Методы оценки качества
Показатели качества - количественная характеристика свойств (качественная в том числе). Мерой удовлетворения потребностей является уровень качества, поэтому под уровнем качества товаров, процессов и услуг понимается относительная характеристика их качества основанная на сопоставлении значений оцениваемых показателей с соответствующей совокупностью базовых показателей. Это делается через относительный или комплексный показатель качества.
Дифференциальный метод заключается в сравнении показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, т.е. показатель качества оцениваемой продукции сопоставляется с показателем качества базового образца. Предполагает расчет относительных показателей качества. qi= Pф/Рб (1) если увеличение значения показателя качества ведет к повышению уровня качества qi'= Рб'/Рф' (2) если увеличение значения показателя качества ведет к понижению уровня качества. Относительный показатель качества должен быть больше 1. Если этого не происходит, то показатели выбраны не верно.
В качестве базовых показателей могут быть выбраны уже существующие или гипотетические.
Комплексный метод оценки уровня качества. Может быть оценен как среднеарифметическое. Q=Σj
-
Показатели
А
В
С
Значения весомости j
1
3*
5
5
0,25
2
4
4
4
0,25
3
3
3
1
0,5
…
1
*Показатели в баллах Qa= 3*0,25+4*0,25+3*0,5=
Применима в том случае, если показатели оцениваются в одних и тех же единицах. Если показатели в разных единицах. То их нужно приводить к сопоставимому виду.
Если взаимосвязь линейная, тогда сопоставление проводится с помощью дифференциации.
При нелинейной зависимости между оценкой и показателем качества весь интервал показателя разбивается на подинтервалы, и они оцениваются.
Давая оценку определенному показателю обязательно надо учитывать основное положение экспериментальной психологии - закон Фехнера - Вебера, в соответствии с которым увеличение значений показателя качества на единицу или две может в 2 раза увеличить его оценочный критерий.
У формулы оценки показателя качества как среднее арифметическое есть существенный недостаток- при нулевом значении показателя качества формула может все равно использоваться. Для избегания этой ошибки используют формулу расчета комплексного показателя качества как среднегеометрическое. Gj= ПРijji
Виды оценочной деятельности:
Аудит. Систематический, независимый и документированный процесс получения объективных данных об исследуемом объекте. Бывает внутренний(проводится самой организацией для своих внутренних целей) и внешний(проводят или стороны заинтересованные в деятельности данной организации или внешние независимые организации), комплексный(если к аудиту привлекаются две и более системы менеджмента) и совместный(к аудиту привлекаются 2 и более организации). По видам деятельности: аудит качества, финансовый и т.д. Результат аудита- заключение.
Контроль. Процедура оценивания наблюдений и суждений, которые сопровождаются соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой.
Верификация. Проверка истинности или установление достоверности опытным путем что установленные к объекту требования будут выполнены.
Валидация. Подтверждение что требования уже выполнены.
Анализ. Деятельность предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности.
Испытание.
Оценка уровня качества
Подтверждение соответствия. Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Документальное удостоверение соответствия объекта требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров.
Регистрация. Присвоение порядкового номера объекту и внесение в реестр соответствующего уровня.
Аккредитация. Процедура подтверждения компетентности и независимости субъектов выполнять определенные задачи.
Лицензирование
Идентификация
Экспертиза. Исследовательская деятельность, которая осуществляется компетентным лицом или лицами для решения определенных задач, сформулированных в виде определенных вопросов. Вправе выбрать любой метод для скорейшего решения задачи.
Аттестация. Определения уровня квалификации и подготовленности для выполнения определенных функций.
- Методы оценки качества
- Роль качества как фактор конкурентоспособности экономических систем
- Диаграмма Исикавы и Парето
- Основные этапы исторического развития системы управления качества
- Концепция постоянного улучшения
- Европейские премии в области качества
- Особенности международных стандартов исо версии 9000:1994 и исо версии 9000:2000
- Модель системы менеджмента качества в организации, основанной на процессном подходе.
