logo
УП ОПД Дремина Казачун

2. Функции и среда предпринимательской деятельности

Функции предпринимателя отражены в различных подходах к определению предпринимателя. В экономическую литературу понятие «предприниматель» ввел в начале XVIII в. французский ученый Р. Кантильон. По Кантильону предприниматель – это человек с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. п. Приобретая чужие товары (средства производства) по из­вестной цене, он надеется продать свои товары по цене более высокой, но пока ему неизвестной. Риск – главная отличительная черта такого предпринимателя. Его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

Ж. - Б. Сэй определял предпринимателя как «лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт». По Сэю, в функции предпринимателя входят соединение факторов производства (капитала и труда), сбор информации и накопление необходимого опыта (ибо информация не может быть полной, а опытом можно воспользоваться и в неопределенных ситуациях), принятие решения и организация производственного процесса [67].

В отличие от Кантильона, Сэй тяготел к определению предпринимателя как управляющего и координатора факторов производства. Здесь особенно важ­ными представляются настойчивые указания Сэя на творческий, эксперимен­тальный, рискованный характер деятельности предпринимателя, ее отличие от рутинных повседневных операций по управлению производством. В частности, Сэй утверждает, что «помимо совершенно исключительных случаев, благора­зумие требует, чтобы на производство промышленных опытов употреблялись не капиталы, назначенные на вполне прочное производство, а только доходы». Здесь явно просматривается различие функций предпринимателя и «просто управляющего». С другой стороны, Сэй подчеркивает, что прибыль предпринимателя состоит из двух частей: «прибыли от промышленности» и «прибы­ли с капитала», так что предприниматель отличается и от капиталиста-собственника. Кроме того, предприниматель, согласно Сэю, извлекает выгоду из посредничества, поскольку знает то, чего не знают другие участники хозяйственного процесса. Это отличает предпринимателя от «фабриканта» и сближает его с «коммерсантом». Не удивительно, что столь многозначный тер­мин (entrepreneur) при переводе Сэя на английский язык передавался по-раз­ному: торговец (merchant), работодатель (employer), авантюрист (adventurer).

Для такой многогранной деятельности предпринимателю требуются различные качества: здравый ум, постоянство, знание людей, умение верно оценить важность продукта, обладание талантом управления. Он должен «верно сводить счета», изобретать новые приемы производства, исправлять недостат­ки и, разумеется, рисковать.

По сути дела в «Трактате» Сэя в неразвитом и логически не расчлененном виде содержатся почти все направления, по которым развивалась теория предпринимателя в дальнейшем. Немецкая историческая школа в лице М. Вебера, В. Зомбарта и Л. Бертано тоже внесла свой вклад в постановку проблемы предпринимателя: например, Зомбарт различал в буржуа предпринимательский дух (готовность к риску, духовную свободу, богатство идей, волю и настойчивость, умение соединять людей для совместной работы, убеждать клиентов, завоевывать их доверие) и бюргерский (гражданский) дух (прилежание, уме­ренность, расчетливость и другие традиционные буржуазные добродетели) [67].

В начале XX в. появились работы австрийского ученого И. Шумпетера. Наиболее цельная, логически стройная теория предпринимателя содержится в его работе «Теория экономического развития». Согласно этой теории важней­шая функция предпринимателя – нововведение. Для Шумпетера деятельность предпринимателя лежит в основе всякого развития, то есть перехода экономи­ки от одного равновесного состояния к другому. Эта деятельность заключается в осуществлении новых комбинаций, основными видами которых являются:

«Предпринимателем» у Шумпетера имеет право называться только тот, кто занимается активной предпринимательской деятельностью, и только на вре­мя, пока он ей занимается: «предприниматель, остающийся таковым на протяжении десятилетий, встречается так же редко, как коммерсант, который никогда в жизни не бывал хоть немного предпринимателем». Экономическая функция предпринимателя у Шумпетера тесно связана с особенностями его личности [67].

Отличие шумпетеровского предпринимателя от других в том, что в чистом виде он не является собственником и покупает необходимые ему факторы производства за счет кредита, который представляют рискующие капиталисты. Такая полемически суженная трактовка риска, отделяющая риск от предпринимательства, подверглась впоследствии справедливой критике. В частности, от­мечалось, что можно выделить предпринимательский риск, не связанный с риском финансовым (капиталистическим). Это, прежде всего, риск потери репута­ции и риск затратить свои усилия и свое время зря.

В отличие от Шумпетера, рассматривавшего предпринимательство с точки зрения предложения, некоторые другие теории предпринимателя, предпринимательской функции и предпринимательского дохода (прибыли) акцентируют внимание на спросе.

Так, Ф. Найт, придавший наиболее законченную форму традиции, идущей от Кантильона, а также немецких экономистов Тюнена, Мангольдта, связал предпринимательскую функцию и прибыль с беспрецедентным характером каждого нового предприятия, который не дает возможности опираться на прошлый опыт и знать вероятность того или иного исхода. Возникающий при этом излишек прибылей над убытками всецело принадлежит тем, кто в условиях такой неоп­ределенности спроса берет обязательство выплачивать своим наемным рабо­чим фиксированный доход. От этой «предельной ответственности», по словам Найта, нельзя застраховаться, плату за нее нельзя считать ни доходом с капита­ла, ни заработной платой.

Новая австрийская школа, в частности, Кирцнер, связывает теорию предпринимателя и прибыли не с разрушением равновесия, как Шумпетер, а, напротив, с движением к равновесию. Предприниматель, обладающий повышен­ной чуткостью (alertnees) и возможностью извлечения прибыли, заранее пред­восхищает различные рыночные несовершенства и неравновесные явления, которые позволят ему заработать на арбитражных сделках (то есть на обыкно­венной «спекуляции»). Кроме того, австрийская школа выделяет и работу предпринимателя по уменьшению бремени неопределенности для на­нятых им лиц. Согласно «новым австрийцам», специфические предпринима­тельские способности не поддаются количественной оценке и поэтому доход предпринимателей не может уравниваться посредством конкуренции. Таким образом, определение предпринимателя представляет собой серьезную про­блему. Так, например, исходя из функционального признака, предпринима­тель по Шумпетеру «... причастен к осуществлению новых комбинаций»; по Найту «... несет бремя неопределенности»; «... замечает возможности для ар­битражных сделок и осуществляет их» по Кирцнеру. Эти определения пред­принимателя в принципе совместны друг с другом и отличаются лишь тем, что возводят в абсолют разные функции предпринимателя[67].

Есть и другой путь определения понятия «предприниматель». Те, кто придерживаются его, стремятся перечислить все функции, имеющие отношение к предпринимательству в теории и в обыденном сознании, через запятую, не выделяя ни одну из них как главную. Показательно определение, данное Ф. Визером: «Предприниматель... распоряжается в соответствии с законом (имеется в виду право собственности) и в то же время благодаря своему активному учас­тию в управлении предприятием. Он – полноправный лидер. Он – юридический представитель всей операции, собственник материальных средств производст­ва, кредитор и дебитор по соответствующим счетам. Он выполняет функцию арендодателя и арендатора. Он – работодатель по всем трудовым договорам... Его экономическое лидерство начинается с основания предприятия: он не толь­ко поставляет необходимый капитал, но и выдвигает идею, уточняет и осущест­вляет план и привлекает сотрудников. Когда предприятие организовано, он ста­новится управляющим как в технических, так и коммерческих вопросах» [67].

Наконец, третий путь состоит в том, чтобы обобщить в абстрактных философских терминах все известные перечисленные выше разнородные функции предпринимателя. Такого рода определение дает основатель Гарвардского ис­следовательского центра по истории предпринимательства А.Коул: «Предпринимательство можно определить как целесообразную деятельность (включая последовательность взаимных решений) индивида или группы ассоциирован­ных индивидов, предпринятую с целью создать, сохранить или увеличить ориентированную на получение прибыли организационную единицу, занимающую­ся производством или распределением хозяйственных благ, чтобы добиться денежной или иной выгоды, которая является мерой его успеха, во взаимодействии с внутренней ситуацией в самой организации или с экономическими, политическими и социальными условиями (инструментами и обычаями) того пе­риода, который позволяет значительную степень свободы принятия решений».

Определения второго рода неудобны в обращении, а третьего рода представляют собой внеэкономические абстракции. Их можно с успехом заменить определением, заимствованным из обыденного сознания: «Предприниматель есть владелец фирмы». Но в этом случае невозможно четко выделить специфи­ческие функции предпринимателя, отличающие его от капиталиста и менедже­ра. В. Автономов предпочитает функциональные определения, сводящие пред­принимателя к «идеальному типу». Этот тип не существует в хозяйственной прак­тике в чистом виде: большинство предпринимателей одновременно являются капиталистами или управляющими. Однако эта абстракция позволяет выделить особую предпринимательскую функцию (и предпринимателя как ее носителя) и использовать ее в теоретическом анализе. Краткий обзор теории предприни­мателя показывает, что его функцию можно описать как в терминах спроса, так и в терминах предложения. В первом случае предприниматель замечает и удов­летворяет новую, или уже существующую общественную потребность, «чрева­тую» возможной прибылью (наиболее четко эта точка зрения выражена у новой австрийской школы, прежде всего, у Кирцнера). Во втором случае предприни­матель создает новую комбинацию факторов производства, обеспечивающую либо более эффективное их использование, либо выпуск качественно нового блага (Шумпетер). Легко заметить, что эти две функции, по сути дела, допол­няют друг друга. По крайней мере, успех приходит к предпринимателю тогда, когда его новая комбинация позволяет удовлетворить общественную потреб­ность. Однако, поскольку соответствующей гарантии у предпринимателя быть не может, он вынужден идти на риск, не разделяя его с нанятыми им лицами на срок действия трудового договора, то есть выполнить свою третью функцию, наиболее глубоко разработанную Ф. Найтом. По мнению Автономова, в нашем употреблении слово «риск» – синоним найтовской «неопределенности».

Таким образом, предпринимательская деятельность, на наш взгляд, должна выполнять все три описанные в литературе функции. Можно, например, согла­ситься с определением В. Автономова: предпринимательская деятельность – это связанное с риском создание новых комбинаций, ориентирующееся на прибыльное (не тождественно стремлению к максимализации прибыли и не означает обязательности успеха для каждого предпринимателя) удовлетворение обнаруживающегося или скрытого платежеспособного спроса.

Важно подчеркнуть, что категория предпринимательской деятельности неразрывно связывает объективные экономические функции и субъективные свойства предпринимателя как «идеального типа»; чтобы заменить возможность при­были и, рискуя, осуществить новую комбинацию, предпринимателю необходим определенный набор личностных свойств. Интересно, что такие идеальные типы, как капиталист, рабочий, простой управляющий, не связаны с особыми лич­ностными свойствами их носителей. Напротив, предприниматель, безусловно, явле­ние штучное, им, помимо всех социальных, экономических и прочих условий, надо еще и родиться. В этом смысле талантливые предприниматели, как и творческая интеллигенция, представляют собой один из редких ресурсов нации.

В теоретическом аспекте представляет интерес проблема взаимосвязи существующих форм собственности и степени развития предпринимательства. Так, в XIX и XX вв. распространение групповой и коллективной собственности не исключало развития предпринимательства. Эти процессы шли параллельно и дополняли друг друга.

Действительно, уже само массовое образование акционерных обществ во второй половине XIX в. представляло собой самое настоящее предпринимательство: была найдена организационная форма (существовавшая и ранее, но только для торговых компаний), позволяющая использовать свободные денеж­ные средства населения для осуществления крупномасштабных проектов и не рисковать при этом собственным имуществом. В те времена наибольшую выгоду давали экономия на масштабах и монопольные преимущества, которые обеспечивало крупное производство. Поэтому предприниматели устремились именно туда. Шумпетер в начале XX в. называет образование отраслевой монополии одним из основных видов новых комбинаций.

В настоящее время развитие производительных сил привело к тому, что наибольшую выгоду стали давать разукрупнение производства, предоставле­ние самостоятельности филиалам, создание мелких фирм и в широком смысле слова «активизация человеческого фактора». Поэтому поток предприниматель­ства изменил свое направление.

Из сформировавшейся рыночной среды обитания вытекают основные признаки и принципыпредпринимательства. Назовем их:

Первым признакомпредпринимательства выступает свободный выбор предпринимателем производства тех товаров и услуг, которые он сам в состоянии осуществлять и для которых в обществе имеются свободные ниши.

Второй признакпредпринимательства означает свободный выбор предпринимателем направленности производственной деятельности, что связано не только с возможностями производства и конкретной нишей непредложенных потребителю товаров, но также и с получением максимально возможных размеров прибыли и ориентацией на достижение наивысшей эффективности производства.

