Тема 4.3. Мотивация и стимулирование труда
Среди социальных отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей на предприятии, важнейшим можно признать отношение работников к труду. От него зависит состояние реализации на производстве человеческого фактора, зачастую решающего среди факторов эффективности.
Отношение к труду характеризует степень использования возможностей человека для высокопроизводительной и высокоэффективной деятельности на предприятии.
Определяющие воздействие на формирование отношение к труду оказывает мотивация трудовой деятельности, а так же группа объективных и субъективных аспектов.
Мотивация – совокупность внутренних побудительных сил (потребностей, ценностей т.д.) и внешних побудительных сил (стимулов) повышение трудовой активности работников.
ВНУТРЕННИЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ:
Потребности — первоисточник мотивации, нужда в том, что необходимо для существования личности (коллектива, общества), их нормального функционирования.
Первичные — физиологические потребности человека в пище, одежде, жилье, продлении рода и др. определяют самое необходимое для его жизни.
Потребности более высокого порядка — духовные, культурные, интеллектуальные, социальные определяют положение человека на производстве и в обществе. К последним относится и потребность в труде.
Будучи осознанными, потребности принимают форму интересов к различным благам, объектам, видам деятельности, способным удовлетворить потребность. Реальные интересы побуждают человека к определенным социальным действиям.
Ценности — это представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях.
Ценностями для человека, прежде всего, являются:
Благополучие
Богатство
Мастерство (квалификация)
Просвещенность
Власть
Уважение (статус, престиж, слава, репутация)
Моральные качества (доброта, великодушие, справедливость).
Одной из форм ценностей представляются идеалы как высшая цель, как абсолютное сочетание положительных качеств и свойств явлений, предметов, личности.
Ценностные ориентации — это избирательное отношение человека к ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выражающихся в поведении.
На основе ценностных ориентаций решается вопрос о выборе профессии, смене места жительства, места работы.
Мотивы — (от фр. слова двигать) это осознанное отношение к своим действиям, поступкам, это внутреннее обоснование того, что побуждает деятельность, ради чего она совершается.
С помощью мотива человек оправдывает свое поведение.
Мотивы могут иметь разный характер:
материальные мотивы отражают потребность в зарабатывании средств на жизнь,
духовные мотивы определяются интересом к содержательной части работы
социальные мотивы выражают стремление к занятию какой-либо социальной роли в коллективе и т.д.
Виды мотивов
Мотив стадности – потребность быть в коллективе
Мотив личной аффирмации – самоутверждения (свойственен для работников высокой квалификации).
Мотив самостоятельности – стремление быть хозяином.
Мотив стабильности – чтобы кто-то решал за тебя как жить (свойственен для женщин).
Мотив приобретения нового.
Мотив справедливости.
Мотив состязательности.
Мотивы, как правило, существуют не в чистом виде, а во взаимосвязи друг с другом, образуя мотивационное ядро.
Под мотивационным ядром понимают совокупность 3-х основных групп мотивов, которое определяет трудовое поведение работников:
мотивы обеспечения
мотивы признания
мотивы престижа (реализациии социальной роли).
Характерным для мотивов является их большая подвижность, изменчивость.
Если же отношение человека к определенной ситуации характеризуется стабильностью, большей готовностью к непосредственным действиям, то такое отношение называется установкой.
ВНЕШНИЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ:
Стимулы — это силы, оказывающие внешнее воздействие на человека с целью побудить его к определенному трудовому поведению, причина его заинтересованности в совершении чего-нибудь.
- Раздел 1. Труд как общественно полезная деятельность
- Тема 1.1. Предмет изучения экономики и социологии труда
- Классификация видов труда
- Тема 1.2. Эффективность и производительность труда
- Показатели степени тяжести труда
- Отличия тяжести труда от интенсивности и напряженности
- Отличия эффективности труда от производительности труда
- Факторы и резервы роста производительности труда
- Использование новых видов сырья и материалов
- Классификация резервов
- 1. По уровню возникновения:
- 2. По срокам использования
- Раздел 2. Организация труда
- Тема 2.1. Условия труда на предприятии
- Раздел 3. Рынок труда
- Тема 3.1. Рынок труда в системе рыночного хозяйства
- Механизм функционирования рынка труда
- 1. Механизм спроса на труд
- Механизм предложения труда
- Виды рынков труда
- Характеристики рынка труда
- Модели рынка труда
- Теории рынка труда
- Тема3.2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал
- Тема 3.3. Социально-трудовые отношения
- Тема 3.4. Занятость населения, безработица
- Классификация форм занятости
- Теории занятости
- Управление занятостью
- Раздел 4. Мотивация, стимулирование, оплата труда и уровень жизни Тема 4.1. Уровень и качество жизни населения
- Тема 4.2. Доходы и оплата труда
- Тема 4.3. Мотивация и стимулирование труда
- Классификация стимулов
- 1. В зависимости от потребностей:
- 1. Материальные:
- Нематериальные:
- В зависимости от направленности:
- Поощряющие:
- 2.Блокирующие:
- Раздел 5. Управление трудом и социальным развитием
- Тема 5.1. Формирование персонала предприятия
- Тема 5.2. Социальное развитие трудовых коллективов
- Планирование социального развития
- Тема 5.3. Управление трудом в системе рыночных отношений
- Управление трудом на уровне предприятия