logo search
Новая папка / Основы менеджмента туризма

Теоретические основы инновационного менеджмента

Словосочетание «инновационный менеджмент» означает управление нововведениями.

Применительно к социально-экономическим системам (организациям с разными формами коллективного труда) управление является процессом целенаправленного воздействия, необходимым для согласования совместной деятельности людей. Управление существует там и только там, где есть человек, совместная деятельность, экономическая заинтересованность, возможность получения ожидаемого результата.

В зарубежной практике понятие менеджмента как системы управления связывается с двумя принципиальными моментами:

  1. управляемая трудовая деятельность людей ограничивается масштабами отдельного субъекта экономики (предпринимательской структуры) и ее спецификой (сферами материального производства и услуг);

  2. управление трудовой деятельностью строго ориентировано yа определенный тип отношений между субъектами экономики (рыночный тип системы хозяйствования).

Таким образом, менеджмент — это управление на уровне отдельной производственно-хозяйственной единицы (предприятия, предпринимательской фирмы), ориентированное на особенности ее функционирования в условиях рыночной экономики.

Что касается термина «нововведение», то наиболее близким его синонимом является термин «инновация».

«Нововведение инновация» в широком смысле означает обновление какого-либо объекта, иначе — проведение в нем какого-либо изменения. Любые реально проведенные изменения всегда приводят к одному результату — характеристики (свойства) объекта изменяются. Другими словами, нововведение (инновация) переводит объект из одного качественного или количественного состояния в другое. Правомочно задать вопрос: «В какое?» Правильным будет ответ: «В любое и не обязательно лучшее».

Таким образом, под нововведением следует понимать изменения, вносимые в действующий техносоциальный объект управления; а под «управлением нововведениями» — планируемый, контролируемый и регулируемый процесс внесения обоснованных изменений в целях перевода объекта в новое, более качественное состояние. Необходимость проведения таких изменений всегда обоснована возникающими потребностями, которые, как правило, носят рыночный характер. Итак, нововведение как процесс изменения характерно своей необратимостью, направленностью и закономерностью. Только одновременное наличие этих трех свойств в проводимых изменениях связывает их с процессом развития, т. е. классифицирует их как реализацию «функции развития» применительно к конкретному объекту управления. На основании последнего можно сделать важный вывод: управление нововведениями (инновационный менеджмент) — это процесс управления развитием предприятия (фирмы).

Инновация — это, по сути комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.

Информационная основа инноваций проявляется в возможности распространения (тиражирования, диффузии) новшества на любой из стадий его реализации. Распространяться могут исходная идея новшества, изобретение как результат научно-исследовательских работ, результат проектирования (разработки) новшества, результат изготовления (внедрения) новшества.

В сфере предпринимательской деятельности на основе использования новых знаний и новой информации реализуется главный нововведенческий (инновационный) цикл: «создание — производство — потребление новшества».

Инноватика (научное направление о нововведениях) опирается на диалектику учения о всеобщем развитии, обусловливающую принципиальное различие и одновременно органическое единство двух его типов — эволюции и революции. Применительно к рассматриваемым процессам развитие производственной организации характеризуется чередованием этапов революционных (скачкообразных) и эволюционных (равномерных по темпам) инновационных преобразований. Революционные преобразования основываются на использовании радикальных нововведений, а эволюционные — постепенно раскрывающихся дополнительных (модифицирующих) возможностей базового радикального новшества.

Любые нововведения, особенно радикальные, вносят в отлаженную производственную организацию элементы неустойчивости и неопределенности, приводящие к нарушению стабильности. Такое состояние характеризуется как кризисное. Оно сохраняется до момента окончательного перехода организации в качественно новое, устойчивое состояние. Таким образом, процессы реализации нововведений объективно связаны с переходными процессами, суть которых сводится «к ломке старого и освоению нового», что находится в полном соответствии с классической философией развития. Г. Гегель, один из ее основоположников, раскрыл всеобщий механизм развития как возникновение, борьбу и преодоление противоположностей. При построении синтетических теорий развивающихся объектов, к числу которых относится развивающаяся теория инновационного развития социально-экономических систем, нужно учитывать, что технология анализа процессов их функционирования более развита и формализована, чем технология исследования и анализа процессов их развития (преобразования).

Содержанием инновационных преобразований являются кризисные состояния в производственной организации, а целью Управления нововведениями — обеспечение жизнедеятельности в предкризисных, кризисных и пост кризисных ситуациях.

Значимость, специфика и трудности управления проблемами развития предприятий выделили инновационный менеджмент как самостоятельное научно-техническое направление в отдельную практическую плоскость его применения. Его научный потенциал определяется достижениями и темпами развития инноватики, а практическое предназначение сводится к выполнению функций по управлению процессами создания и реализации качественных изменений (преобразований, модификаций и т. п.) в разных сферах хозяйственной деятельности предпринимательской структуры, которые в совокупности и определяют стратегию ее развития.

Таким образом, инновационный менеджмент — это система управления разработкой и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления и увеличение его капитала. Новшествами могут быть: выпускаемая продукция (товары, изделия, турпродукты), выполняемые производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации, выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т. п. Процессы управления инновациями в мировой практике получили название инновационных процессов.

Сущность, содержание и специфика инновационного менеджмента обусловливают особенности управления исследовательскими, аналитическими, проектными и другими работами на стадиях разработки и освоения новшеств. Управление такими работами требует и от исполнителей, и от руководителей-менеджеров профессионального владения разнообразными методами поиска и реализации решений в условиях повышенной неопределенности и хозяйственного риска. Все это обусловливает необходимость практического выделения в совокупной управленческой деятельности целевой специализации для группы менеджеров — руководителей процессами инновационных преобразований. Объектами управления в инновационном менеджменте могут быть не только предпринимательская фирма и ее составные части, но и отдельные инновационные идеи, предложения, проекты, новые комплексы, системы, методы и процессы.

Проблематика инновационного менеджмента отличается разнообразием и сложностью. В теоретических работах и в практической деятельности используются различные принципы систематизации функций инновационного менеджмента. Путем обобщения разных подходов и трактовок можно выделить две определяющие группы функций инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие.

Основные (предметные) функции отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью: формирование целей, планирование, организация и контроль инновационных преобразований.

Обеспечивающие функции — это управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному выполнению основных (предметных) функций управления на предприятии. Обеспечивающие функции подразделяются на социально-психологические и процессуальные функции. Первые связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе и реализуются способами рационального делегирования полномочий и мотивации творческого труда исполнителей, вторые — с двумя основными видами деятельности менеджеров: принимаемые решения и коммуникации на всех стадиях жизненного цикла инноваций.

Эффективность реализации основных и обеспечивающих функций достигается за счет соответствия целей инновационной деятельности следующим принципам:

  1. планируемые инновации должны быть измеримыми, т. е. иметь конкретное выражение по характеру и своей ориентации, отражать свою специфику и устанавливать внутренние и внешние ориентиры организации;

  2. инновационные намерения должны быть достаточно строго ориентированными во времени, т. е. устанавливать сроки достижения желаемых результатов;

  3. инновационные цели должны быть достижимыми даже в случае возможных сложностей, неопределенностей, наличия риска и носить мобилизационный и мотивирующий характер;

  4. разнообразные цели в программе развития организации должны быть взаимоувязанными и непротиворечивыми.

Практический потенциал инновационной деятельности в значительной степени определяется уровнем развития инновационной инфраструктуры.

Понятие и состав инновационной инфраструктуры зависят от совокупности внешних факторов, условий, стимулов и ограничений, прямо или косвенно определяющих как возможность, так и необходимость становления и развития систем управления инновациями.

Элементы инновационной инфраструктуры по характеру воздействия классифицируются на следующие группы:

Эффективность инновационных преобразований требует развитой научно-технической и инновационной инфраструктуры, формирование которой — одна из главных задач в общей проблематике инновационного менеджмента. Ее создание и постоянное совершенствование отвечает интересам государства, отдельных его регионов и каждого субъекта рыночной экономики.