Тестовые задания
Дидактическая единица 1: Качество продукции как экономическая категория
Тема 1. Сущность качества и управления им
Вопрос 1
Совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством – это…
-система качества
-уровень качества
-относительное качество
-сертификация качества
Вопрос 2
Согласно ИСО 9000:2000 совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности – это…
-соответствие
-качество
-пригодность
-стандарт
Вопрос 3
В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией Всеохватывающего, тотального менеджмента качества или…
-ISO
-TQM
-ГОСТ
-MBQ
Вопрос 4
Группа рабочих одного производственного участка: число участников обычно от 4 до 8 человек, собираемая, как правило, 1 -2 раза в неделю в рабочее время (а часто и в нерабочее) на 1-1,5 часа с целью выявления причин появления брака, возникшая в Японии в 1962 г. промышленных предприятиях – это…
-Совет по качеству
-Клуб качества
-Инспекция качества
-Кружок качества
Вопрос 5
Процесс постепенной относительной потери качества продукции при сравнении с конкурирующей продукцией, при сохранении абсолютного значения показателей ее качества называется…
-физический износ
-моральный износ
-брак
-дефект
Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
Вопрос 1
Правовые основы сертификации в РФ установлены Законом:
-"О защите прав потребителей"
-"О защите персональных данных"
-"О сертификации продукции и услуг"
-"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Вопрос 2
Международные (региональные) стандарты:
-обязательны для применения
-по согласованию сторон
-рекомендательны для применения
-рекомендательны, за исключением стандартов пищевой промышленности
Вопрос 3
Технический регламент принимается:
-национальной организацией по стандартам
-органом по сертификации
-правительственным органом
-международной организацией
Вопрос 4
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии – это…
-Госстандарт
-Государственная метрологическая служба
-Министерство промышленности и торговли РФ
-Росстандарт
Вопрос 5
Обязательная сертификация в России введена на основании Закона:
-"О стандартизации"
-"О защите персональных данных"
-"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
-"О сертификации продукции и услуг"
Тема 3. Методика оценки качества продукции
Вопрос 1
Наука (научная область), занимающаяся количественной оценкой качества продукции (то есть измерением качества), называется…
-квалиметрия
-метрология
-ГОСТ
-управление качеством
Вопрос 2
Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции. Петля качества состоит из ……… этапов.
-8
-15
-12
-14
Вопрос 3
Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая вневременная пространственная модель ………………………………, определившая основные стадии непрерывно постоянно улучшающихся и развивающихся работ по управлению качеством и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.
-Петля качества
-Спираль качества
-Звезда качества
-Пирамида качества
Вопрос 4
Стандарт серии ИСО 9000, наименование которого «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»
-ИСО 9001
-ИСО 9002
-ИСО 9004
-ИСО 14000
Вопрос 5
К каким методам относятся методы оценки качества продукции?
-стимулирования
-мотивации
-самоконтроля
-статистическим
Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
Вопрос 1
Какой метод оценки качества продукции применяется, когда требуется установить уровень взаимозависимости между факторами?
-контрольная карта
-временные ряды
-диаграмма Парето
-диаграмма разброса
Вопрос 2
Какой метод оценки и контроля качества принято использовать для выявления причинно-следственных связей и построения модели «причина — результат»?
-диаграмма Парето
-диаграмма Исикавы
-мозговой штурм
-древовидная диаграмма
Вопрос 3
Диаграмма Гантта является разновидностью……………
-древовидной диаграммой
-матричной диаграммой
-стрелочной диаграммой
-поточной диаграммой процесса
Вопрос 4
Новый нструмент оценки и контроля качества, позволяющий выявить логические связи между основной идеей, проблемой и различными данными, имеющий ряд схожих черт по логике построения с диаграммой Исикавы – это…….
-древовидная диаграмма
-матричная диаграмма
-диаграмма связей
-матрица приоритетов
Вопрос 5
Используя дешифратор, применяемый при построении Контрольных карт определите число, представленное на картинке:
-52
-27
-22
-61
Вопрос 6
Система непрерывной оценки разных сторон деятельности компании, ее подразделений, руководителей, сотрудников, охватывающая учет, анализ, контроль, менеджмент как интегральную функцию.
-контроллинг
-управление качеством
-управленческий анализ
-управленческий учет
Дидактическая единица 2: Стандартизация и сертификация продукции
Тема 5. Сертификации продукции и услуг
Вопрос 1
Сертификация продукции проводится по схеме 7 "Испытание партии". Что при этом подлежит испытаниям…………
-Каждое изделие
-Выборка из товарной партии
-Система качества или производство
-Типовой образец
Вопрос 2
Какая схема сертификации является наиболее полной и совершенной, позволяет производить испытания выборок в торговле, производстве, а так же системы менеджмента качества?
-Схема 1
-Схема 3
-Схема 5
-Схема 6
Вопрос 3
При проведении сертификации за проведение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия ответственным является……………………..
-испытательная лаборатория
-орган по сертификации
-комиссия по качеству
-предприятие - заявитель
Вопрос 4
Обязательной сертификации подлежит ……………………………
-оценочные работы
-виноград свежий столовый
-прополис
-одежда и головные уборы из кожи для детей
Вопрос 5
Изготовитель использует знак соответствия при наличии:
-сертификата и лицензии на применение знака
-сертификата
-указания руководителя предприятия
-разрешения органа сертификации
Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы
Вопрос 1
Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг – это………………………..
-сертификация
-стандартизация
-метрология
-управление качеством
Вопрос 2
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к…….
-методам и способам выполнения различного рода работ
-единому порядку проведения приемки продукции по количеству и качеству
-к нормам и правилам, обеспечивающим техническое единство
-группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге)
Вопрос 3
Сущность какого принципа современной стандартизации означает создание рационального многообразия стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект?
-системность
-повторяемость
-вариантность
-взаимозаменяемость
Вопрос 4
ТУ должны содержать следующий раздел:
-правила контроля
-эффективность контроля
-инструменты контроля
-методы контроля
Вопрос 5
Разработчиком ТУ может выступать…………………
-физическое лицо - разработчик
-правительственный орган
-предприятие – разработчик
-испытательная лаборатория
Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации
Вопрос 1
ЕСКД – единая система конструкторской документации является видом…………..
-отраслевого стандарта
-технических условий
-межотраслевых стандартов РФ
-стандартов предприятий и объединений предприятий
Вопрос 2
Обязательными к исполнению являются ………………………
-технические условия
-межотраслевые стандарты РФ
-стандарты предприятий и объединений предприятий
-технические регламенты
Вопрос 3
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) относится к…………..
-ОСТ
-ОКТЭИ
-ГОСТ Р
-СТП
Вопрос 4
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов осуществляется в России на основании закона РФ…………………
-"О стандартизации"
-"О лицензировании отдельных видов деятельности"
-"О техническом регулировании"
-"О сертификации продукции и услуг"
Дидактическая единица 3: Основы метрологии
Тема 8. Понятие и характеристика метрологии
Вопрос 1
Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности – это…………….
-квалиметрия
-метрология
-метеорология
-гносеология
Вопрос 2
В какой из нижеперечисленных организаций хранятся международные эталоны основных единиц и выполняются международные метрологические работы, связанные с разработкой и хранением международных эталонов и сличением национальных эталонов с международными и между собой?
-Комитет по оценке соответствия продукции стандартам (КАСКО)
-Комитет по вопросам потребления
-Международной электротехнической комиссии (Швейцария)
-Международное бюро мер и весов (Франция)
Вопрос 3
Основной постулат метрологии:
-Измерение - является постоянным, но случайным числом
-Истинное значение определенной величины существует и оно измеримо
-Истинное значение измеряемой величины постоянно меняется
-Измерение – является числом, носящим параболический характер
Вопрос 4
Какой вид проверки проводится для средств измерений утвержденных типов при выпуске их из производства, после ремонта, при ввозе из-за границы?
-вторичная проверка
-периодическая проверка
-первичная проверка
-внеочередная проверка
Вопрос 5
Кто осуществил первую ступень гармонизации российской метрологии с европейской путем согласования русских мер длины с английскими:
-Д.И. Менделеев
-Петр I
-П.А. Флоренский
-Екатерина II
Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений
Вопрос 1
CENELEC – это организация, действующая в сфере координации систем обеспечения единства измерений. Полное ее наименование …………………..
-Ассоциации электронной промышленности
-Международная организация стандартизации
-Международная электротехническая комиссия
-Европейский комитет стандартизации электротехники
Вопрос 2
Членом какой международной организации, регулирующей вопросы обеспечения качества на международном уровне, НЕ является Россия?
-ISO
-CENELEC
-МЭК (IEC)
-IEEE
Вопрос 3
Результаты калибровки средств измерений удостоверяются………………….
-калибровочным знаком или сертификатом о калибровке, записью в эксплуатационных документах
-сертификатом соответствия и лицензией на использование калибровочного знака
-сертификатом качества, лицензией на использование калибровочного знака и записью в эксплуатационных документах
-свидетельством о прохождении аккредитации, записью в эксплуатационных документах
Вопрос 4
Поверку в отличие от калибровки могут проводить………………..
-любая аккредитованная организация
-правительственный орган
-орган государственной метрологической службы
-любая аккредитованная и неаккредитованная организация
Вопрос 5
В основе метода поверки …………………… лежит проведение одновременных измерений одной и той же физической величины поверяемым (калибруемым) и эталонным приборами.
-прямые измерения величины
-косвенные измерения величины
-сличение с помощью компаратора
-сличение с эталоном
Дидактическая единица 4: Механизм управления качеством продукции
Тема 10. Система управления качеством продукции
Вопрос 1
Аббревиатура БИП расшифровывается как……………..
-Белгородское испытательное предприятие
-Бездефектное изготовление продукции
-Белорусская ассоциация исследования поверок
-Бизнес, индивидуальность, предприятие
Вопрос 2
Должна ли изменяться организационная структура при внедрении системы менеджмента качества в деятельность предприятия?
-да, всегда
-да, если того требуют положения стандарта
-только по согласованию руководителя организации с органом по сертификации
-нет, не должна
Вопрос 3
Какой стандарт применяется, если изготовитель решает самостоятельно разработать и внедрить систему управления качеством?
-МС ИСО 9001
-МС ИСО 9002
-МС ИСО 9003
-МС ИСО
Вопрос 4
В каком международном стандарте описан жизненный цикл продукции, «петля качества»?
-МС ИСО 9001
-МС ИСО 9002
-МС ИСО 9004
-МС ИСО 10011
Вопрос 5
Система управления качеством производимой продукции в какой-либо организации – это…………………
-система менеджмента качества (СМК)
-система сертификации и стандартизации (ССС)
-система управления предприятием (СУП)
-система надежности и полезности (СНиП)
Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции
Вопрос 1
Каковы основные элементы стоимости процесса?
-персонал, оборудование и энергия, материалы, окружающая среда
-персонал, оборудование, амортизация, калькуляция
-заработная плата, амортизация и износ
-сырье и материалы, амортизация, транспорт
Вопрос 2
Какие затраты обусловлены неэффективным выполнением процесса, например из-за перерасхода ресурсов или излишних расходов на рабочую силу, материалы, оборудование, энергию и т. п., что обусловлено неправильными входами, допущенными ошибками, отвергнутыми выходами и другими потерями?
-конформные
-общепроизводственные
-неконформные
-прочие
Вопрос 3
Вопросами составления плана (проекта) затрат и отчета по внедрению (усовершенствованию) СМК занимается……………………….
-контроллинг
-управление качеством
-учет
-бюджетирование
Вопрос 4
Классификация затрат на качество по модели PAF включает в себя затраты на…………………..
-проведение обязательной сертификации
-достижение соответствия по качеству
-достижение долгосрочных целей
-управление персоналом
Вопрос 5
Какая модель применима для формирования затрат на обеспечение качества процессов СМК (расшифровывается как предупреждение, оценка, отказ) предполагает затраты, связанные с обеспечением качества, разбиваются на две основные категории: затраты, связанные с несоответствием по качеству (безвозвратные), и затраты, связанные с достижением соответствия (профилактические) по качеству?
-модель PAF
-модель «Бюджет качества»
-модель ISO
-модель «Финансирование процессов»
Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции
Вопрос 1
Успехи какой страны базировались в области качества на системе пожизненного найма, системе оплаты труда на основе выслуги лет и должностной иерархии, системе поставок сырья и полуфабрикатов “с колес” и “точно в срок” (система “канбан”), непрерывном внутренним профессиональным обучением и т.д.
-Германия
-Великобритания
-Китай
-Япония
Вопрос 2
В какой стране в 1962 году появились первые кружки качества?
-Россия
-Германия
-Япония
-США
Вопрос 3
Система TQC на уровне управления качеством предприятия была создана в………………
-Японии
-США
-Великобритании
-Франции
Вопрос 4
Членами ЕОК являются национальные организации по стандартизации и качеству. От России представлена организацией………………………
-Орган по сертификации и стандартизации РФ
-Правительство РФ
-Росстандарт РФ
-Испытательная лаборатория
Вопрос 5
Премия этого заслуженного ученого-практика, интересовавшегося вопросами организации системы управления качеством, может присуждаться как отдельным специалистам за теоретическую разработку статистических методов контроля, так и фирмам за их практическое применение. Премия была учреждена в Японии в 1951 году. Премия учреждена в честь…………………….
-Каору Исикава
-Эдвардса Деминга
-Вильфредо Парето
-Уолтера Эндрю Шухарта
ГЛОССАРИЙ
А
Аккредитация (лаборатории) – официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.
Аккредитованная лаборатория – испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию.
Д
Декларация о соответствии – декларация поставщика о том. что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
З
Заявитель (в области сертификации) – лицо, которое обращается с заявкой на получение сертификата о компетентности органа по сертификации.
Знак соответствия (для сертификации) – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
И
Испытание – техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.
Испытательная лаборатория – лаборатория, которая проводит испытания.
К
Качество – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Квалиметрия – наука о способах измерения и кватификации показателей качества.
Контролирующий орган (для сертификации) – орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации инспектирующую деятельность.
Л
Лицензия (для сертификации) (сертификационная лицензия) – документ изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации.
М
Метод испытания – установленные технические правила проведения испытаний.
Н
Надежность – собирательный термин используемый для описания характеристики готовности и влияющих на нее факторов: безотказности ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта.
Надзор за качеством – непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ протоколов с целью установленные того, что установленные требования выполняются.
Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, руководящие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов.
1. Термин "нормативный документ" является общим термином для таких документов, как стандарты, технические условия, своды правил и регламенты.
2. Под документом следует понимать любой носитель информации, записанной в нем или на его поверхности.
Термины, обозначающие различные виды нормативных документов, определяются в дальнейшем исходя из того, что документ и его содержание рассматриваются как единое целое.
О
Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематических осуществляемых процессов, процедур, операций и отдельных мероприятий необходимых для создания в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству.
Орган по аккредитации (лабораторий) – орган, который управляет системой аккредитации лабораторий и проводит аккредитацию.
Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия.
П
Петля качества (спираль качества) – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Поставщик – сторона, несущая ответственность за продукцию, процесс или услугу, и способная продемонстрировать спои возможности по обеспечению качества. Это определении применимо к изготовителям, оптовикам, импортерам, монтажным организациям, службам сервиса и т. д.
Потребитель – получатель продукции "предоставляемой" поставщиком.
Проверка (лаборатории) на качество проведения испытаний – установление способности данной лаборатории проводить испытания посредством межлабораторных сравнительных испытаний.
Программа качества – документа, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции.
Протокол испытании – документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям.
С
Сертификат соответствия – документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции определенным стандартам и техническим условиям и выдача документов, подтверждающих это соответствие.
Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Система аккредитации (лабораторий) – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации лабораторий.
Система качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.
Система обеспечения качества (СОК) поддерживает требуемый уровень качества при оптимальных затратах, эффективно используя технические человеческие и материальные ресурсы предприятия, создавая уверенность потребителя в получении продукции требуемого качества.
Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения Сертификации соответствия.
Стандарт – документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, руководящие принципы и характеристики различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
У
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
- Автономная некоммерческая организация
- 1.2. Значение повышения качества 19
- Образовательные результаты:
- Распределение учебного времени для очного отделения, специальности 080507 «Менеджмент организации» Распределение учебного времени для очного отделения
- Распределение учебного времени для заочного отделения
- Учебно-тематический план по дисциплине «управление качеством»
- Программа дисциплины
- 1.2. Значение повышения качества
- 1.3. Качество как объект управления
- 1.4. Эволюция подходов к менеджменту качества
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции План
- 2.1. Государственная система стандартизации
- 2.2. Государственная система сертификации
- Тема 3. Методика оценки качества продукции План
- 3.1.Квалиметрия как наука о количественной оценке качества.
- 3.2.Цель оценки уровня качества продукции
- 3.3.Методы определения значений показателей качества продукции
- 3.4.Методы оценки уровня качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов План
- 4.1.Контроль качества продукции, его виды
- 4.2.Контрольные испытания готовой продукции
- 4.3.Основные инструменты контроля, анализа и управления качеством
- 4.4.Новые инструменты управления качеством
- 4.5. Новые инструменты контроля качества продукции.
- 4.6. Статистический приемочный контроль качества продукции.
- 4.7.Организация контроля качества продукции
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг План
- 5.1.Понятие сертификации продукции
- 5.2.Преимущества сертификации продукции
- 5.3.Этапы проведения сертификации системы качеств
- Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы План
- 6.1.Сущность стандартизации
- 6.2.История развития стандартизации
- 6.3.Стандарты, их виды и объекты стандартизации
- 6.4.Экономическая эффективность стандартизации
- 6.5.Технические условия
- Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации План
- 7.1. Система стандартизации в России
- 7.2. Виды стандартов и их характеристика
- 7.3.Порядок разработки стандартов рф и Государственный надзор за стандартами
- 7.4.Система стандартов технической подготовки производства
- 7.5 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ескк тэи)
- 7.6. Международная стандартизация
- 7.7. Региональные организации по стандартизации
- Тема 8. Понятие и характеристика метрологии План
- 8.1.Сущность метрологии как науки об измерениях.
- 8.2.Основы технических измерений
- 8.3.Основной постулат метрологии. Порядок проведения измерений
- Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений План
- 9.1.Базовые стандарты
- 9.2.Метрологическая служба
- 9.3.Калибровка средств измерений
- Тема 10. Система управления качеством продукции План
- 10.1. Особенности управления качеством продукции качества продукции
- 10.2. Факторы и условия, влияющие на обеспечение
- 10.3. Системы менеджмента качества
- 10.4. Международные стандарты на системы менеджмента качества
- Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции План
- 11.1.Основные подходы к учету затрат на качество
- 11.2. Концепция всеобщего блага для общества
- 11.3. Оценка затрат, связанных с качеством, по модели paf
- 11.4. Модель стоимости процесса
- 11.5. Представление и использование информации о затратах, связанных с качеством
- 11.6. Экономия затрат, связанных с качеством
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции План
- 12.1.Организация управления качеством продукции за рубежом
- 12.2.Кружки качества
- Практические занятия по дисциплине
- Тема 1. Сущность качества и управления им
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
- Тема 3. Методика оценки качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Сущность качества и управления им
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
- Тема 3. Методика оценки качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг
- Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы
- Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации
- Тема 8. Понятие и характеристика метрологии
- Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений
- Тема 10. Система управления качеством продукции
- Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции
- Вопросы к экзамену
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы