logo search
foresight manual

Введение

Данное руководство, вместо того, чтобы детально описывать отдельные вопросы и проблемы, предлагает набор методов и подходов по тематике форсайта. Это связанно с тем, что в нашем понимании форсайт – это инструмент политического анализа, поэтому важно понять, что форсайт сочетает в себе широкий спектр методов и подходов. В этой книге освещаются основные вопросы, которые возникают при попытке применить форсайт как метод анализа к проблемам общества знаний (knowledge society). Некоторые из них имеют концептуальный характер (т.е. объяснение понятий общество знаний, форсайт), другие сосредотачиваются на принципах и целях этого обобщающего метода (т.е. почему важно использовать форсайт как инструмент анализа); остальные вопросы больше имеют практический и методологический характер.

Проблема заключается в том, что очень часто форсайт понимают как исследование будущего или как прогнозирование. На самом деле любой форсайт совмещает в себе намного большее количество подходов, используемых при планировании, обменом профессиональной информацией, налаживанием связей и при управлении групповыми процессами. Форсайт проводят, чтобы повлиять на будущее, сформировать его, а не для того, чтобы его предсказывать. И в этом случае прогнозы – это только одна из составляющих форсайта. В этой книге не предлагается набор примеров уже готовых форсайтов, проводимых применительно к обществе знаний. Напротив, здесь дается схема того, как сделать и провести такой форсайт.

Форсайт и его роль в обществе знаний

Общество знаний (knowledge society) – это термин, который ввели, чтобы охарактеризовать некоторые из основных тенденций развития в индустриальных обществах конца 20 начала 21 века. Несмотря на существующую критику этого термина, можно предложить удобный подход к пониманию этого понятия, выделив в нем несколько связанных между собой тенденций:

  1. Становление информационного общества основано на широком распространении и использовании новых информационных технологий (IT)

  2. Расширение значимости внедрения инноваций (особенно технических, но также и организационных)

  3. Развитие и расширение сферы обслуживания в экономике, т.е. основная доля экономической активности перемещается в секторы, связанные с обслуживанием.

  4. Глобализация, изменения в демографических структурах и в культуре, вопросы, связанные с окружающей средой.

Таким образом, можно сделать вывод, что информационное общество – это только один из компонентов общества знаний. И это неудивительно, если вспомнить тот факт, что информация является лишь одной из возможных форм, принимаемых знанием. Вопрос в другом: в любом обществе знания накапливались и использовались в разных формах. Тогда почему следует выделять отдельно общество знаний и информационное общество как его составляющую? Многие комментаторы обращают внимание на те социально-экономические изменения, которые сделали обработку информации все более заметным и важным фактором современного общества. Возникли специальные секторы информации, такие как масс медиа, почта, телекоммуникация. Также можно указывать на социально-технические изменения, связанные с разрастанием информационных технологий и увеличение влияния и удешевление процесса обработки информации компьютерными методами. Во втором случае создание информационного общества основано на повсеместном распространении и применении информационных технологий, которые позволяют собирать, обрабатывать, сохранять и обменивать информацию и разнообразные данные. Таким образом, мы имеем фазу развития общества, где информация и информационные технологии являются всепроникающими и охватившими все сферы жизнедеятельности.

Можно предположить существование разнообразных вариантов, модификаций информационных обществ по аналогии с индустриальными обществами. Однако тут картина неоднозначна, поскольку свой отпечаток накладывает процесс глобализации. При его участии может возникнуть ситуация, в которой возможность разнообразия национальных обществ станет такой же проблемой, как и вопрос о том, насколько сильно и до какой степени надо защищать национальное, культурное своеобразие. В этом положении информационные технологии обеспечивают возможность формирования различных субкультур. Таким образом, информационное общество может быть внутренне неоднородным по составу, включая в себя множество субкультур, при этом продолжать сохранять набор общих отличительных черт и характеристик.

