7.7. Региональные организации по стандартизации
К региональным организациям по стандартизации относят:
- Общеевропейские организации по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК, ЕТСИ).
- Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА).
- Международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
- Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ).
- Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ).
- Европейский комитет по стандартизации (СЕН)
- Европейский комитет по стандартизации (до 1970 г. - Ев-ропейский комитет по координации стандартов) существует с 1961 г. Членами СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Германии, Испании, Ислан-дии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португа-лии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции, Швейцарии. Это закрытая организация, куда до 1992 г. входили только члены ЕС и ЕАСТ (кроме Лихтейнштейна, не имеющего националь-ной организации по стандартизации). По решению Генераль-ной ассамблеи СЕН создана новая категория членства - ассо-циативныый член. Ассоциативным членом может быть любая общественная, научная, экономическая или другая организация страны-члена СЕН, чей статус определяется национальным или европейским законодательством. Ассоциативные члены обязаны способствовать достижению целей СЕН, содействовать процессу стандартизации, принимать участие в обсуждениях проектов стандартов (до принятия решения), но они не имеют права голоса.
Процесс стандартизации на европейском уровне для СЕН включает планирование, разработку и принятие стандарта на основе консенсуса всех заинтересованных сторон.
При планировании работ по стандартизации учитываются предложения, поступающие от национальных организаций; ев-ропейских организаций (чаще всего по линии ЕАСТ); ассоциа-тивных органов (АО); европейских торговых ассоциаций.
Подготовка проекта стандарта возложена на соответствую-щий технический комитет, который утверждает первоначаль-ный проект (на трех официальных языках), а после регистра-ции его в Центральном секретариате документ становится официальным проектом европейского стандарта.
В ряде случаев подготовка проекта стандарта проводится в рамках ИСО, причем руководителем проекта назначается представитель европейской страны-члена ЕС.
Основная цель СЕН - содействие развитию торговли това-рами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN), на которые могли бы ссылаться в своих дирек-тивах ЕС, ЕАСТ и другие межправительственные организации; путем обеспечения единообразного применения в странах-членах международных стандартов ИСО и МЭК; сотрудничест-ва со всеми организациями региона, занимающимися стандар-тизацией; предоставления услуг по сертификации на соответст-вие европейским стандартам (евронормам).
СЕН разрабатывает европейские стандарты в таких областях, как оборудование для авиации, водонагревательные газо-вые приборы, газовые баллоны, комплектующие детали для подъемных механизмов, газовые плиты, сварка и резка, трубо-проводы и трубы, насосные станции и др.
Один из принципов работы СЕН - обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разра- ботки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО. Выбор приоритетного направления должен быть обоснован экономической необходимостью, диктуемой степенью влияния будущего стандарта на развитие взаимовыгодных связей, невозможностью применения международного или другого стандарта для данной цели, предложением стран-участниц СЕН или рекомендациями органов ЕС и ЕАСТ.
Высший орган СЕН - Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы стран-членов, ЕС и ЕАСТ, а также ассоциированные организации.
Генеральная ассамблея избирает Административный совет, выполняющий следующие функции:
- установление правил и способов применения национальных стандартов стран-участниц и международных стандартов при разработке европейских стандартов;
- определение возможности прямого использования национального или международного нормативного документа в качестве европейского стандарта и контроль за его соблюдением;
- координация работ по национальной стандартизации в рамках региона.
Политика в области стандартизации определяется коллегией директоров - представителей национальных организаций и утверждается Генеральной ассамблеей.
Техническая работа по стандартизации выполняется техническими комитетами, деятельность которых координируется Техническим бюро.
Технические комитеты работают по следующим направлениям: строительство и гражданское строительство,
машиностроение,
здравоохранение,
здравоохранение и безопасность на рабочих местах,
теплоснабжение, охлаждение и вентиляция,
транспорт и упаковка,
информационная технология.
Задача комитетов по обеспечению программ (программных комитетов) - ускорение разработки евростандартов путем ана-лиза уже имеющихся международных или прогрессивных на-циональных стандартов и сбора такой информации, которую быстро и эффективно можно использовать в СЕН.
Программные комитеты составляют программу стандарти-зации, принимают стандарты ИСО и МЭК в качестве европей-ских стандартов или документов для гармонизации; разрабаты-вают европейские стандарты либо ожидают получения результатов в ИСО и МЭК. С этими организациями поддерживается постоянная связь, и принимая евростандарт, комитет сообщает о результатах своей работы в ИСО или МЭК.
