3.4.Методы оценки уровня качества продукции
Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются по способам и источникам получения информации. Различают следующие методы:
1. Измерительный метод, основанный на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путём соответствующих пересчётов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, нормальному атмосферному давлению и тому подобное. С помощью измерительного метода определяются значения показателей: масса изделия, сила тока, длина предмета, скорость автомобиля и др.
2. Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путём подсчёта числа определённых событий, предметов или затрат, например, количества отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищённых авторскими свидетельствами или патентами и т.п.). Этим методом определяются показатели надёжности, стандартизации и унификации, патентно-правовые и др.
3. Расчётный метод, при котором значения показателей качества вычисляются по значениям параметров продукции, найденным другими методами. Для этого необходимо иметь теоретические или эмпирические зависимости показателей качества от параметров продукции. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя ещё не может быть объектом экспериментальных исследований.
4. Органолептический метод основан на анализе восприятий органов чувств (зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса) без применения технических измерительных или регистрационных средств. Органы чувств человека выдают информацию о соответствующих ощущениях. На основе имеющегося опыта производится анализ этих ощущений и находится значение показателя качества. Поэтому точность метода зависит от квалификации, опыта и способностей лиц, проводящих оценку. При органолептическом методе могут использоваться технические средства, повышающие разрешающие способности органов чувств (лупа, микроскоп, стетоскоп и т.п.)
Метод широко применятся для определения значений показателей качества продукции, использование которой связано с эмоциональными воздействиями на потребителя (напитки, кондитерские, парфюмерные, швейные изделия и т.д.). Обычно органолептический метод применяется совместно с экспертным. При органолептическом методе используют балльные оценки показателей качества.
При балльной оценке вначале необходимо установить перечень признаков, наиболее полно характеризующих качество продукции (например, для пищевых продуктов – вид, запах, цвет, вкус). Рекомендуется использовать четыре оценки качества и соответствующее им количество баллов (2 варианта распределения баллов):
Таблица - Оценка качества
При необходимости допускаются промежуточные оценки 4.5 и 3.5 – в первом варианте; 2.5 и 1.5 – во втором. Во втором варианте более резко выделяется удовлетворительная оценка: в первом варианте она отличается от хорошей на 25%, во втором – на 50%. Возможны и другие варианты распределения баллов. 5. Метод опросов, который может применяться в различных формах, получивших названия: социологический и экспертный. Социологический метод основан на сборе и анализе мнений фактических или возможных потребителей продукции. Могут применяться устные опросы, специальные анкеты – опросники, проводиться сбор мнений на конференциях, совещаниях, аукционах, выставках и т.д. Для применения метода необходимо разработать систему опроса и обработки результатов. Экспертный метод основан на учёте мнений группы специалистов – экспертов, в которую могут входить товароведы, дизайнеры, дегустаторы и т.п. Метод применяется в сочетании с органолептическим методом для принятия решений при оценке качества продукции, при определении коэффициентов весомости показателей качества и в других случаях. Для исключения необъективных оценок в состав экспертной комиссии не должны входить авторы изделия. Экспертов должно быть не менее 7 человек. Экспертная комиссия может принимать решения, либо проставляя оценки, либо проводя голосование. Решение принимается, если за него подано не менее 2/3 голосов членов экспертной комиссии. Чтобы уменьшить степень субъективности оценки, целесообразно провести несколько туров опроса экспертов с публичным обоснованием выставленных оценок. Считается, что достаточная точность получается за три тура.
Существуют различные формы проведения экспертных оценок. Одна из них получила название «метод Дельфы» по имени греческого города Дельфы, в котором в древности жил знаменитый оракул. В методе Дельфы принимаются специальные меры, чтобы исключить влияние на конечный результат экспертов, обладающих даром убеждать других. Для этого исключают различные контакты между экспертами и применяют итерационную процедуру, в которой мнение каждого эксперта подвергается критике со стороны всех остальных экспертов при сохранении анонимности мнений. Наиболее распространён вариант метода, при котором руководитель группы экспертов находит среднее или медианное значение оцениваемой величины Х в течение нескольких последовательных туров опроса. В первом туре собирают субъективные оценки величины Х каждым экспертом отдельно. Эти оценки располагают в ряд в порядке возрастания значений и находят квартили
оценок Х1……….Хn, данных экспертами.
