logo
Лекции по ЭСТ (новые)

Характеристики рынка труда

Для изучения структуры, емкости рынка труда, его контингента применяют такие характеристики как сегментация и гибкость.

Сегментация – это разделение рынка труда на устойчивые, замкнутые сегменты (группы), лимитирующие движение работников своими границами.

Деление происходит по объединяющим признакам:

В связи с сегментированием возникла теория двойственности рынка труда, в которой предлагается деление его на первичный и вторичный.

Первичный рынок содержит стабильные хорошо оплачиваемые работы, работы с возможностями служебного роста, связанного с высококвалифицированным трудом.

Вторичный представлен низкооплачиваемыми не стабильными работами с низким уровнем з/п и отсутствием возможности продвижения по службе.

Согласно др. теории под первичным рынком понимают ядро трудового коллектива, для которого характерна стабильная занятость. Вторичный рынок – это периферийная часть раб. силы, включающая частично занятых, сезонных работников, работников по контракту, которые при снижении V производства в первую очередь подлежат увольнению.

Кроме сегментации важной характеристикой рынка труда является его гибкость.

Гибкость – это возможность изменения рынка труда. Может быть видов:

    1. количественная гибкость выражающаяся в изменение количества занятых, уровня з/п в результате изменений отдельных факторов на рынке труда (рождаемость, смертность).

    2. функциональная гибкость - предполагающая изменения на рынке труда в результате изменения качественных факторов, таких как внедрение гибких режимов труда и занятости, изменения в системах оплаты труда и т.д..