1. Сущность, цели и качественные характеристики внутрифирменного предпринимательства
В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание предпринимательству не только как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, – «интракапитал».
Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала – капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.
Экономическая ситуация в регионах России на макроуровне характеризуется переплетением огромного числа социально-экономических, технологических, культурных, политических, организационных и других противоречий разной природы и направленности. Экономика региона отличается дезорганизованным хозяйственным «порядком», наличие которого можно объяснить сочетанием взаимоисключающих хозяйственных характеристик: рыночных тенденций и безусловного стремления отдельных предприятий к монополизму. Результатом этого стало формирование не столько рынка, сколько сложной противоречивой хозяйственной системы, в которой действуют предприятия, ориентированные только на извлечение ресурсов и прибыли. Главные противоречия этого процесса обусловлены дезинтеграцией индустриального развития экономики России.
Макроэкономическая ситуация в регионах России усугубляется еще и тем, что в условиях ориентации предприятий на выживаемость и быстрое получение прибыли недооцениваются факторы, определяющие общее развитие экономики. Среди них особое место занимают социальные ресурсы:
объективные (демографический, научный и образовательный потенциалы);
субъективные (моральные и мотивационные).
С точки зрения использования социальных ресурсов представляет интерес исследование предпринимательского менеджмента, особенно промышленного, который рассматривается как социальный слой, обладающий положением и качествами, позволяющими ему оказывать существенное воздействие на процесс управления экономикой на макроуровне. В этом отношении важно отметить такой слой деловых людей, которые именуются внутрифирменными предпринимателями-интрапренерами и которые в значительной степени определяют промышленное развитие региона на макроуровне. Но внутрифирменное предпринимательство не получило должного развития в регионах России, поэтому один из существенных невостребованных ресурсов макроэкономики – это интрапренерский ресурс. [80]
Результаты аналитических исследований показывают, что в настоящее время на уровне высших менеджеров в регионах России все еще нет понимания выгодности для предприятий и для общества внедрения интрапренерского ресурса. В то же время выявлено, что чем выше властный уровень российского управленческого звена, тем менее всего ощущается такое понимание [79].
Традиционная система организации и управления не только препятствует становлению внутрифирменного предпринимательства, но и стремится «вытолкнуть» появившиеся элементы интрапренерства из структур промышленного хозяйствования предприятий России. Кроме того, до недавних пор считалось невозможным применять методы современного микроэкономического анализа к изучению того типа экономических моделей, который соответствует постсоветской реальности. Логика здесь проста: если в основу микроэкономического подхода положено представление об индивидуальном стремлении к максимизации прибыли, то возможно ли использовать этот подход там, где нет ни движения прав собственности, ни свободных рынков, ни рыночного механизма ценообразования, а экономический порядок по существу обусловлен жестким запретом на частное владение ресурсами и на свободные рыночные обмены. Проведенные исследования показали, что поле столкновений программ реализации рыночной и дорыночной эффективности – есть глобальное противоречие на уровне практически всех хозяйственно-экономических форм развития предприятий, и это ключевая проблема всех регионов России, их макроэкономики.
Предприятие в целом может функционировать вовсе не на основе предпринимательских принципов, но отдельные составляющие предприятия могут функционировать на основе предпринимательского подхода к выполнению профессиональных обязанностей. В данном случае речь идет о так называемом внутрифирменном предпринимательстве (интрапренершип) в отличие от экстрапренершипа — собственно предпринимательства, если использовать американизмы, которые нередко встречаются в учебной и научной литературе.
Однако внутрифирменное предпринимательство с точки зрения целостной производительной структуры может означать не форму экономической активности (хотя такая его характеристика и сохраняется), а метод управления, который противоположен администрированию. С этой точки зрения можно определить место и роль внутрифирменного предпринимательства в современном деловом мире. В прил. 6 определено место внутрифирменного предпринимательства в общем процессе предпринимательской деятельности.