Технические комитеты также опираются в работе на между-народные стандарты, поддерживают контакты с региональными организациями, учитывают результаты деятельности других технических комитетов, которые занимаются смежными проблемами. После того как задача, поставленная перед комитетом, выполнена, он может быть либо расформирован Техническим бюро, либо сохраняет формальную ответственность за пересмотр стандарта.
Процедура принятия стандарта включает одобрение проекта рабочей группой технического комитета, рассылку проекта тех-ническим бюро всем странам-членам СЕН в лице национальных организаций по стандартизации для голосования в установленный срок. Евронорма (европейский стандарт) считается принятой, если против проекта подано не более 20% голосов. Принятый стандарт вводится в национальную систему стандартизации всех стран-членов, в том числе и голосовавших против. Далее Административный совет рассматривает степень важности этого стандарта для стран-членов ЕС. В случае положительного решения на него делается ссылка в соответствующей директиве ЕС и стандарт приобретает статус обязательного для выполнения в странах-членах ЕС.
Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ)
Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляются в соответствии с "Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации", которое является межправительственным и действует с 1992 г. Создан Межгосударственный совет стран-участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты.
В 1995 г. Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации в странах СНГ.
Работа по стандартизации ведется в соответствии с программами, которые МГС составляет на основе обобщения предложений, поступающих от национальных органов по стандартизации. За период до конца 1996 г. принято новых и пересмотрено более 2000 межгосударственных стандартов. Организационные вопросы решаются в соответствии с ГОСТ 1.0-92 "Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения", который принят в качестве межгосударственного. В дополнение к нему приняты "Правила по межгосударственной стандартизации", "Порядок регистрации и подготовки к изданию межгосударственных нормативных документов по стандартизации" и другие основополагающие нормативные документы.
В области сертификации принят Перечень межгосударственных нормативных документов, устанавливающих единые порядки сертификации приоритетных групп продукции и услуг, который содержит 21 документ по сертификации: пищевыхпродуктов, продовольственного сырья, игрушек, столовых приборов, табака, чая, средств связи и др. В перечень включены и документы по услугам, таким, как туризм, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, гостиничный сервис и пр. Разработка половины документов поручена России.
В рамках СНГ действует "Соглашение о взаимном признании результатов сертификации". Но в этой области существует проблема из-за расхождения в правилах достаточно многочисленных ведомственных систем сертификации. Актуализация проблемы связана еще и с тем, что в России намечено заменить хождение сертификатов соответствия маркировкой товаров знаком соответствия.
В 1988 г. был подписан важный документ, касающийся такой актуальной области, как аккредитация. Протокол о многостороннем сотрудничестве в области аккредитации подписали все государства СНГ, кроме Украины.
Появились признаки признания международным сообществом Межгосударственного совета региональной организацией по стандартизации: подписаны соглашения МЭК и СЕН о сотрудничестве. Проект соглашения о сотрудничестве направлен в ИСО.
Наиболее сложной проблемой в работе МГС считается разработка региональной системы подтверждения соответствия. На сегодняшний день каждая страна действует по правилам национальных систем сертификации со своими знаками соответствия . Переход на единые правила и единый знак соответствия оказался болезненным и, как ожидается, будет долгим, хотя все полномочные представители стран заявили о необходимости этого. Особое мнение высказывает Украина, считая создание региональной системы нецелесообразным.
В МГС рассмотрен вопрос об условиях прямого применения европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ.
При этом должны соблюдаться следующие правила:
- на форзаце должно быть указание о том, какому европейскому стандарту соответствует стандарт СНГ,
- в выходных данных необходимо указать, что воспроизведение документа любыми средствами возможно только с согласия СЕН,
- все национальные стандарты стран СНГ, противоречащие евронормам, должны быть изъять; из обращения,
- все копии стандартов, являющихся прямым применением евронорм, необходимо в обязательном порядке направлять в СЕН.
В рамках соглашения МГС с СЕН евронормы для прямого применения предоставляются Межгосударственному совету безвозмездно. Заметным продвижением в практике сотрудничества и конкретизации его направлений можно считать создание четырех научно-технических комиссий - по стандартизации, сертификации, метрологии и аккредитации.