Поэтому общество знаний опирается на информационное общество и в первую очередь на его инфраструктуру. Однако информационное общество может и не перейти на уровень включения его в общество знаний. Это произойдет в том случае, если новые технологии не будут использоваться для создания более информированного общества, более эффективно действующей демократии и более продуктивных условий бизнеса.

Информационные технологии – это революционные технологии, которые применимы в любой сфере экономической активности, поскольку вся человеческая активность основана на обработке информации. На основании этого каждый день возникают постоянно меняющийся потребительский спрос и возможность выбора определенного стиля жизни. Эти факторы подкрепляют все возрастающую роль инноваций, корпоративной и национальной конкурентоспособности. Способность и открытость к внедрению инновационных технологий стали эталоном, по которому делят фирмы, регионы и системы на преуспевающие и непреуспевающие. Общество знаний сделало способность к разработке и внедрению новых технологий чуть ли не основным фактором успеха. Поскольку успешные инновационные технологии требуют совместимости их продукта с социальными потребностями, они также включают в себя способность различать социальные и рыночные тенденции и реагировать на те возможные пути применения новых знаний, которые социальные и рыночные механизмы предлагают. Признание того факта, что разработка новых технологий является центральной чертой общества знаний, привело к повышенным инвестиционным вложениям в инновации. Также это приводит к тому, что создаются группы потребителей инновационных технологий. Использование разнообразных отраслей знаний при разработке инновационных технологий приводит к широкому внедрению понятия междисциплинарности, которое получает все большую и большую значимость из-за невозможности охватить всего поля знаний и информации.

До сих пор речь шла о научно-технических инновационных разработках, однако нельзя обойтись без знания о рынках и спросе потребителей. Также инноваторам необходимо знать о правилах и доступах к финансированию, об изменении организационной структуры. Именно поэтому инвестируются те проекты и исследования, которые стремятся изучить социальную природу инноваций и новых технологий, используя форсайты и методы по исследованию возможных путей развития наравне с традиционным изучением конъюнктуры и возможностей рынка. Некоторые инновации являются не научно-техническими, а имеют в себе эстетические, культурные или организационные составляющие. К примеру, инновации могут внедряться в дизайн одежды, формы музыки, методы преподавания, в свободную от работы деятельность (эко-туризм, тематические парки, парки аттракционов). Все это имеет значимые последствия для механизма проведения форсайтов. Инновации в области социальной сферы часто внедряются на основании полученного практического опыта, а не путем традиционно понимаемого научного приобретения знаний. Государственные организации становятся обучающимися организациями (learning organization), они начинают применять методы оценочных исследований, чтобы понять как политические стратегии лучше функционируют на практике. Такие методы могут вести к политическим инновациям, или, что чаще, к постепенным изменениям политических стратегий и управления. В обществе знаний такие методы и знания о социальных инновациях получают широкое распространение через глобальные информационные сети.

Развитие сферы социального обслуживания связана с формированием общества знаний, поскольку возрастает наукоемкость любой производимой продукции. Штат служащих и персонал выполняют чаще работу, связанную с управлением, в то время как раньше работа в основном была связана с физическим трудом и производством. Рост отраслей экономики, связанных с социальным обслуживанием отражается на спросе организаций – они начинают потреблять новые виды оформленных знаний – программное обеспечение, телекоммуникации, обсуждение экологических проблем. Таким образом, новая структура экономики, где центральной становится сфера обслуживания, включает в себя изменение отношений между потребителем и производителем и все возрастающая потребность в специальных знаниях (к примеру, оценки экспертов).

Сам по себе термин знание трактуется неоднозначно. Есть несколько мнений. Первое: существует деление на кодифицированные и некодифицированные знания (по Полани). Другие утверждают, что информация является кодифицированной, а знание – это характеристика исключительно человека, пока еще не изобрели искусственного интеллекта. Тогда информация – это некие организованные данные, а знание – способность эффективно использовать информацию. Существует также мнение, что выработка все нарастающих объемов информации вовсе не говорит о лучшей информированности общества. Существует опасность пострадать от перегрузки информацией, поскольку в таком случае труднее находить ценные актуальные знания. Тогда возникает необходимость в увеличении количества квалифицированных узких специалистов и фрагментации знаний. Таким образом возникает вопрос о эффективном функционировании образования, СМИ и управлении свободой информации. Проблема так называемого управления знаниями возникла с появлением общества знаний, вместе с этим стали меняться средства и методы управления, направленные на развитие эффективности выбора и улучшения систем.

Среди других социальных изменений, которые надо учесть, следует назвать следующие. Глобализация экономики, которая стимулирует конкуренцию на основе внедрения новых технологий, приводит к необходимости обмена знаниями и опытом между странами. Демография (старение населения) серьезно начинает влиять на образование, работу, здоровье и потребительский рынок. Отсюда же возникает проблема миграции, с помощью которой до недавнего времени пытались решить демографическую проблему старения населения. Также в последнее время стало складываться общество повышенного риска, начинает формироваться «культура порицания» (blame culture). Такие явления не находятся в центре внимания, но тоже включаются в методику проведения форсайта. Наконец, влияние экологической ситуации на изменения в обществе, которые нельзя не учитывать.

Встает вопрос о том, как можно измерить, насколько сформировалось общество знаний. Часто в этом случае глубокие исследования, с проработкой механизмов развития и изменения, заменяются статистическими данными, фиксирующими лишь результат действия того или иного механизма. В качестве таких статистических фактов можно назвать соотношение информации, внедренной в глобальную информационную сеть (электронная коммерция, электронные развлечения, электронная биржа и т.д.) с цифровым неравенством.

Обработка информации присутствует во всех формах общественной деятельности. Теоретически информационные технологии могут применяться эффективно в любой сфере. Однако следует отметить, что в отношении «IT – люди» влияние не одностороннее, где люди являются объектом влияния, а двустороннее, поскольку люди, выбирая наиболее выгодную для них информационную технологию, тем самым влияют на дальнейшее развитие IT. Подобные сложные отношения характеризуют подвижки в структуре обществе, поскольку увеличивается спрос на специалистов, которые умеют работать с информацией. Основные социальные изменения тоже стали одной из составляющих любого форсайта. STEEPV метод, который будет в дельнейшем описан, применяется для изучения социальных, техногенных, экологических, политических и человеческих изменений и тенденций.

Развитие информационных технологий оказывает влияние и на изменение условий работы. Основные изменения касаются возможности гибкого рабочего графика и необязательности постоянного присутствия на рабочем месте (дистанционная работа, работа на дому и т.д.), аутсорсинг, функциональная гибкость, гибкие условия заключения рабочего контракта. Также увеличилась значимость следующих факторов: проблемы техники безопасности, опасности стресса, проблемы конфиденциальности и неразглашения личных данных, соблюдение гражданских свобод, а так же включение семьи как пассивного участника рабочего процесса (например: стресс для семьи, если работа связана с постоянным перемещением с места на место). Изменения условий жизни и работы неизбежно ведут к изменению характера производственных отношений: изменение характера занятости (уменьшение количества низко квалифицированных рабочих местах), условий труда, формы трудовой деятельности, отношений между работодателем и работником, изменение в трудовом контракте (например, оговаривается конфиденциальность личной информации), использование новых информационных технологий менеджерами, работодателями и профсоюзами. Связь и взаимодействие между производственными отношениями и другими социальными и политическими механизмами также должны быть в сфере внимания методики разработки форсайта.

Изменения в сфере технологии и организации приводит к изменениям условий жизни: большая мобильность, новый характер использования свободного времени с появлением телекоммуникаций и т.д. Все это приводит к изменению традиционных моделей поведения, появление социальной разобщенности и ее преодоление новыми способами (путем глобальных информационных ресурсов и средств общения), проблема цифрового неравенства.

Необходимость применения форсайта в обществе знаний логически вытекает из всего сказанного выше. Только в результате работы такой аналитической группы, где главным инструментом будет умение работать с информацией и знанием, появляется возможность связать все разнонаправленные тенденции в обществе знаний.

Форсайт