logo search
vse_otvety_na_komp

Характеристика этапов эволюции управления качеством

1. Этап контроля качества исчисляется с начала XX века. Основой науки управления качеством является система Ф.У. Тейлора (1905 г). Тейлор создал систему научного менеджмента, обратил внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса и важность контроля.

Главное внимание на первом этапе уделялось контролю готовых изделий Основу концепции обеспечения качества в рамках этого этапа можно сформулировать так: потребитель должен получать только годные изделия. В рамках этой концепции повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение, т.е. цели повышения эффективности производства и повышения качества изделий являются противоречивыми.

Система Тейлора дала механизм управления качеством каждого конкретного изделия, однако производство - это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.

2. Этап управления качеством начинается с 20-х годов XX века как попытка если не разрешить, то ослабить противоречие в форме, свойственной предыдущему этапу.

В 1924 г. были изобретены контрольные карты В. Шухарта и таблицы статистического приемочного контроля X. Доджа. Заслугой Шухарта явилось то, что он перенес акцент с инспекции и выявления дефектов продукции на обеспечение стабильности процесса. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые впоследствии благодаря Э. Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в стране.

Но, все-таки, проблема качества на данном этапе по-прежнему разрабатывалась в основном как инженерно-техническая проблема контроля и организации производства.

3. Этап обеспечения качества принято отсчитывать с 1950 г. Поворотным событием стало выступление с лекциями перед ведущими промышленниками Японии американского ученого Эдварда Деминга. В своих лекциях он призывал применять системный подход к решению проблем в области качества. Этот подход стал известен как «цикл Деминга», или PDCA (Plan, Do, Check, Action - план, осуществление, проверка, действие).

Программа Деминга обеспечения качества базировалась на совершенствовании не только производственных процессов, но и системы управления в целом, на непосредственном участии высшего руководства компаний в решении проблем качества, на обучении всех сотрудников сверху донизу основным методам обеспечения качества, упоре на мотивацию сотрудников на высококачественный труд.

Большой вклад на этом этапе в науку об управлении качеством внесли представители американской школы управления Ф. Кросби и Дж. Джуран, а также японской - К. Исикава., Г. Тагути.

Существенная роль в развитии новой концепции принадлежит американскому ученому А.В. Фейгенбауму, который предложил рассматривать каждый этап в процессе создания изделия, а не только его конечный результат. Фейгенбаум обосновал систему комплексного управления качеством (Total Quality Control - ТQC), что нашло широкое признание во всем мире, включая нашу страну. Появились документированные системы качества.

Этап развития управления качеством

Механизм управления

Основная цель

Периодичность управления

Отношения с потребителями

Система мотивации

Система обучения

Содержание этапа

Контроль качества (1900-1920 гг.)

Выходной нормативный контроль

Выявление

дефектов

После изготовления

Удовлетворение требований потребителей эффективным для производителя способом

Штрафные санкции за брак

Профессиональная подготовка

Контроль качества готовой продукции

Управление качеством производства (1920-1950 гг.)

Статистический контроль; выборочный контроль

Предупреждение дефектов

В ходе производства

То же

Учитывает настройку производственного процесса

Профессиональная подготовка; обучение статистическим методам;

поощрение обучения

Управление качеством в процессе изготовления продукции

Обеспечение качества (1950-1980 гг.)

Комплексное управление качеством на всех стадиях ЖЦП

Поддержание и совершенствование качества

Перед производством

Гарантия качества продукции путем сертификации

Уменьшение материального, рост морального стимулирования

Поощрение обучения

Мероприятия, гарантирующие качество

Всеобщее управление качеством (1980 гг.- по настоящее время)

Стратегическое управление качеством

Постоянное совершенствование качества

Постоянно

Приоритет требований потребителей

Создание системы признания заслуг; самомотивация

Обучение непрерывное и всестороннее; самообразование; обучение становится частью мотивации

Постоянное улучшение всех направлений деятельности организации с целью удовлетворения ожиданий потребителей