Третий признакхарактеризуется свободным выбором предпринимателем системы организации и управления свей производственной деятельностью, имеющим немало ограничений (денежными, ценовыми, материальными, творческими, технологическими возможностями и условиями производства, способностями предпринимателей в решении вопросов усовершенствования производства в зависимости от его положения на рынке).

Четвертый признакпредпринимательства заключается в необходимости постоянной поддержки частнособственнической деятельности вне зависимости от ее конкретной юридической формы. Последняя может быть индивидуальной частной собственностью (для малого и среднего бизнеса); акционерной частной собственностью (для среднего, крупного и крупнейшего бизнеса); государственной частной собственностью (как правило, для предприятий инфраструктурных отраслей и т. п.).

Пятый признакпредпринимательства – это свободное установление цен на создаваемый товар. Но свобода установления цен весьма эфемерна.

Приватизированные предприятия устанавливают максимальные цены, тем самым подрывая еще не сформировавшийся рынок. Обвальный отпуск цен не соответствует потребностям не только развития, но даже простого поддержания производства.

Нацеленность же на установление средних цен не может произойти без устранения монополии производителей. Единственный путь его осуществления – стимулирование создания новых предприятий, производящих одинаковый, как правило, технически несложный товар. Государство может способствовать этому путем налоговых скидок и благоприятных кредитных условий.

Шестой признакзаключается в постоянном стремлении предпринимателей сохранить, возместить и увеличить капитал, способствуя устойчивости производства на рынке, усилению конкурентоспособности.

Седьмой признаксвязан с характером свободы предпринимателей в отношениях друг к другу. В соответствии с формами бизнеса складываются связи и зависимости капиталистов-предпринимателей друг от друга на базе их капиталов. Более мелкие капиталы в условиях рынка исключительно редко бывают самостоятельными. Кроме того, предприниматели в таких случаях и сами не всегда стремятся к самостоятельности. Крупный бизнес самостоятелен в решении множества финансовых и производственных вопросов, но степень этой самостоятельности тоже нельзя назвать полной, ибо и такой бизнес – составная часть общественного капитала. Следовательно, законы последнего должны неукоснительно соблюдаться любыми производственными единицами, стремящимися к нахождению более выгодных и приемлемых зависимостей.

Очевидно, имеют место и другие признаки предпринимательства, но названные, отражая важнейшие возможности рыночной экономики, выступают ведущими и основными. Cледует иметь в виду, что в процессе генезиса рыночной среды и, соответственно, условий для предпринимательства, историческая практика развития человеческого общества выработала определенные правила (принципы) формирования рыночной экономики и принципы предпринимательства. Последние вытекают из рыночной среды и признаков предпринимательства.

Принципы предпринимательства следующие:

В настоящее время можно выделить две группы предпосылок, определяющих формирование и развитие предпринимательства. К первойотносятся:

Вторая группа– это, прежде всего, готовность населения к предпринимательству, что включает два аспекта: мотивационные установки и реальные возможности заниматься бизнесом, что в свою очередь, обусловливается степенью подготовки конкретного объекта.

Вполне очевидно, что основные функции предпринимательства связаны с обеспечением жизнедеятельности руководимого предприятия. Необходимо наличие всех необходимых составляющих производства (от сырья и материалов до подготовленной рабочей силы), выбор определенной направленности деятельности и ее достаточное финансирование, расстановка кадров и планирование производства, принятие эффективных управленческих решений и осуществление маркетинговых мероприятий.

Ни один предприниматель не действует в одиночку, без связи с другими производственными единицами и государственными органами. Поэтому наряду с внутренними функциями предпринимательства существуют и внешние, такие, как, необходимость налоговых отчислений, своевременных поставок и обеспечения собственного производства других товаропроизводителей, т. е. выполнение принятых на себя обязательств, в том числе по оплате кредитов и т. п. Если внутренние функции нынешнее руководство частных, акционерных и казенных предприятий по мере сил и возможностей стремится выполнять, то внешние, особенно связанные с налоговыми отчислениями, пытается обойти, создавая вокруг предприятий разного рода коммерческие структуры, обналичивая денежные средства, закупая и реализуя не всегда нужную производству продукцию.

