logo
foresight manual

Ролевая игра

Основными функциями этого метода являются:

- дать возможность участникам рабочей группы изнутри вникнуть в мотивацию и мнения людей, ответственных за принятия решений, чьи роли они отыгрывают.

- исследовать, какие стратегии и ответственности могут быть учтены при принятии того или иного решения.

Ролевая игра требует тщательной подготовки, особенно если она должна быть реалистичной. Необходимо составить сценарий – описание условий и по возможности список игровых событий, способных быть «внешним шоком» для участников. Например ролевая игра сконцентрированная на экономике, в качестве «внешнего шока» может иметь повышение цен на энергоносители, или ухудшение торговых отношений. Часто также необходимо создать список ключевых игроков, с указанием преследуемых ими интересов, ресурсами и знаниями в их распоряжении, и.т.д. (В чистом варианте, список игроков должен совпадать с числом участников игры, и в создании минимального списка игроков потребуется определённая изобретательность. Вполне возможно отыгрывание группой участников роли организации, что полезно для диалога и более глубокого понимания.)

Другие элементы структуры могут включать например, правила управления – когда и как группы могут общаться, какие виды решений они могут предпринимать и о чём могут договариваться и.т.д. Существует множество видов ролевых игр, обычно предназначенных для тренингов управления и общего образования. Чтобы создать ролевую игру, которая была бы полезна для выполнения форсайта, однако, требуется значительное усилие, поэтому у этого подхода небольшой опыт применения в контексте форсайтов.

Несмотря на многие сложности в своём создании, ролевая игра с хорошо спланированной структурой имеет множество полезных черт подобия реальной системе. Она даёт возможность исследования возможных ответов на меняющиеся внешние условия и взаимодействия между стратегиями разных игроков.

Необходимо привыкнуть и спокойно относиться ролевым играм как компьютерным, так и осуществляемым «в живую». Хоть большинство этих игр действуют в фантастических или исторических мирах, часто они имеют взвешенную систему свойств и способностей персонаж, и условий в которых осуществляется действие.

Возможно три варианта развития ролевых игр в будущем:

  1. Участники будут более требовательны к качеству ролевых игр, большие усилия потребуются для активного участия в процессе.

  2. Участники процесса смогут «входить в роли» более быстро, хотя их возможно придётся отучать от агрессивного стиля игры, свойственного многим коммерческим играм.

  3. Может ожидаться дальнейшее развитие компьютерных, и даже онлайновых ролевых игр для применения с более серьёзными целями в будущем.