предприятия – опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия доминируют в капиталоемких производствах и «крупных» услугах (big service suppliers).

Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50%, через 3 года – 7-8%, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.

В отечественной практике термин «малое предприятие» впервые был введен в обращение Законом СССР от 4 июня 1990 года «О предприятиях в СССР», где оговаривалось (п. 2, ст. 3), что предприятие может быть отнесено к малым независимо от формы собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота. Однако, в дальнейшем Постановлением Совмина СССР от 8 августа 1990г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» за основу был принят один критерий – численность работающих не превыщает 200 человек. Предельный объем хозяйственного оборота Постановлением определен не был, да и вводить его в условиях инфляции было бы бессмысленно. В Законе РФ от 1 января 1991г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» вообще не упоминалось о малых предприятиях. Этот пробел был восполнен Постановлением Совета Министров РФ от 18 июля 1991г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РФ», в котором говорилось об отнесении к малым предприятий всех организационно-правовых форм, установленных Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как вновь создаваемых, так и действующих, со среднесписочной численностью, не превышающей определенных значений.

При этом многопрофильные организации Постановление предлагало относить к категории малых предприятий по численности занятых тем видом деятельности, доля которого является наибольшей в годовом обороте или годовой прибыли.

Критерий среднесписочной численности имел большое значение с точки зрения предоставленных организации льгот, так как в случае превышения установленного законом лимита предприятие лишалось преимуществ на период, в течение которого было допущено превышение и на последующие три месяца.

В настоящее время в соответствии с Законом РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, которые представляют собой юридическое лицо и отвечают следующим трем условиям:

Так в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле, бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек [1].

Кроме того, закон устанавливает, что под субъектами малого предпринимательства подразумеваются также физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Таким образом, среднесписочная численность работников в России является по сути основным критерием для отнесения предприятия к категории малых и оказания ему государственной поддержки, предоставления налоговых льгот. Между тем целесообразность использования единственного критерия по меньшей мере сомнительна. Ведь нередко крупные производства, такие, как, скажем, полностью автоматизированный завод, не требуют большого персонала. Для определения субъекта малого предпринимательства важно ознакомиться с признаками, характерными для малого предприятия, приведенными в прил. 1.

В целом, уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Как видно из прил. 2 на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30.

Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 малых предприятий и 23 малых предприятий соответственно. Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В России доля малого бизнеса в общем числе предприятий составляет 29%. Доля российских малых предприятий в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях.

Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:

В дополнение к вышеперечисленным общим функциям малого предпринимательства, в России добавляются новые, обусловленные общеэкономической ситуацией, необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Роль малого предпринимательства возрастает в силу того, что оно призваны: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; принять активное участие в конверсии через кооперирование как с малыми (то есть внутри размерной группы), так и более крупными предприятиями; обеспечить эффективное использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления; создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить демонополизацию производст­ва, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов; послужить источником ощутимых бюджетных по­ступлений.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Так, малые предприятия чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных компаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше – стратегическое.Вот почему даже в странах со стабильной экономикой в сфере малого бизнеса наблюдается активное движение. Многие фирмы не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность.

Количественные факторы – относительно небольшие масштабы – порождают качественные особенности малого предпринимательства. Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь – отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход (естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики).

Первая группа характерных черт малого предприятия основана на особенностях производства:

Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя особенности управления:

В составе третьей группы признаков выделяются финансовые особенности:

Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики сбытовой политики малого предприятия:

Что касается количественных характеристик малого предпринимательства, к ним относят: абсолютное и удельное количество малых предприятий, число занятых на малых предприятиях, доля малых фирм в ВВП и др.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о большой значимости малого предпринимательства для экономики страны: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше 50% трудоспособного населения, способствуют формированию конкурентной среды.