28. Классификация показателей качества.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам: по количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные показатели). Далее, по отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.). По стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели); по методу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели). По характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели). По способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами). Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции (например, мощность, калорийность топлива и т.д.) Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью Объективных методов: измерительный, регистрационный и расчетный, Субъективных методов: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.
ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:
1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.а) классификационные показатели (классы автомобилей);б) функциональные (эксплуатационные (быстродействие компьютера, точность измерительного прибора и т.д.);в) конструктивны (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений. Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.
2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
3. Эргономические показатели характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. освещенность, температура, давление, влажность, одежда, пульты управления ,скоростные и силовые возможности,
допустимые физические нагрузки на различные органы человека.
4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного
исполнения, стабильность товарного вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).
5. Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
6. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).
8. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции..
9. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека.
10. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.
- Методы оценки качества
- Роль качества как фактор конкурентоспособности экономических систем
- Диаграмма Исикавы и Парето
- Основные этапы исторического развития системы управления качества
- Концепция постоянного улучшения
- Европейские премии в области качества
- Особенности международных стандартов исо версии 9000:1994 и исо версии 9000:2000
- Модель системы менеджмента качества в организации, основанной на процессном подходе.
- 14 Постулатов Деминга
- Характеристика контрольных карт как инструментов статистических методов управления качеством продукции.
- Многомерность качества продукции и услуг
- Модель системы управления качеством Эттингера-Ситтига
- Статистические методы управления качеством продукции
- Назначение и структура стандартов гост р исо серии 9000 версии 2001 г
- Характеристика этапов эволюции управления качеством
- Принципы менеджмента качества
- Российские премии в области качества
- Основные этапы проведения сертификации систем качества.
- Характеристика отечественных систем управления качеством
- Принципы технического регулирования.
- 22. В чем сущность метода контрольных карт? Приведите пример использования.
- 23. Методология оценки уровня качества.
- 24. Классификация видов контроля качества.
- 25. Применение диаграмм Исикава и Парето.
- 26. Назначение и структура комплекса стандартов исо 9000:2000.
- 27. Назначение и структура международных стандартов iso серий 9000:2000
- 28. Классификация показателей качества.
- 29. Система tqm: цели, идеология и принципы.
- 30. Структура затрат на качество а. Фейгенбаума.
- 31. Исследования удовлетворенности потребителя. Дерево потребительского удовлетворения.
- 32. Содержание процессного подхода к управлению качеством.
- 33. Классификация затрат на обеспечение качества продукции.
- 34. Российский опыт управления качеством.
- 35. Экологическая сертификация (назначение и струкрута международных стандартов исо 14000)
- 36. Затраты изготовителя на качество.
- 37. Диаграмма Парето и abc анализ
- 38. Концепция современной системы tqm
- 39. Политика в области качества
- 40. Классификация затрат на обеспечение качества продукции
- 41, 43. Области технического регулирования. Фз «о техническом регулировании»
- 1 Область. Технические регламенты:
- 2 Область. Стандартизация.
- 42. Характеристика диаграмм Парето как инструмента статистических методов
- 44. Последовательность и характеристика основных этапов процессов построения смк.
- 45. Национальная премия в области качества м. Болдриджа.
- 46. Характеристика расслоения, графиков и диаграмм разброса как инструментов статистических методов управления качеством продукции.
- Цель метода
- Суть метода
- План действий
- Особенности метода
- 47. Основные принципы системы хассп.
- 48. Содержание процессного подхода к управлению качеством. (32)
- 49. Основные положения японской школы упр. Кач-вом
- 50. Интегрированная система менеджмента качества
- 51.Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку
- 52. Постулаты Деминга, значение для российской экономики
- 53, 54. Федер закон, принципы, области технического регулирования
- 55. Роль подходов Kaizen и Kairyo.
- 56. Модель системы управления качеством Джурана.
- 57. Многомерность качества продукции и услуг. (11)
- 58. Основные принципы системного подхода как предпосылка создания систем управления качеством.
- Характеристика методов фса как инструментов анализа затрат на обеспечение качества.
- 60. Премия Правительства рф в области качества.
- Система tqm: цели, идеология, основные положения концепции.
- 62. Природа и схемы формирования затрат на обеспечение качества продукции.
- 63. Модель системы управления качеством а. Фейгенбаума.
- Характеристика и особенности стандартов гост р исо 9001:2008 и гост р исо 9004:2001
- 65. Состав и краткая характеристика системы менеджмента качества.
- 66. Методология менеджмента качества.
- 67.Цели, задачи и принципы tqm.
- 68. Основные группы процессов системы менеджмента качества.
- 69. Управление качеством на протяжении всего жизненного цикла продукта (смк).
- 70. Последовательность и укрупненная характеристика основных этапов алгоритма оценки уровня качества продукции.
- 71. Причинно-следственная диаграмма обеспечения качества.
- 72. Роль и значение качества в экономическом механизме.
- 73. Характеристика методов фса как инструментов анализа затрат на обеспечение качества.
- 74. Трилогия качества д. Джурана.
- 75. Модель премии им. Э. Деминга.