logo
Лекции по ЭСТ (новые)

Тема 5.1. Формирование персонала предприятия

Формирования персонала предприятия предполагает наличие у него профессиональных квалификационных качеств, обеспечение трудовыми ресурсами необходимого качества – одна из задач любого трудового коллектива.

В связи с этим используют следующие понятия:

профессия - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки работника; профессия свидетельствует о конкретной сфере приложения труда (инженер, экономист, слесарь и т. д.).

специальность – разновидность профессии (инженер-конструктор, инженер-проектировщик, экономист-финансист и т. д. ).

квалификация – степень овладения работником данной профессии или специальностью, определяется уровнем знаний, практических навыков и способностей.

Различают 2 уровня подготовки квалифицированных кадров:

  1. уровень общества – подготовку ведут ВУЗы, техникумы, училища.

  2. уровень предприятия – подготовка может быть осуществлена иным образом: через ученичество, подготовки на курсах и бригадной подготовки.

Получив профессию, работник продолжает осваивать все тонкости работы, осваивать новые функции, повышать мастерство, т. е. повышать свою квалификацию.

Различают следующие виды повышения квалификации персонала предприятия:

восполняющее – ликвидирует пробелы в обучении;

расширительное – предусматривает получение новых знаний;

адаптивное – получение знаний и навыков, необходимых для приспособления к новым требованиям и условиям труда (например, освоение компьютера).

Существуют следующие формы повышения квалификации персонала:

Для рабочих:

  1. производственно технические курсы

  2. школы по обучению рабочих вторым и смешанным профессиям

  3. курсы целевого назначения

  4. школы передового опыта

  5. школа мастеров

Для служащих:

  1. краткосрочные целевые курсы на предприятии по отдельным аспектам

  2. тематические и проблемные семинары

  3. специальные факультеты или курсы повышения квалификации при ВУЗах и учебных центрах

  4. стажировка.