- 14 Постулатов Деминга
- Характеристика контрольных карт как инструментов статистических методов управления качеством продукции.
- Многомерность качества продукции и услуг
- Модель системы управления качеством Эттингера-Ситтига
- Статистические методы управления качеством продукции
- Назначение и структура стандартов гост р исо серии 9000 версии 2001 г
- Характеристика этапов эволюции управления качеством
- Принципы менеджмента качества
- Российские премии в области качества
- Основные этапы проведения сертификации систем качества.
- Характеристика отечественных систем управления качеством
- Принципы технического регулирования.
- 22. В чем сущность метода контрольных карт? Приведите пример использования.
- 23. Методология оценки уровня качества.
- 24. Классификация видов контроля качества.
- 25. Применение диаграмм Исикава и Парето.
- 26. Назначение и структура комплекса стандартов исо 9000:2000.
- 27. Назначение и структура международных стандартов iso серий 9000:2000
- 28. Классификация показателей качества.
- 29. Система tqm: цели, идеология и принципы.
- 30. Структура затрат на качество а. Фейгенбаума.
- 31. Исследования удовлетворенности потребителя. Дерево потребительского удовлетворения.
- 32. Содержание процессного подхода к управлению качеством.
- 33. Классификация затрат на обеспечение качества продукции.
- 34. Российский опыт управления качеством.
- 35. Экологическая сертификация (назначение и струкрута международных стандартов исо 14000)
- 36. Затраты изготовителя на качество.
- 37. Диаграмма Парето и abc анализ
- 38. Концепция современной системы tqm
- 39. Политика в области качества
- 40. Классификация затрат на обеспечение качества продукции
- 41, 43. Области технического регулирования. Фз «о техническом регулировании»
- 1 Область. Технические регламенты:
- 2 Область. Стандартизация.
- 42. Характеристика диаграмм Парето как инструмента статистических методов
- 44. Последовательность и характеристика основных этапов процессов построения смк.
- 45. Национальная премия в области качества м. Болдриджа.
- 46. Характеристика расслоения, графиков и диаграмм разброса как инструментов статистических методов управления качеством продукции.
- Цель метода
- Суть метода
- План действий
- Особенности метода
- 47. Основные принципы системы хассп.
- 48. Содержание процессного подхода к управлению качеством. (32)
- 49. Основные положения японской школы упр. Кач-вом
- 50. Интегрированная система менеджмента качества
- 51.Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку
- 52. Постулаты Деминга, значение для российской экономики
- 53, 54. Федер закон, принципы, области технического регулирования
- 55. Роль подходов Kaizen и Kairyo.
- 56. Модель системы управления качеством Джурана.
- 57. Многомерность качества продукции и услуг. (11)
- 58. Основные принципы системного подхода как предпосылка создания систем управления качеством.
- Характеристика методов фса как инструментов анализа затрат на обеспечение качества.
- 60. Премия Правительства рф в области качества.
- Система tqm: цели, идеология, основные положения концепции.
- 62. Природа и схемы формирования затрат на обеспечение качества продукции.
- 63. Модель системы управления качеством а. Фейгенбаума.
- Характеристика и особенности стандартов гост р исо 9001:2008 и гост р исо 9004:2001
- 65. Состав и краткая характеристика системы менеджмента качества.
- 66. Методология менеджмента качества.
- 67.Цели, задачи и принципы tqm.
- 68. Основные группы процессов системы менеджмента качества.
- 69. Управление качеством на протяжении всего жизненного цикла продукта (смк).
- 70. Последовательность и укрупненная характеристика основных этапов алгоритма оценки уровня качества продукции.
- 71. Причинно-следственная диаграмма обеспечения качества.
- 72. Роль и значение качества в экономическом механизме.
- 73. Характеристика методов фса как инструментов анализа затрат на обеспечение качества.
- 74. Трилогия качества д. Джурана.
- 75. Модель премии им. Э. Деминга.