В области метрологии реализуются программы совместных работ в нескольких направлениях: передача размеров единиц физических величин; разработка и пересмотр основополагающих межгосударственных нормативных документов по метрологии; создание и применение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; методы неразрушающего кон-троля.
Среди первоочередных перспективных задач МГС можно отметить: развитие сотрудничества с ИСО, МЭК, СЕН и другими международными и региональными организациями по стандартизации, сертификации и метрологии; создание в рамках МГС Евро-Азиатской региональной организации по аккредитации испытательных лабораторий; решение проблем унификации учебных дисциплин, преподаваемых будущим специалистам по стандартизации, метрологии, сертификации с учетом их деятельности в "едином пространстве" по этим видам работ.
На повестке стоит также вопрос о возможности участия в работе МГС национальных организаций по стандартизации стран, не являющихся членами СНГ. Интерес к этой области проявляют, в частности, бывшие участники СЭВ.
- Автономная некоммерческая организация
- 1.2. Значение повышения качества 19
- Образовательные результаты:
- Распределение учебного времени для очного отделения, специальности 080507 «Менеджмент организации» Распределение учебного времени для очного отделения
- Распределение учебного времени для заочного отделения
- Учебно-тематический план по дисциплине «управление качеством»
- Программа дисциплины
- 1.2. Значение повышения качества
- 1.3. Качество как объект управления
- 1.4. Эволюция подходов к менеджменту качества
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции План
- 2.1. Государственная система стандартизации
- 2.2. Государственная система сертификации
- Тема 3. Методика оценки качества продукции План
- 3.1.Квалиметрия как наука о количественной оценке качества.
- 3.2.Цель оценки уровня качества продукции
- 3.3.Методы определения значений показателей качества продукции
- 3.4.Методы оценки уровня качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов План
- 4.1.Контроль качества продукции, его виды
- 4.2.Контрольные испытания готовой продукции
- 4.3.Основные инструменты контроля, анализа и управления качеством
- 4.4.Новые инструменты управления качеством
- 4.5. Новые инструменты контроля качества продукции.
- 4.6. Статистический приемочный контроль качества продукции.
- 4.7.Организация контроля качества продукции
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг План
- 5.1.Понятие сертификации продукции
- 5.2.Преимущества сертификации продукции
- 5.3.Этапы проведения сертификации системы качеств
- Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы План
- 6.1.Сущность стандартизации
- 6.2.История развития стандартизации
- 6.3.Стандарты, их виды и объекты стандартизации
- 6.4.Экономическая эффективность стандартизации
- 6.5.Технические условия
- Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации План
- 7.1. Система стандартизации в России
- 7.2. Виды стандартов и их характеристика
- 7.3.Порядок разработки стандартов рф и Государственный надзор за стандартами
- 7.4.Система стандартов технической подготовки производства
- 7.5 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ескк тэи)
- 7.6. Международная стандартизация
- 7.7. Региональные организации по стандартизации
- Тема 8. Понятие и характеристика метрологии План
- 8.1.Сущность метрологии как науки об измерениях.
- 8.2.Основы технических измерений
- 8.3.Основной постулат метрологии. Порядок проведения измерений
- Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений План
- 9.1.Базовые стандарты
- 9.2.Метрологическая служба
- 9.3.Калибровка средств измерений
- Тема 10. Система управления качеством продукции План
- 10.1. Особенности управления качеством продукции качества продукции
- 10.2. Факторы и условия, влияющие на обеспечение
- 10.3. Системы менеджмента качества
- 10.4. Международные стандарты на системы менеджмента качества
- Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции План
- 11.1.Основные подходы к учету затрат на качество
- 11.2. Концепция всеобщего блага для общества
- 11.3. Оценка затрат, связанных с качеством, по модели paf
- 11.4. Модель стоимости процесса
- 11.5. Представление и использование информации о затратах, связанных с качеством
- 11.6. Экономия затрат, связанных с качеством
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции План
- 12.1.Организация управления качеством продукции за рубежом
- 12.2.Кружки качества
- Практические занятия по дисциплине
- Тема 1. Сущность качества и управления им
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
- Тема 3. Методика оценки качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Сущность качества и управления им
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
- Тема 3. Методика оценки качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг
- Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы
- Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации
- Тема 8. Понятие и характеристика метрологии
- Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений
- Тема 10. Система управления качеством продукции
- Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции
- Вопросы к экзамену
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы