Семинары по сценированию
Семинары организуются с целью объединить максимально большое количество возможных точек зрения, теорий и.т.д. Часто к их работе привлекаются не только эксперты, но и заинтересованная сторона ("заказчик").
Целью создания группы может быть не только разработка сценария, но также, если такой семинар запланирован в начале форсайта, целью может быть знакомство участников семинара с ситуацией, ее осознание, что важно для дальнейшей эффективной и качественной работы форсайта. Таким образом участники создания сценария, будучи лучше информированными, могут принимать более качественные и продуманные решения в конце работы форсайта.
Для форсайта семинары по сценированию важны поскольку:
они учитывают необходимость продолжительного анализа возможных путей развития данной ситуации в соответствии с ключевыми факторами, изменение которых необходимо отследить, а также позволяют в доступной форме изложить варианты развития ситуации,
их можно использовать как пусковую схему в планировании, для расстановки приоритетов, целей и задач, а также их можно использовать как средство определения важных индикаторов прогресса и развития.
они обеспечивают создание информационной сети, что позволяет обмениваться и повышать уровень своей информированности. Более того, учитывание ключевые факторы при создании сценария будет означать, что лица, принимающие решения обладают глубоким пониманием интересующих экспертов процессов и ключевых стратегий анализа.
Соответственно, участникам семинара должно позволяться:
обмениваться информацией, точками зрения и своими мнениями;
иметь право на согласие, несогласие и сомнение в отношении того или иного вопроса с другими участниками
вырабатывать новое коллективное понимание той или иной ситуации
создавать планы действий и другие инструменты, с целью мобилизовать дальнейшую эффективность работы группы
В работе семинара по сценированию традиционно можно выделить разные этапов. Существуют этапы интенсивного обмена идеями и их активное обсуждение и этапы, когда идеи фиксируются и компонуются. Сам процесс создания сценария предполагает продуктивный диалог всех участников, их активное участие. В связи со спецификой работы в группе, семинары по сценированию не должны насчитывать большое количество участников для большей эффективности работы группы.
Образец вопросника для работы группы по сценированию. (исследования по нанотехнологиям в Великобритании)
|
Дан список движущих сил.
1.Создание нового сценария.
Вопрос №1. Мы просим Вас просмотреть и прокомментировать каждую из этих движущих сил. Пожалуйста, используйте таблицу, для определения проблем, которые полагаете наиболее важными, и опишите как они влияют на Вашу сферу деятельности. В какой степени они способствуют развитию продуктов в вашей области деятельности? Есть ли специфические продукты, особенно развившиеся при помощи этих движущих сил? Пожалуйста, отобразите, в каком состоянии они будут находиться к 2006 году.
Для каждой из движущих сил:
- обозначьте главные проблемы. - укажите, до какой степени широко тот или иной фактор сможет применяться в вашей сфере деятельности. (на пятибалльной шкале от 1 (не важен) до 5 (исключительно важен)) - определите специфические продукты, развитые благодаря этому фактору. - опишите, как это фактор должен выглядеть к 2006 году? Должна ли его роль вырасти или снизиться?
Вопрос №2. Во время размышлений над каждой из проблем, пожалуйста:
- полагайте, что у вашей сферы деятельности есть особые возможности в этой области. - полагайте что ситуация Великобритании не связана с другими странами, или имеет специфические проблемы и возможности развития.
2. Дальнейшее создание сценария.
Даётся список определяющих факторов.
Вопрос №1. Мы просим Вас просмотреть и прокомментировать каждый из этих факторов. Пожалуйста, используйте таблицу, для определения проблем, которые полагаете наиболее важными, и опишите, как они влияют на Вашу сферу деятельности. Например, мешают ли они развитию, и направляют развитие в какое-либо определённое русло? Пожалуйста, обозначьте, как эти факторы будут выглядеть к 2006 году. Для каждого из факторов:
- определите самые важные проблемы (и расположите их по 5-бальной шкале) - как эти проблемы влиют на вашу сферу деятельности? - как этот фактор будет выглядеть к 2006 году?
Вопрос№2. Во время размышлений над каждой из проблем, пожалуйста:
- полагайте, что у вашей сферы деятельности есть особые возможности в этой области. - полагайте что ситуация Великобритании не связана с другими странами, или имеет специфические проблемы и возможности развития.
3. Подведение итогов сценария.
Характеризуйте, пожалуйста, сценарий, полученный вашей группой. Как будет этот сценарий выглядеть на практике? Каким будет индустриальный ландшафт, структура потребления и использования продукта? Пожалуйста, характеризуйте сценарий в таких показателях: - какой уровень активности Великобритании необходим в данной области? - каково присутствие продуктов этой области на мировом рынке? И какова доля Великобритании на этом рынке? - какой рост внутренних инвестиций в этой сфере деятельности мы должны ожидать? - какой вид британских фирм будет вовлечён в эту сферу деятельности? Будет ли это крупный бизнес? Как много средних и малых предприятий будет в этой сфере? - как велики конечные рынки? Каковы покупатели, и каково их влияние на продукт? - как велико будет промышленное субсидирование исследований по нанотехнологиям?
Пожалуйста, подготовьте короткую презентацию, не указывая название сценария, и опишите его так, чтобы другие группы смогли быстро понять суть вопроса.
4. Индикаторы успеха.
Опишите пожалуйста успешный сценарий. Что будет ярким выразителем его успеха? Опишите конкретные индикаторы успеха развития.
Например - долю британских разработок в общих разработках ЕС. - число патентов по нанотехнологиям, зарегистрированных британскими учёными. - общественный энтузиазм по отношению к нанотехнологиям, внимание СМИ.
И.т.п.
5. Критические факторы успеха и действия.
Теперь опишите, пожалуйста, мероприятия, которые увеличивают вероятность успешного осуществления благоприятного сценария. По возможности укажите критерии оценки успешности действий.
|
- Введение
- Что такое форсайт
- Форсайт
- Связь форсайта с обществом знаний
- Форсайт и его связь с технологическим прогнозированием
- Различия форсайта и исследований будущего
- Основные разновидности форсайтов
- Роль форсайтов в жизни людей
- Как форсайт соотносится с обществом знаний
- Этапы форсайта
- Главные методы и спорные вопросы. Анализ форсайта
- 15 Элементов оценки форсайта.
- Определение фокуса форсайта.
- Определение исследуемых областей.
- Определение временного горизонта
- Анализ заинтересованных кругов
- Типичный подход к организации и управлению форсайтом
- Подходы Экспертное суждение
- «Дерево связей» и морфологический анализ
- Метод Дельфи
- Метод “la prospective”
- Методы основанные на статистическом и математическом анализе
- Экстраполяция трендов
- Имитационное моделирование
- Сбор стратегических данных Введение
- Экспертные панели
- Экспертные группы
- Семинары по сценированию
- Информационное обеспечение работы
- Swot-анализ
- Сопоставительный анализ
- Обзор актуальных проблем
- Изучение обстановки, отслеживание развития технологий и другие подходы к обнаружению трендов
- Методики работы групп экспертов Мозговой штурм
- Визуальное структурирование идей и анализ аргументов
- Ролевая игра
- Сценирование и его роль в форсайте Сценирование
- Множественные сценарии
- Семинары по сценированию
- Steepv-анализ
- Планирование и действия
- Критические технологии
- Планы действий и демонстраторы
- Развитие результатов