Целесообразное (профессиональное) воздействие на объект управления можно оказать, используя или метод администрирования, или метод внутрифирменного предпринимательства. Администрирование как метод управления означает лимитирование возможных действий исполнителя через команды, распоряжения, инструкции, задания и т. д. Управление при этом не допускает возможности проявления инициативы со стороны исполнителя (хотя отдельные ее элементы возможны). Метод внутрифирменного предпринимательства означает, наоборот, опору на инициативу исполнителей. При этом высший менеджмент (высший уровень управления) фирмы в этом случае оставляет за собой функции контроля и, может быть, принятия решений по отдельным, чаще всего глобальным (с точки зрения фирмы), вопросам и проблемам, например, часто при использовании такого метода управления высшим менеджментом принимаются решения по поводу использования получаемой прибыли.
С этой точки зрения изучение предпринимательства полезно и необходимо не только тем, кто готовит себя к исключительно предпринимательской активности, но и тем, кто планирует заниматься в будущем управленческой деятельностью.
Также под внутрифирменным предпринимательством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующей организации. Суть внутрифирменного предпринимательства заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей, выделяются ресурсы для их реализации и оказывается всесторонняя помощь при реализации этой идеи и ее практического использования. Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.
Целью внутрифирменного предпринимательства является повышение эффективности предприятия за счет:
активизации и использования творческого потенциала сотрудников;
повышения эффективности использования ресурсов предприятия;
быстрой реакции на изменения потребностей рынка;
быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.);
создания основы для дальнейшего развития производства.
Для того чтобы более четко понимать особенности внутрифирменного предпринимательства, введены два базовых понятия:
1. Традиционное предприятие (фирма, организация), которое работает в устойчивом режиме, в установившихся управленческих и организационно-производственных структурах и консервативно относится ко всем возможным изменениям.
2. Предприятие предпринимательского типа, которое работает на принципах внутрифирменного предпринимательства, то есть активно идет на реализацию всех возможных предпринимательских идей.
Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.
Принципиальным отличием традиционного предприятия от предприятия предпринимательского типа является:
отношение к новым идеям и возможностям;
организационные возможности для реализации возникающих предпринимательских идей;
наличие воли и целеустремленности для участия в реализации предпринимательских идей.
Возникновение внутрифирменного предпринимательства было обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества. В социальной среде произошло удовлетворение базовых потребностей человека, связанных с его выживанием и физической безопасностью. Доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека. Люди все больше стремятся к самостоятельной деятельности, к самовыражению. Они хотят реализовать эти желания, получить больше самостоятельности на своей работе в рамках ее организационной структуры. Недооценка этих желаний приводит к снижению интереса к работе, к снижению производительности, к уходу с работы в поисках возможности для самореализации и творчества. Следует отметить, что такое настроение свойственно наиболее способным и перспективным сотрудникам. Предпосылки, обуславливающие потребность в развитии внутрифирменного предпринимательства, приведены в прил. 7.
Другой причиной интереса к внутрифирменному предпринимательству стала тенденция ускорения научно-технического прогресса, появление новых технологий. Чтобы получить конкурентные преимущества на перспективу, надо их быстро внедрять, но это часто вступает в противоречие с текущими задачами, решаемыми на предприятии.
В крупных организациях (фирмах, предприятиях), работающих достаточно стабильно и успешно, развивается консерватизм, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, игнорируются инициативы, особенно не связанные непосредственно с основной деятельностью. Отмечено, что даже развитие вспомогательных сфер деятельности происходит медленно и трудно.
В мире все большую активность набирает процесс развития малого бизнеса. Организационная гибкость и мобильность малых предприятий позволяет им успешно конкурировать с традиционными крупными предприятиями. Это заставляет крупные компании искать возможности для динамичного развития. И они видят их в развитии предпринимательства в своих организациях.