Целью предпринимательской активностиявляется производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.Прибыль это превышение доходов над расходами, получаемое в резуль­тате реализации предпринимательского решения по производст­ву и поставке на рынок товара. Подрасходамипонимается все то, что предприниматель тратит на производство такого товара, т. е. все его затраты (обычно в денежной форме). Доходы это все то, что поступает на счет или в кассу предпринимателя в качестве платы за какие-либо его действия или за передачу тех или иных товаров, имущества и т. д. другому лицу, производящему плату. Доход необходимо отличать от заемных средств, поступающих и адрес предпринимателя на определенное в время и предполагающих их возврат в будущем.

Эффективная предпринимательская деятельность возможна лишь при определенной общественной ситуации, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также свобода предпринимателя, позволяющая принять такое решение, которое будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным. Бытующие еще в некоторой части нашего общества опасения, что предприниматель в таких условиях действует только в своих интересах, беспочвенны и вредны: предпри­ниматель в условиях рынка не может не ориентироваться на по­требителя, ибо от него одного зависит его прибыль, благополучие и перспектива. Естественно, что в условиях всеобщего дефицита деятельность предпринимателя раздражает обывателя, но дефицит потому и существует, что долгое время само общество, исповедуя крайне примитивную философию обывателя, разрушало предпринимательскую среду, изгоняло предпринимательский дух.

Предпринимательская среда — общественная экономическая ситуация, включающая в себя экономическую свободу, предпринимательский корпус, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предприниматель­ского капитала и использования необходимых ресурсов. Степень общественной свободы предпринимательства определяется чис­лом появляющихся (в течение определенного периода) самосто­ятельных предприятий.

Рис.2. Предпринимательство в структуре общественных взаимосвязей

Сущностные черты предпринимательства образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к дан­ному сектору экономики. По этому поводу в отечественной литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков выступают устойчивые, характерные черты предприятия. Систематизация этих критериев требует определенной основы, и таковой может выступить структура внутренней и внешней среды предприятия.

Структура внутренней среды предприятия может быть рассмотрена как совокупность областей деятельности предприятия, каждая из ко­торых характеризуется особыми объектом (объектами) деятельности, технологией, отношениями и т. п. Эти области можно разделить на три группы.

Первая представлена стадиями процесса производства: снабжением, собственно производством, сбытом.

Вторая включает в себя фазы управленческого цикла: планирование, оперативное управление (организация, коорди­нация, мотивация), контроль (бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно конт­роль). Объединяющим фактором, обеспечиваю­щим целостность системы управления предприятием, является руководство. Руководитель призван объединить все области деятельности предприятия в единое целое, а также обеспечивать его развитие и со­вершенствование.

Третья группа объединяет компоненты предприятия: кадры, социальные отношения, инновации, финансы, пра­вовые отношения и т. д.

Внешняя среда предприятия – это совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, контрагентов и т. д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого предпринимательства. Такие элементы характеризуются рядом признаков (пара­метров), конкретные состояния которых представляют собой факторы внешней среды. Например, законодательство как элемент может быть охарактеризовано следующими признаками:

– ус­тойчивость;

– полнота;

– действенность и т. д.

Конкретное состояние законодательства – скажем, его нестабильность, несовершенность, недейственность – негативный фактор внешней среды предприятия.

Разнообразные элементы внешней среды можно подразделить на пять групп.

Первая охватывает совокупность ключевых для предпринимательства рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых.

Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими рыночными институтами и контрагентами.

В третью группу включаются комплексы (блоки) общественных отношений: пра­вовых, социокультурных и политических, вы­раженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил.

Четвертая группа объединяет про­чие социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнк­туру, преступность, экологию, научно-технический прогресс, структуру народного хозяйст­ва, и т. п.

В отдельную группу стоит выделить особый элемент внешней среды предприятия – систему поддержки предпринимательства.

В соответствии со структурой внутренней и внешней среды предприятия могут быть сформированы несколько критериев (устойчивых черт), обусловленных:

Формирование предпринимательской среды — процесс управляемый. Методы управления им, однако, не могут носить адми­нистративный или директивный характер. В их основе – меры, связанные не с воздействием на субъектов предпринимательской деятельности, а с созданием благоприятных условий для появле­ния и быстрого становления таких субъектов.

Создание предпринимательской среды – явление многоаспектное. Оно включает в себя: