logo
Новая папка / Основы менеджмента туризма

Жизненные циклы инноваций

«Инновация-продукт»

«Инновация-процесс»

1. Фаза «наука»:

фундаментальные исследования, разработка теоретических подходов к решению проблемы

2. Фаза «исследование»:

экспериментальные исследования и разработка рабочих моделей

3. Фаза «разработка»:

проектирование, изготовление, испытание и доводка новшества

4. Фаза «производство»:

изготовление, поставка, по необходимости монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя

5. Фаза «потребление»:

использование у потребителя, предоставление услуг и обеспечение безаварийной и экономичной работы (использования)

1 Стадия «зарождение»:

осознание потребности, поиск или разработка новшества

2. Стадия «освоение»:

внедрение, испытания, внесение необходимых изменений

3. Стадия «диффузия»:

распространение новшества, тиражирование

4. Стадия «рутинизация»:

реализация новшества в стабильных (устойчивых) показателях производства (эксплуатации)

Инновационный процесс можно определить как процесс преобразования новых научных знаний в инновацию. Другими словами, инновационный процесс представляет собой жизненный цикл инноваций, т. е. последовательность работ по всему циклу инновационных преобразований (иначе — инновационному циклу), и содержит этапы создания, освоения и промышленной peaлизации инноваций.

Инновационные процессы, обеспечивающие переход от одного качественного состояния объекта к другому (более высокому), требуют затрат ресурсов, т. е. инвестиций и времени. С позиции управленческого аспекта для эффективной реализации инновационных процессов и в целом инновационной деятельности субъектов рыночной экономики необходимо наличие рынков капитала (инвестиций), новаций, инжиниринга и развитой инновационной сферы.

Инновационный процесс, связанный с обновлением продукции (услуг), для разных предприятий (фирм) имеет разные структуры (последовательность выполнения комплексов работ).

Инновационный цикл обновления продукции для промышленных предприятий состоит из двух фаз:

Полностью инновационный цикл выполняется в случае крупных и принципиально новых качественных изменений (новой сложной продукции, технологии, новой техники).

Инновационный цикл разработки и внедрения в практику туристского продукта включает следующие этапы:

Для производства и всего производственного коллектива процесс обновления продукции (услуг) характерен определенной двойственностью: с одной стороны, это объективно необходимое условие для развития, достижения успеха на потребительском рынке и обеспечения тем самым финансовой устойчивости предприятия, с другой — это источник появления значительных трудностей, связанных с необходимостью решения ряда сложных проблем на этапах подготовки и освоения производства новой продукции.

Возникающие проблемы имеют различный характер, но несвоевременное или некачественное решение любой из них приводит к одинаковому результату — к дополнительным затратам или потере реальной возможности получения дополнительной прибыли. Наиболее характерными из проблем являются следующие.

  1. Необходимо определить и обеспечить своевременность:

  • Развертывание выпуска новой продукции требует повышенных затрат на производство. Необходимо находить способы их возмещения для обеспечения рентабельности предприятия.

  • Конструктивно-технологические особенности новых продуктов практически всегда связаны с использованием новых материалов, комплектующих и т. п., что требует перестройки системы материально-технического обеспечения предприятия.

  • Необходимо переобучение или пополнение кадрового состава предприятия специалистами требуемых профессий с учетом специфики изготовления новых изделий.

  • Процесс обновления является переходным процессом со свойственными ему особенностями, а именно динамичностью производственных показателей и недетерминированностью или частичной детерминированностью работ, выполняемых в этот период. Одна из характерных причин этого связана с тем, что именно в этот период наблюдается наиболее интенсивное изменение технической документации, связанное с ее последовательной отработкой.

    Технология реализации инновационных процессов включает использование значительной части общего инструментария инновационного менеджмента — различных расчетно-аналитических методов, способов моделирования и форм организации и управления. С этой точки зрения инновационный процесс следует рассматривать как инструмент реализации инноваций.