logo
УМК Управление качеством

10.3. Системы менеджмента качества

По мере обострения проблемы обеспечения качества продукции разрабатывались и совершенствовались методы ее решения, развитие которых привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения. Главным достижением в области повышения качества является комплексный, системный подход к управлению качеством и на его основе - создание систем управления качеством на разных уровнях управления. Сущность системного подхода заключается в последовательном и взаимосвязанном осуществлении комплекса технических, организационных, экономических, идеологических мероприятий, воздействующих на качество на всех стадиях жизненного цикла изделий.

Необходимость системного подхода к управлению качеством продукции вытекает из многообразия и взаимосвязанности внешних и внутренних факторов и условий, влияющих на качество, из непре-рывности его формирования и обеспечения на всем протяжении жизненного цикла, участия в этом процессе всех элементов сферы производства и эксплуатации или потребления. Комплексное управление качеством является современной формой менеджмента - системы управления предприятием в условиях рынка, ориентированной на достижение коммерческого успеха посредством производства продукции требуемого уровня качества.

Системно - комплексный подход к управлению качеством начал воплощаться в 50-х годах ХХ в. в создании и широком внедрении на предприятиях развитых стран систем управления качеством продукции (систем качества).

Первым крупным шагом в этом направлении в нашей стране было создание и внедрение в 1955 г. саратовской системы бездефектного изготовления продукции и сдачи её отделу технического контроля и заказчику с первого предъявления (система БИП). Все последующие годы системные методы управления качеством развивались и проходили практическую проверку на предприятиях Горького, Ярославля, Москвы, Ленинграда, Свердловска, Львова и других городов страны (системы: КАНАРСПИ - качество, надежность, ресурс с первых изделий; НОРМ - научная организация работ по увеличению моторесурса; НОПТУ - научная организация труда, производства и управления; СБТ - система бездефектного труда и др.).

Обобщение опыта и развитие системных методов управления ка-чеством привело к разработке в начале 70-х годов основных поло-жений комплексной системы управления качеством продукции ( КС УКП ). Эта система соединила все лучшее и прогрессивное в тот пе-риод, что было свойственно предшествующим системам.

В основе КС УКП лежали общие организационные принципы и единая методология организации работ по управлению качеством, которые не зависели от производственной специфики и были приемлемы для большинства предприятий. Организационно - методической основой КС УКП являлись стандарты предприятий, а по основным положениям, принципам разработки и функционирования КС УКП были разработаны ГОСТы .

В соответствии с ГОСТ 15467-79, под КС УКП понималась совокупность управляющих органов и объектов управления , взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством на уровне объединения или предприятия. В отличие от прежних отечественных систем, КС УКП охватывала все основные стадии и этапы жизненного цикла продукции и всех участников производственного процесса. Она органически входила в систему управления производством и являлась её функциональной подсистемой.

При несомненных достоинствах КС УКП имела существенные недостатки, основными из которых являлись отсутствие связи ка-чества выпускаемой продукции с экономическими результатами де-ятельности предприятия; ориентация преимущественно на контроль качества, а не на его профилактику; возложение забот о качестве, в основном, на специализированные службы, а не вовлечение в решение задач всех участников производственного процесса и др. Отсюда проистекала незаинтересованность предприятий и исполнителей в повышении качества продукции и, как следствие, формальный подход к внедрению систем и обеспечению их функционирования. Тем более, КС УКП не были приспособлены к эффективному функционированию в рыночных условиях, так как были ориентированы на обеспечение плановых показателей качества, а не на требования потребителей.

В других промышленно развитых странах (США, Германия, Англия, Япония и др.) также проводились работы по созданию систем качества, которые нашли отражение в соответствующих национальных стандартных. Опыт крупнейших фирм многих развитых стран по управлению качеством, характеризующийся большим разнообразием концепций и методов формирования систем качества, был обобщен в комплексе международных стандартов (МС) ИСО серии 9000. На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных практически во всех развитых странах мира, в том числе в России. Характеристика этих стандартов рассматривается в следующем параграфе.

В соответствии с МС ИСО 8402 под системой качества понимается совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Согласно методологии МС ИСО 9000, система качества должна быть ориентирована на конкретные рыночные потребности. Она служит инструментом реализации основных направлений, целей и задач, т.е. политики предприятия в области качества. Формирование политики в области качества является изначальным в деятельности по качеству. При этом ответственность за определение данной политики, а также за решения, касающиеся разработки, внедрения и функционирования системы качества, возлагается на руководство предприятия.

Система качества должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. должны удовлетворяться требования потребителя, предъявляемые к продукции или услуге;

  2. проблемы (дефекты) должны предупреждаться, а не выявляться после возникновения;

  3. если дефект или несоответствие требованиям допущены, система должна обеспечить их обнаружение;

  4. система должна гарантировать недопущение поступления в дальнейшее производство или потребителю обнаруженной дефектной или несоответствующей продукции;

  5. система должна обеспечивать постоянное и повсеместное совершенствование продукции, элементов производства и системы качества.

Система качества на предприятии должна охватывать все этапы жизненного цикла продукции. Типичными этапами жизненного цикла продукции, в соответствии с МС ИСО 9004, являются:

  1. Маркетинг и изучение рынка.

  2. Проектирование и разработка продукции.

  3. Планирование и разработка производственных процессов.

  4. Закупки.

  5. Производство или предоставление услуг.

  6. Проверки.

  7. Упаковка и хранение.

  8. Реализация и распределение.

  9. Монтаж и ввод в эксплуатацию.

  10. Техническая помощь и обслуживание.

  11. Послепродажная деятельность.

