Тема 11. Психология и культура предпринимательства
Факторы и принципы, определяющие формирование культуры предпринимательства.
Этика предпринимательской деятельности.
Основные элементы психологической характеристики предпринимателя.
Литература: [26; 31; 41; 55; 63; 78]
Факторы и принципы, определяющие формирование культуры предпринимательства
Многие фирмы с мировым именем ныне задумываются о деловой культуре. Культура предпринимательской организации, ее ценности отличаются от традиционной, но несомненно зависит от нее.
В современном западном обществе о кризисе культуры пишется очень много. Развитие в России, особенно в последние десять лет, полностью подтверждает самые худшие опасения Н. А. Бердяева и других философов о растлевающем влиянии на культуру принципов буржуазного общества.
Для исследования влияния культуры на этические нормы российских предпринимателей ценным является определение культуры, которое не считается общепринятым, но является классическим. Американский социолог Эдгар Шайн писал, что культура – это сумма решений, которые народ или группа народов нашли в ходе своего эволюционного развития, или которые они открыли, изучая жизнь. Эти решения позволяют им приспособиться к внешним влияниям и к внутренней интеграции. Это определение позволяет понять, почему культура оказывает столь большое влияние на практику предпринимательской деятельности.
Западноевропейская культура сложилась как культура высочайшего интеллектуального, морального и профессионального уровня, причем с утонченным и чрезвычайно строгим эстетическим вкусом. Эта культура сыграла беспрецедентную роль в просвещении и нравственном совершенствовании человечества. Однако в ХХ веке начался упадок западноевропейской культуры как особого исторического типа культуры. Так, А. А. Зиновьев отмечает, что культура утратила роль лидера общественного прогресса, перестала быть просветителем и учителем нравственности и вкусов общества. Относительно сократился ее объем в культурной жизни стран Запада. Ее потеснили явления иного рода. Искусство стало ломать все жанры и стили, используя все средства производить сенсации. Даже сумасшествие стало рассматриваться как высшая форма творчества. Современная культура не рассматривает себя как отражение социальной реальности.
В конечном итоге культура стала сферой капиталистического бизнеса. Сложилось все расширяющееся производство предметов культуры и зрелищ. Сфера культуры превратилась в рынок, что мы наблюдаем и в России. Высшими критериями ценности продуктов культуры стали отношения спроса и предложения. Рыночная цена вытеснила эстетическую оценку.
В целом, за редкими исключениями, искусство с духовного уровня опустилось на уровень примитивно-эмоциональный. Но именно оно, как и вся культура современного Запада, имеет успех, поскольку рассчитана на самые широкие слои, на самые примитивные вкусы и потребности. Вот эта-то культура весьма отрицательно влияет на морально-этические нормы российских предпринимателей.
Предприниматель, начинающий свое дело ради того, чтобы обеспечить существование, разбогатеть, достигнув этой цели, нередко работает уже ради самого дела, а не прибылей, которые становятся олицетворением успеха, возвышающего человека в обществе и доказывающего важность затеянного им дела. Предприниматель может задаться высокими целями: дать заработки населению, обеспечить страну продуктами, освободить ее от экономической зависимости. Стремление к успеху, как отмечал американский психолог Дж. Макклеланд, тесно связано с экономическим ростом общества. На стадии развития, на подъеме социум поощряет поиски новых способов приложения энергии, способностей. Макклеланд утверждал, что рост потребности в успехе, отражающийся, например, в настрое газетных публикаций, позволяет прогнозировать экономический рост.
Культура предпринимательства – это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с заимствующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.
Как известно, предпринимательская деятельность – это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их своеволию, неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства является ее законность. Вторым элементом – строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в не нанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству – это действительно ведущий признак культуры предпринимательства.
Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения:
с государством;
с обществом;
с потребителями;
со служащими;
с партнерами;
с конкурентами.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель, и его корпоративная культура [78].
В основе формирования культуры предпринимательства лежат следующие принципы:
Принцип системности предопределяет рассмотрение формируемой культуры как системы взаимосвязанных элементов, изменения каждого элемента.
Принцип комплексности предусматривает рассмотрение культуры учетом влияния психологических, социальных и организационно-экономических факторов.
Принцип националистичности предполагает при формировании культуры учет национальных особенностей, менталитета, обычаев региона, страны, в которой находится и действует организация.
Принцип историчности обуславливает необходимость соответствия системы ценностей организации и практики межличностных отношений основополагающих современным человеческим ценностям.
Принцип научности предполагает необходимость использования научно-обоснованных методов решений при формировании культуры предпринимательства.
Принцип ценностной ориентации, т. е. базовой ориентирующей роли системы ценностей для всей системы, обуславливающий культуру предпринимательства.
Принцип сценарности, т. е. представления всех рекомендаций, определяющих и регулирующих отношения и действия персонала организации в виде сценария, который описывает содержание деятельности всех ее сотрудников, предписывает им определенный характер и стиль поведения.
Принцип эффективности предполагает необходимость целенаправленного воздействия на элементы культуры предпринимательства и на ее атрибуты с целью достижения наилучших социально-психологических условий деятельности персонала организации и ее успеха в предпринимательстве.
Основными этапами процесса формирования культуры предпринимательства являются:
сбор данных, описывающих состояние основных элементов конкретной организации;
качественный анализ степени прогрессивности основных элементов культуры предпринимательства, их соответствие признакам прогрессивной культуры;
установление перечня мероприятий, необходимых для формирования прогрессивной культуры конкретного объекта;
обоснование и проектная проработка каждого мероприятия;
обоснование проектных параметров каждого мероприятия по трансформации элементов существующей культуры предпринимательства;
реализация на практике предложений по формированию прогрессивной культуры;
анализ эффективности предложенных мероприятий.
Для качественной оценки необходимо дать, прежде всего, описание практики отношений в организации:
сотрудников друг с другом;
сотрудников и руководителей;
персонала организации к своей фирме;
персонала к внешним бизнес субъектам.
Качественную оценку состояния культуры предпринимательства можно дать на основе анализа реальных возможностей выполнить требования, вытекающие из ее функциональной роли:
создать условия для высокоэффективного, творческого труда;
создать условия для социально-психологического комфорта;
обеспечить социальное партнерство персонала;
обеспечить социальные партнерства с внешним миром.
Очевидно, что степень комплексности выполнения этих требований и степень реализации на практике каждого характеризуют силу культуры предпринимательства. Сильной можно считать такую культуру, которая реализует все эти требования.
Оценку эффективности культуры предпринимательства можно проводить двумя методами: прямой оценкой на основе тестирования и опросов; косвенным методом, по элементной оценке, анализируя возможности каждого элемента системы на результаты.
Точное измерение социально-психологических качественных параметров невозможно. Поэтому предлагается использовать систему тестов и вопросников, которые позволят на основе опроса оценить силу культуры предпринимательства.
В соответствии с системным подходом логический алгоритм включает в себя следующие укрупненные процедуры:
Анализ и формирование прогрессивной системы ценностей организации, ее направлений, подразделений и сотрудников.
Формирование сильной личности, деловой культуры сотрудников организации.
Формирование прогрессивной культуры подразделений организации.
Формирование прогрессивной культуры основных направлений организации.
Формирование прогрессивной культуры бизнес коммуникаций.
Формирование прогрессивной культуры организации (на макроуровне).
Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.
- Организация предпринимательской деятельности
- Омск –2002
- Оглавление
- Тема 1. История развития предпринимательской деятельности
- 1. Этапы развития предпринимательства в России
- 2. Современные проблемы предпринимательства в рф
- 3. Опыт западного предпринимательства
- Тема 2. Содержание предпринимательской деятельности
- 2. Функции и среда предпринимательской деятельности
- 3. Предприниматель и форма собственности
- Тема 3. Виды коммерческих организаций в россии
- 1. Понятие коммерческой организации
- 2. Хозяйственные товарищества
- 3. Особенности деятельности хозяйственных обществ
- 4. Производственные кооперативы
- 5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Тема 4. Процедура организации предприятия
- 2. Ответственность за незаконное предпринимательство
- 3. Процедура банкротства как способ цивилизованной ликвидации предприятия
- Тема 5. Особенности функционирования малого бизнеса
- 1. Понятие субъекта малого предпринимательства
- 2. Особенности деятельности индивидуальных предпринимателей
- 3. Состояние развития малого бизнеса в России
- 4. Государственная поддержка малого предпринимательства
- Тема 6. Оффшорный бизнес
- Тема 7. Внутрифирменное предпринимательство
- 1. Сущность, цели и качественные характеристики внутрифирменного предпринимательства
- 2. Технология предпринимательской деятельности
- Собственники денежных средств
- 2. Способы преодоления предпринимательских рисков
- Тема 9. Основы бизнес-планирования
- 2. Роль бизнес-плана в венчурном финансировании.
- 1. Основы бизнес-планирования
- 2. Роль бизнес-плана в венчурном финансировании
- Тема 10. Договорные отношения в предпринимательской деятельности
- 1. Основные виды договоров, используемых в предпринимательской деятельности
- 2. Требования к составлению договора купли-продажи
- 3. Особенности составления договора аренды
- 4. Договоры, регулирующие посредническую деятельность
- 5. Структура договора подряда
- 6. Основные принципы составления договоров, регулирующих отношения найма
- Тема 11. Психология и культура предпринимательства
- 2. Этика предпринимательской деятельности
- 3. Основные элементы психологической характеристики предпринимателя
- Тема 12. Оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 1. Предпринимательская идея и ее выбор
- 2. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- 3. Оценка эффективности результатов предпринимательской деятельности
- Библиографический список
- Характеристика признаков малых предприятий
- Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в разных странах
- Общее количество малых предприятий в рф (тыс.)
- Вклад малых предприятий в основные показатели отраслей экономики рф в 2000г., %
- Распределение малых предприятий в рф по отраслям экономики,
- Требования к качествам личности предпринимателя
- Организация предпринимательской деятельности