Развитие малого бизнеса стало источником еще одной проблемы для крупных компаний. Он стал переманивать к себе наиболее инициативных талантливых сотрудников, стремящихся к самостоятельной карьере.
Реализация возможностей внутрифирменного предпринимательства в действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивать свою конкурентоспособность.
Американские авторы считают, что развитие духа внутрифирменного предпринимательства обеспечивает эффективное развитие компании. Оно позволяет преодолеть барьеры на пути ее гибкого роста.
Внутрифирменное предпринимательство предприятия вступает в определенное противоречие с классическими определениями предпринимательства.
Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках производственно-хозяйственной структуры. Субъектом новаторской деятельности является человек, выдвигающий новые идеи, который выступает с инициативой выпуска нового товара, с инициативой по реализации новых решений, новых подходов и т. п.
Новаторство возможно тогда, когда люди имеют возможности для творчества и реализации своих идей и планов. Работа в рамках традиционного предприятия требует от людей, независимо от их должности, выполнения определенного круга обязанностей, связанных с выпуском традиционной продукции. Очевидно, что в этих условиях возможности для творческого труда, новаторства и инициативы ограничены.
С позиции управления, предпринимательство заключается в деятельности по подбору и интеграции всех видов ресурсов, по координации всех усилий по созданию организационных, производственных структур, необходимых для успешной реализации выдвинутой предпринимательской идеи.
Очевидно, что осуществление функции управления в предпринимательстве возможно тогда, когда субъект предпринимательства может самостоятельно распоряжаться всеми необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, человеческими). Оптимально, когда ресурсы являются собственностью предпринимателя. Очевидно, что также имеется возможность осуществления предпринимателем функции управления с некоторым ограничением, при передаче ему ресурсов в хозяйственное ведение на определенных условиях (что и происходит при внутрифирменном предпринимательстве).
Организационной основой развития предпринимательства является:
гибкая производственная и управленческая структура предприятия, легко трансформирующаяся с учетом новых задач и подходов;
кадровая политика, направленна на формирование персонала предприятия, обладающего большим творческим потенциалом;
система мотивации, направленная на стимулирование новаторства, творчества.
Так как основой предпринимательства является система ценностей, дух, стиль отношений, организационная культура, то надо рассматривать в сравнении культуру традиционного предприятия и культуру предприятия предпринимательского типа. Культура традиционного предприятия характеризуется проявлением консерватизма и его поощрением. Любые рискованные решения откладываются для тщательной проработки на основе детального изучения и сбора большого объема фактических данных. При этом каждый руководитель старается не брать на себя окончательное решение вопроса. Для осуществления крупномасштабных проектов требуется значительное количество согласований и виз, и этим уничтожается персональная ответственность за его судьбу.
Традиционные компании имеют, как правило, жесткую иерархическую структуру управления, действующего на основе четкого иерархического соподчинения, громоздкой системы отчетности, набора инструкций, всесторонне регламентирующих жизнедеятельность (производственный процесс) организации, системы контроля, реагирующей на отклонения от сложившегося порядка регламента, инструкции и системы наказания за эти отклонения.
На предприятиях предпринимательского типа пропагандируют, поощряют выдвижение идей, предложений, поиск новых решений, экспериментирование, независимо от основной сферы деятельности. Создается атмосфера поиска, готовности принятия на себя ответственности и возможности превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца компании, партнера по бизнесу.
Горизонтальная гибкая разветвленная структура фирмы позволяет разрабатывать общие целевые установки, сплачивающие людей, позволяющие им сочетать свои интересы с интересами фирмы. Условия для внутрифирменного предпринимательства приведены в прил. 8.
С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность есть средство реализации потребностей личности, ее мотивов самореализации, независимости, стремления к богатству, к престижной работе, к видному положению в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены. На действующем предприятии для человека-предпринимателя могут быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его ключевых потребностей.
Особые условия предпринимательской деятельности в рамках существующей компании предъявляют определенные требования к личности внутрифирменного предпринимателя.
Совокупность предпринимательских качеств должна способствовать появлению новых идей, новых подходов, новых решений, организации и проведению работ по реализации вынесенных предложений, эффективному управлению производственной базой, реализующей данную идею.
Проведенный выше анализ показывает, что внутрифирменное предпринимательство представляет собой сложное явление, включающее в себя ряд элементов.
Отсутствие любого из этих элементов может послужить поводом для неудачи внутрифирменного предпринимательства.
Как и любое другое явление, внутрифирменное предпринимательство имеет свои положительные и отрицательные качества. Для обеспечения его успеха необходимо знать возможности внутрифирменного предпринимательства в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей.
В основе эффекта предпринимательства лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия.
В основе внутрифирменного предпринимательства лежит создание условий для предпринимательской деятельности, стимулирование и реализация предпринимательских возможностей сотрудников на основе использования ресурсов и организационно-производственных возможностей предприятия-интрапренера.
Целью внутрифирменного предпринимательства является обеспечение интересов интрапренера-предприятия и на этой же основе обеспечения интересов интрапренера-человека, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.
Для развития внутрифирменного предпринимательства на действующем предприятии необходимо обеспечить на нем дух предпринимательства и механизм реализации его возможностей, мероприятий, создающих условия для предпринимательской деятельности.
Проводя анализ методологической задачи внедрения интрапренерства, можно прийти к выводу о том, что организация работы и межцеховая координация формируют определенный тип информационной структуры и корпоративной культуры, отличный от традиционной модели функциональной иерархии управления предприятием. Идея интрапренерства заключается в том, что вся информационная структура предприятия становится децентрализованной из-за опоры на горизонтальные связи между функциональными подразделениями и автономное решение проблем на уровне групп работников с созданием центров прибыли. Это стало реальным из-за развития многофункциональных навыков персонала [79].
Полезно проанализировать опыт развития интрапренерства в крупных фирмах. Например, подобно многим крупным компаниям, Volvo разработала несколько интересных способов поддержки инновационной деятельности и внутрифирменного предпринимательства, но ей предстоит еще создать систему, сравнимую с размерами этой крупнейшей шведской компании. В центре внимания корпорации находится создание внутри своей структуры новых венчурных фирм, чему помогают перечисленные ниже и оправдавшие себя методы.
Ежегодно Volvo получает и изучает около 1000 новых предложений о создании венчурных фирм. Эти предложения подаются как сотрудниками корпорации, так и приходят со стороны. После отсева в Департаменте стратегического планирования от 200 до 250 предложений направляется президенту корпорации Перу Гилленхаммару. Одно предложение из 10 представляет интерес с точки зрения бизнеса, но только идеи 2 из 100 имеют смысл для Volvo.
В основе еще одного метода лежит межфирменная кооперация в сфере финансирования. Volvo участвует в работе Euroventures Nordica (EV) – европейской версии фонда венчурного капитала, материнская организация которого – Euroventures Fund – была создана European Roundtable, основанным Гилленхаммаром. Компании – участники фонда Euroventures Nordica помогают взращивать венчурные фирмы путем их поддержки через соответствующую корпорацию группы. Volvo может связывать свои малые компании с покупателями, которыми являются ее партнеры по Euroventures Nordica. В отличие от американских фондов венчурного капитала, EV инвестирует свои средства в малые фирмы сроком на десять лет.
Внутрифирменное предпринимательство в Volvo осуществляется на основе «невидимого контракта», который гарантирует предпринимателям возвращение на прежнюю работу в случае провала проекта. Шведская система несколько отличается от японской модели. Сотрудник одновременно занимает две должности: свою старую (видимую) и должность в венчурном предприятии (невидимую). Это не означает, что рабочее время предпринимателя удваивается. Обычно оно возрастает в 1,4 раза, поскольку ему оказывается помощь, позволяющая высвободить время. Такой контракт обычно действует около шести месяцев. Если в конце срока новая идея оправдает себя, сотрудник может полностью перейти на новую работу в венчурной фирме и обычно получает вознаграждение за то, что успешно справился с увеличенной нагрузкой. Если новая идея проваливается, сотрудник просто возвращается на старую работу.
Как показывает опыт ведущих предприятий, децентрализованная структура интрапренерской организации является эффективной в качестве гибкой и быстрой адаптации по отношению к изменяющимся внешним параметрам рынка и суровой необходимости технологических нововведений, что делает такое предприятие высоко конкурентоспособным. Методологическая постановка проблемы для разработки прикладных моделей интрапренерства на предприятиях России сводится к тому, чтобы определить границы между административным, рыночным и смешанными механизмами координации и контроля на уровнях корпоративной организации, структуры, стратегии, энергии как основных составляющих интрапренерства. При этом речь идет о введение в действие новых методов управления, например, предпринимательское и интрапренерское управление.
Потребности рынка формулируют новые нормативные требования к принципам предпринимательства. На уровне структуры предприятия происходит упразднение старого разделения труда, экономизации подразделений предприятия путем внедрения «центров прибыли» и различных схем интрапренерства. В плане реорганизации управления необходимо выравнивание иерархии, децентрализации решений, коммуникативных информационных потоков и выбор стилей руководства.
Концепция интрапренерства стоит на первом плане именно потому, что на ее основе можно рассмотреть ключевые изменения в стратегии, структуре, эсинергии, культуре, информации и организации предприятий, производства и управления. Следует констатировать, что привлекательность внедрения интрапренерства неразрывно связана с проводимой реорганизацией предприятий с позиций целостной концепции внутрифирменного предпринимательства, поскольку предприниматель работает как на внешних, так и на внутренних (внутрифирменных) рынках. В последнем случае мы и имеем дело с интрапренерством.
Интрапренеры изыскивают возможности для развития инициативы разработки новых технологий, продуктов в рамках отдельного предприятия с использованием всех внутренних ресурсов, и с учетом конъюнктуры рынка, которые при этом достигают относительно высоких коммерческих результатов. Как и обычные предприниматели, интрапренеры – это «рационализаторы рынка», но их основное назначение заключается в том, чтобы соединить преимущества «малой фирмы» – подразделения «центра прибыли», сочетающего гибкость и адаптивность, – с мощными возможностями «большой фирмы». Поэтому сущность интрапренерства заключается, как правило, в децентрализации власти большого предприятия (корпорации, концерна) и изменении ее стратеги, и организационной структуры и культуры, направленных на полное раскрытие предпринимательских способностей персонала данного подразделения.
Внутрифирменное предпринимательство, или интрапренерство – это способы прибыльного управления какого-либо структурного подразделения предприятия – «прибыль-центра». В нынешних условиях институт интрапренерства является ключом решения крупной региональной и народно-хозяйственной проблемы: реструктурирование предприятия. Любое эффективное интрапренерство основано на полном производстве «квазиренты», которая образуется на предприятии, в основном, через продуктивное использование элементов идиосинкразического (уникального, своеобразного для данного предприятия) знания. Это реализуется в основном через типовые модели контрактных решений. Поэтому введением интрапренерского ресурса на предприятиях требует кропотливого и постоянного отслеживания обратных информационных и материальных потоков на различных организационных уровнях, и главное – позволяет легализовать и «просветлить» все неформальные и теневые связи на основе составления продуктовых и полуфабрикатных балансов-матриц. В тоже время такого рода «просветленное интрапренерство» позволяет в корне изменить всю систему хозяйственных отношений – причем не только внутри предприятия, но и вне его, что позволяет постепенно выйти на соответствующие высоким требованиям параметры конкурентоспособности предприятия.
Значение интрапренерства в формировании экономического потенциала регионов проявляется в следующем:
интрапренеры выступают неформальными и формальными лидерами для всего предприятия;
интрапренеры выражают суть свободного предпринимательства как эффективного способа ведения дел на самостоятельной основе внутри производственной единицы;
интрапренеры реализуют гибкость в приспособлении к резко изменяющимся параметрам внешней экономической среды, возможность преодоления кризисных ситуаций;
интрапренеры имеют значительные преимущества от использования гибких методов технологий и производства по сравнению с крупными предприятиями;
интрапренеры имеют возможность достаточно быстрого выхода со своими новшествами на любые рынки;
интрапренеры имеют возможность служить в качестве генераторов идей, НИОКР и производства для дальнейшего становления крупных предприятий.
Однако в деятельности интрапренеров существует ряд факторов,которые снижают эффективность их работ. Эти факторы особенно характерны для условий бизнеса в России. Самостоятельная разработка новых, перспективных или нужных идей для предприятия часто встречает достаточно сильное сопротивление у высших руководителей предприятий. Свобода интрапренера в принятии решений часто ограничивается собственными интересами высших руководителей, осуществляемыми обычно на неформальном уровне.
- Организация предпринимательской деятельности
- Омск –2002
- Оглавление
- Тема 1. История развития предпринимательской деятельности
- 1. Этапы развития предпринимательства в России
- 2. Современные проблемы предпринимательства в рф
- 3. Опыт западного предпринимательства
- Тема 2. Содержание предпринимательской деятельности
- 2. Функции и среда предпринимательской деятельности
- 3. Предприниматель и форма собственности
- Тема 3. Виды коммерческих организаций в россии
- 1. Понятие коммерческой организации
- 2. Хозяйственные товарищества
- 3. Особенности деятельности хозяйственных обществ
- 4. Производственные кооперативы
- 5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Тема 4. Процедура организации предприятия
- 2. Ответственность за незаконное предпринимательство
- 3. Процедура банкротства как способ цивилизованной ликвидации предприятия
- Тема 5. Особенности функционирования малого бизнеса
- 1. Понятие субъекта малого предпринимательства
- 2. Особенности деятельности индивидуальных предпринимателей
- 3. Состояние развития малого бизнеса в России
- 4. Государственная поддержка малого предпринимательства
- Тема 6. Оффшорный бизнес
- Тема 7. Внутрифирменное предпринимательство
- 1. Сущность, цели и качественные характеристики внутрифирменного предпринимательства
- 2. Технология предпринимательской деятельности
- Собственники денежных средств
- 2. Способы преодоления предпринимательских рисков
- Тема 9. Основы бизнес-планирования
- 2. Роль бизнес-плана в венчурном финансировании.
- 1. Основы бизнес-планирования
- 2. Роль бизнес-плана в венчурном финансировании
- Тема 10. Договорные отношения в предпринимательской деятельности
- 1. Основные виды договоров, используемых в предпринимательской деятельности
- 2. Требования к составлению договора купли-продажи
- 3. Особенности составления договора аренды
- 4. Договоры, регулирующие посредническую деятельность
- 5. Структура договора подряда
- 6. Основные принципы составления договоров, регулирующих отношения найма
- Тема 11. Психология и культура предпринимательства
- 2. Этика предпринимательской деятельности
- 3. Основные элементы психологической характеристики предпринимателя
- Тема 12. Оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 1. Предпринимательская идея и ее выбор
- 2. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- 3. Оценка эффективности результатов предпринимательской деятельности
- Библиографический список
- Характеристика признаков малых предприятий
- Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в разных странах
- Общее количество малых предприятий в рф (тыс.)
- Вклад малых предприятий в основные показатели отраслей экономики рф в 2000г., %
- Распределение малых предприятий в рф по отраслям экономики,
- Требования к качествам личности предпринимателя
- Организация предпринимательской деятельности