  12. Утилизация или переработка в конце полезного срока службы.

По характеру воздействия на этапы жизненного цикла в системе качества выделяются три направления: 1) обеспечение качества; 2) управление качеством; 3) улучшение качества.

Под обеспечением качества понимается совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Планируемые мероприятия тражаются в программах качества, которые должны быть взаимосвязаны с требованиями системы общего руководства качеством на предприятии.

Программа должна содержать:

К систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся работы или процедуры, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. Эти работы или процедуры оформляются в виде инструкций или стандартов предприятия.

Управление качеством включает методы и деятельность оперативного характера, корректирующие и предупредительные меры, необходимые для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции предъявляемым к ней требованиям.

Улучшение качества представляет собой постоянную деятельность, направленную на повышение технического уровня продукции, качества её изготовления и совершенствование элементов производства и системы качества.

В соответствии с этапами жизненного цикла продукции деятельность по обеспечению, управлению и улучшению качества включает следующие действия, составляющие содержание процесса функционирования системы качества:

Каждое из перечисленных действий распадается на множество процессов, процедур и операций. Следовательно, реальный процесс функционирования системы качества представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных процессов управления.

Система качества, охватывая все этапы петли качества-от маркетинга до утилизации продукции после использования,-функционирует наряду и во взаимодействии со всеми остальными видами деятельности, влияющими на качество. Поэтому система качества рассматривается как неотъемлемая часть системы управления предприятием в целом, интегрированная в производство. Однако сегодня это не просто одна из многих подсистем управления производством. Практика зарубежного менеджемента свидетельствует о целесообразности придания политике в области качества приоритетной роли среди прочих направлений и аспектов политики фирмы. Этим обусловливается и приоритетность системы качества на предприятии, как инструмента реализации данной политики.

Функционирование системы качества предполагает вовлечение всего персонала фирмы, включая рабочих. Реализация целей системы качества обеспечивается техническими, административными и человеческими факторами, влияющими на качество производимой продукции.

Система качества призвана обеспечить качество конкретной продукции, и поэтому на предприятии, выпускающем различные виды продукции, она может включать подсистемы качества по каждому их виду.

Одно из основополагающих требований МС ИСО к системам качества - необходимость их тщательного документирования. Документация системы качества должна включать:

Внедрение или совершенствование системы качества следует начинать с определения политики предприятия в области качества, которая должна отражать основные направления его деятельности, цели и задачи по качеству. Политику формулирует руководство предприятия.

Руководство по качеству является основополагающим документом системы качества и содержит её общее описание, основные положения и принципы построения и функционирования системы, описание её элементов, перечень процедур по обеспечению качества и их исполнителей.

Руководство по качеству служит различным целям. В контрактных ситуациях Руководство может использоваться в качестве демонстрационного документа для заказчиков. В процессе функционирования системы Руководство служит моделью, которая должна соблюдаться, а также справочником для работников предприятия.

Документация системы качества содержит также подробное описание функций, задач и процедур по обеспечению качества; методы и технологию их решения и выполнения; содержание и вид получаемой и выдаваемой информации; формы документов, содержащих эту информацию; конкретные подразделения или лица, выполняющие процедуры и использующие информацию.

Работы по дальнейшему развитию принципов и методов управления качеством привели к созданию концепции всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management). Всеобщее управление качеством трактуется как подход к руководству предприятием, нацеленным на качество, основанный на участии всех его членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и получения выгоды для членов предприятия и общества.

Концепция TQM базируется на том, что в современных условиях решение проблемы качества все больше определяется человеческим фактором, то есть отношением людей к делу и отношением руководителей к персоналу. Главная задача руководства - инициирование творческого потенциала работников в определённом направлении. При этом концепция TQM опирается на такие понятия, как фирменная (корпоративная) культура, стиль руководства, демократизация управления. Концепция ставит качество в центр всей производственной деятельности, предопределяющей удовлетворение требований потребителя и, как следствие, улучшение экономического и социального положения предприятия.

Основными принципами концепции TQM являются:

Придание политике в области качества приоритетной роли среди остальных направлений и аспектов политики фирмы. Качество - основа эффективного менеджмента.

Управление качеством продукции обеспечивается на всех этапах создания и использования продукции.

Вовлечение в деятельность по обеспечению и улучшению качества всего персонала фирмы вплоть до каждого рабочего, а также все фирмы-смежники. Девиз: "Качество - забота каждого".

Активизация "человеческого фактора" путём создания атмосферы удовлетворённости, заинтересованного участия, благополучия у всех работников фирмы и фирм-смежников.

Основное правило работы - постоянное удовлетворение требований потребителя за счёт совершенствования своей деятельности. Это относится и к организации внутрипроизводственных взаимоотношений, когда реализуется принцип: "исполнитель последующей технологической операции - твой потребитель".

Качество должно быть заложено в изделии, а не доказано контролем.

Самоконтроль качества результатов на каждом рабочем месте.

Непрерывное обучение и совершенствование всех работников в области качества.

Постоянный анализ и улучшение системы обеспечения качества.

TQM выходит далеко за рамки обеспечения качества продукции, она пронизывает саму суть менеджмента. Это дало основание американским ученым назвать подход TQM "менеджментом четвертого поколения". Важно отметить, что концепция стандартов ИСО серии 9000 не является альтернативой концепции TQM. Более того, по выражению А.Фейгенбаума-основоположника комплексного управления качеством, "эти два вида движения как бы являются партнерами в достижении единой цели, но на разных стадиях движения предприятия к качеству. При этом основой являются стандарты ИСО, а эволюционным развитием - TQM".