3.3.Критерий пессимизма
В отличие от критерия оптимизма, когда ЛПР ориентируется на наиболее благоприятную внешнюю среду, которая является неконтролируемой, и на оптимальное использование управляемых факторов, при использовании принципа пессимизма предполагается, что управляемые факторы могут быть использованы неблагоприятным образом
где Е(Р, П) — функция эффективности принимаемых решений.
Применение этого принципа может вызывать некоторое сомнение, если учесть, что факторы Р являются контролируемыми и их следует использовать оптимальным в том или ином смысле образом. Однако, в реальных ситуациях в ряде задач может оказаться невозможным контроль за неконтролируемыми факторами, принадлежащими множеству Р. Особенно это относится к задачам, связанным с необходимостью учета фактора времени.
К этим задачам можно отнести следующие задачи: социально-экономическое прогнозирование; долгосрочное планирование; проектирование сложных объектов и др.
Например, издержки производства являются контролируемыми факторами на коротких временных интервалах. Однако, при анализе длительных процессов, которые составляют несколько лет, некоторые элементы указанных издержек становятся неконтролируемыми. К таким элементам можно отнести: стоимость электроэнергии, стоимость материалов и покупных изделий и т.п.
Другим примером является определение объемов производства продукции предприятия. Данный показатель также можно считать управляемым фактором. Но он зависит от различных факторов, которые могут существенным образом применяться в процессе производства. При этом указанные факторы относятся к внутренней среде предприятия: уровень конструкторской и технологической подготовки производства, тип используемого оборудования, квалификация работающих и пр.
Пример 5.4. Компания производит продукцию определенного ассортимента и осуществляет ее сбыт по четырем каналам:
ежемесячный объем продукции с устойчивыми связями по сбыту на ряд лет в среднем составляет 490 000 д.е.;
ежемесячный объем продукции с устойчивым сбытом, но не на длительный срок — 500 000 д.е.;
ежемесячный объем продукции обеспечен только разовыми закупками — 510 000 д.е.;
месячная продукция, покупатель на которую не определен — 480 000 д.е.
Компания может осуществлять производство продукции по трем проектам в объемах 980 000 д.е., 1 500 000 д.е. и 1 980 000 д.е.
Требуется выбрать оптимальную стратегию производства.
В зависимости от изменений рыночной конъюнктуры в связи с имеющимися возможностями реализации рассчитаны варианты среднегодовой прибыли, которые представлены в виде матрицы платежеспособного спроса (табл. 5.4), с учетом ожидаемого значения потерь в случае неудачного исхода, связанных, например, с хранением нереализованной продукции, как следствия неиспользованных возможностей, нерационального распределения инвестиций, снижения оборачиваемости оборотных средств, порчей, либо другими причинами.
Таблица 5.4 - Анализ коммерческой стратегии при неопределенной конъюнктуре
При построении платежной матрицы первостепенную важность имеют пропорции исходных и результативных показателей, поскольку вызванные инфляционными пропорциями изменения цен, оказывая влияние на абсолютные величины, не изменяют их пропорциональных соотношений. Это позволяет использовать данную методику в условиях инфляции без дополнительных расчетов.
Контролируемыми параметрами являются объем производства и им соответствуют три стратегии Р1 Р2, Р3 Неопределенность Пj связана с колебаниями спроса на продукцию предприятия и ей отвечают четыре стратегии: П1 — низкая зависимость от изменений рыночной конъюнктуры, П2 — средняя зависимость, П3 — зависимость от изменения конъюнктуры высокая, П4 — зависимость от изменений конъюнктуры абсолютная.
Критерий пессимизма равный
отвечает стратегии Р3, которой соответствует выбор объема производства продукции в сумме 1 980 000 д.е.
Для анализа матрицы затрат критерий пессимизма запишется как
Пример 5.5. Располагая матрицей приведенных годовых затрат, представленной в виде табл. 5.3, необходимо выбрать эффективную стратегию с помощью принципа пессимизма.
В рассматриваемой стратегии .
Затраты Зn = 200 могут быть обеспечены при использовании второй и третьей стратегий.
- Принятие решений в условиях неопределенности
- 1 Методы принятия эффективных решений в условиях неопределенности
- 2.Матричные игры
- 2.1. Понятие игры с природой
- 2.2. Предмет теории игр. Основные понятия
- 3. Критерии эффективности в условиях полной неопределенности
- 3.1. Критерий гарантированного результата
- 3.2. Критерий оптимизма
- 3.3.Критерий пессимизма
- 3.4.Критерий минимаксного риска Сэвиджа
- 3.5. Критерий обобщенного макснмина (пессимизма-оптимизма) Гурвица
- 4.Сравнительная оценка вариантов решений в зависимости от критериев эффективности
- 5. Многокритериальные задачи выбора эффективных решений
- 5.1.Многокритериальные задачи
- 5.2.Оптимальность по Парето
- 5.3. Выбор решений при наличии многокритериальных альтернатив
- 6.Модель принятия решения в условиях частичной неопределенности