Во втором туре каждому члену группы экспертов сообщают значения квартилей и просят его вновь обдумать свою оценку. Если новая оценка эксперта находится вне интервала
эксперт должен обосновать своё мнение. По результатам второго тура вычисляют новые значения
В третьем туре всем экспертам сообщают новые значения квартилей (обычно интервал уменьшается) и письменные обоснования значений, выходящих за границы интервала (при анонимности мнений). Каждого из давших письменный ответ просят учесть изменение данных и появившуюся аргументацию и при желании изменить прежнюю оценку. Если эта пересмотренная оценка выйдет за интервал
эксперта просят вновь аргументировать свою точку зрения и т.д. Такая процедура продолжается до тех пор, пока интервал
не станет, по мнению руководителя группы экспертов, достаточно узким. Медианное (или среднее) значение этого интервала принимается за согласованную оценку определяемого параметра.
- Автономная некоммерческая организация
- 1.2. Значение повышения качества 19
- Образовательные результаты:
- Распределение учебного времени для очного отделения, специальности 080507 «Менеджмент организации» Распределение учебного времени для очного отделения
- Распределение учебного времени для заочного отделения
- Учебно-тематический план по дисциплине «управление качеством»
- Программа дисциплины
- 1.2. Значение повышения качества
- 1.3. Качество как объект управления
- 1.4. Эволюция подходов к менеджменту качества
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции План
- 2.1. Государственная система стандартизации
- 2.2. Государственная система сертификации
- Тема 3. Методика оценки качества продукции План
- 3.1.Квалиметрия как наука о количественной оценке качества.
- 3.2.Цель оценки уровня качества продукции
- 3.3.Методы определения значений показателей качества продукции
- 3.4.Методы оценки уровня качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов План
- 4.1.Контроль качества продукции, его виды
- 4.2.Контрольные испытания готовой продукции
- 4.3.Основные инструменты контроля, анализа и управления качеством
- 4.4.Новые инструменты управления качеством
- 4.5. Новые инструменты контроля качества продукции.
- 4.6. Статистический приемочный контроль качества продукции.
- 4.7.Организация контроля качества продукции
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг План
- 5.1.Понятие сертификации продукции
- 5.2.Преимущества сертификации продукции
- 5.3.Этапы проведения сертификации системы качеств
- Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы План
- 6.1.Сущность стандартизации
- 6.2.История развития стандартизации
- 6.3.Стандарты, их виды и объекты стандартизации
- 6.4.Экономическая эффективность стандартизации
- 6.5.Технические условия
- Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации План
- 7.1. Система стандартизации в России
- 7.2. Виды стандартов и их характеристика
- 7.3.Порядок разработки стандартов рф и Государственный надзор за стандартами
- 7.4.Система стандартов технической подготовки производства
- 7.5 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ескк тэи)
- 7.6. Международная стандартизация
- 7.7. Региональные организации по стандартизации
- Тема 8. Понятие и характеристика метрологии План
- 8.1.Сущность метрологии как науки об измерениях.
- 8.2.Основы технических измерений
- 8.3.Основной постулат метрологии. Порядок проведения измерений
- Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений План
- 9.1.Базовые стандарты
- 9.2.Метрологическая служба
- 9.3.Калибровка средств измерений
- Тема 10. Система управления качеством продукции План
- 10.1. Особенности управления качеством продукции качества продукции
- 10.2. Факторы и условия, влияющие на обеспечение
- 10.3. Системы менеджмента качества
- 10.4. Международные стандарты на системы менеджмента качества
- Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции План
- 11.1.Основные подходы к учету затрат на качество
- 11.2. Концепция всеобщего блага для общества
- 11.3. Оценка затрат, связанных с качеством, по модели paf
- 11.4. Модель стоимости процесса
- 11.5. Представление и использование информации о затратах, связанных с качеством
- 11.6. Экономия затрат, связанных с качеством
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции План
- 12.1.Организация управления качеством продукции за рубежом
- 12.2.Кружки качества
- Практические занятия по дисциплине
- Тема 1. Сущность качества и управления им
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
- Тема 3. Методика оценки качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Сущность качества и управления им
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
- Тема 3. Методика оценки качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг
- Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы
- Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации
- Тема 8. Понятие и характеристика метрологии
- Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений
- Тема 10. Система управления качеством продукции
- Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции
- Вопросы к экзамену
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы