Жизненные циклы инноваций
«Инновация-продукт» | «Инновация-процесс» |
1. Фаза «наука»: фундаментальные исследования, разработка теоретических подходов к решению проблемы 2. Фаза «исследование»: экспериментальные исследования и разработка рабочих моделей 3. Фаза «разработка»: проектирование, изготовление, испытание и доводка новшества 4. Фаза «производство»: изготовление, поставка, по необходимости монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя 5. Фаза «потребление»: использование у потребителя, предоставление услуг и обеспечение безаварийной и экономичной работы (использования) | 1 Стадия «зарождение»: осознание потребности, поиск или разработка новшества 2. Стадия «освоение»: внедрение, испытания, внесение необходимых изменений 3. Стадия «диффузия»: распространение новшества, тиражирование 4. Стадия «рутинизация»: реализация новшества в стабильных (устойчивых) показателях производства (эксплуатации) |
Инновационный процесс можно определить как процесс преобразования новых научных знаний в инновацию. Другими словами, инновационный процесс представляет собой жизненный цикл инноваций, т. е. последовательность работ по всему циклу инновационных преобразований (иначе — инновационному циклу), и содержит этапы создания, освоения и промышленной peaлизации инноваций.
Инновационные процессы, обеспечивающие переход от одного качественного состояния объекта к другому (более высокому), требуют затрат ресурсов, т. е. инвестиций и времени. С позиции управленческого аспекта для эффективной реализации инновационных процессов и в целом инновационной деятельности субъектов рыночной экономики необходимо наличие рынков капитала (инвестиций), новаций, инжиниринга и развитой инновационной сферы.
Инновационный процесс, связанный с обновлением продукции (услуг), для разных предприятий (фирм) имеет разные структуры (последовательность выполнения комплексов работ).
Инновационный цикл обновления продукции для промышленных предприятий состоит из двух фаз:
фазы разработки (научно-исследовательские работы — НИР и опытно-конструкторская разработка — ОКР);
фазы реализации (подготовка производства, освоение и запуск в промышленное производство новой продукции).
Полностью инновационный цикл выполняется в случае крупных и принципиально новых качественных изменений (новой сложной продукции, технологии, новой техники).
Инновационный цикл разработки и внедрения в практику туристского продукта включает следующие этапы:
исследование;
эксперимент;
обучение кадров для реализации новой услуги и технологической проработки процесса обслуживания;
организация рекламы и сбыта нового турпродукта.
Для производства и всего производственного коллектива процесс обновления продукции (услуг) характерен определенной двойственностью: с одной стороны, это объективно необходимое условие для развития, достижения успеха на потребительском рынке и обеспечения тем самым финансовой устойчивости предприятия, с другой — это источник появления значительных трудностей, связанных с необходимостью решения ряда сложных проблем на этапах подготовки и освоения производства новой продукции.
Возникающие проблемы имеют различный характер, но несвоевременное или некачественное решение любой из них приводит к одинаковому результату — к дополнительным затратам или потере реальной возможности получения дополнительной прибыли. Наиболее характерными из проблем являются следующие.
Необходимо определить и обеспечить своевременность:
снятия с производства заменяемой продукции;
подготовки (реорганизации) производства с учетом особенностей изготовления нового продукта, наращивания объемов его выпуска.
Развертывание выпуска новой продукции требует повышенных затрат на производство. Необходимо находить способы их возмещения для обеспечения рентабельности предприятия.
Конструктивно-технологические особенности новых продуктов практически всегда связаны с использованием новых материалов, комплектующих и т. п., что требует перестройки системы материально-технического обеспечения предприятия.
Необходимо переобучение или пополнение кадрового состава предприятия специалистами требуемых профессий с учетом специфики изготовления новых изделий.
Процесс обновления является переходным процессом со свойственными ему особенностями, а именно динамичностью производственных показателей и недетерминированностью или частичной детерминированностью работ, выполняемых в этот период. Одна из характерных причин этого связана с тем, что именно в этот период наблюдается наиболее интенсивное изменение технической документации, связанное с ее последовательной отработкой.
Технология реализации инновационных процессов включает использование значительной части общего инструментария инновационного менеджмента — различных расчетно-аналитических методов, способов моделирования и форм организации и управления. С этой точки зрения инновационный процесс следует рассматривать как инструмент реализации инноваций.
- Менеджмент туризма
- Оглавление
- Характеристика организационных структур управления
- § 1.2. Технология принятия решений и коммуникации в управлении Основные этапы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Диагностика проблемы:
- 2. Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений:
- Роль коммуникаций в управлении
- § 1.3. Социально-психологические основы руководства турфирмой
- Характеристики видов власти
- Стиль управления, используемые руководителями
- Глава 2
- § 2.1. «Тихая» революция в философии управления туризмом
- Постановка напряженных заданий
- Делегирование ответственности
- Требование практических решений
- Поощрение конструктивной неудовлетворенности
- Осознание реальностей
- § 2.2. Эволюция топ - менеджмента
- Эволюция правления.
- Управленческие функции правления
- Структура и состав правления
- Аналитические данные по размеру состава правления
- Задачи топ - менеджмента
- Определение потенциала улучшений
- § 2.3. Формирование стратегии развития туризма
- § 2.4. Эффективность управления туризмом
- Успех или неудача?
- Перемены в силу противоречивости обстоятельств
- Общие неудачи
- Подготовка к действию
- Разработка решений
- § 2.5. Повышение доходности туризма
- Планирование прибыли компании
- Выявление предположений
- Проблема участия в планировании
- Взаимосвязь функций сотрудников
- § 2.6. Источники прибыли в туризме
- «В ногу с технологиями»
- Новые методы анализа
- Смещение акцентов
- Увеличение прибыли
- Факторы роста прибыли
- Препятствия для роста объема прибыли
- § 2.7. Деловое администрирование в туризме
- Формирование менеджера нового типа
- Общие знаменатели
- Интернационализм: транснациональные объединения
- Характеристики нескольких крупнейших гостиничных цепей
- Новые требования к управлению
- Два аспекта лидерства
- Новые универсалисты
- § 2.8. Управление жизненным циклом туристского продукта
- Современная концепция управления жизненным циклом продукта
- Концепция жизненного цикла продукта
- Ошибки в управлении жизненным циклом продукта
- Измерение контроля
- Контроль жизненного цикла
- Анализ жизненного цикла
- Профилизация
- § 2.9. Управление технологическими инновациями
- Влияние технологических нововведений на эффективность туристского бизнеса
- Критические проблемы руководства
- Стратегия технологических основ бизнеса
- Глава 3 Менеджмент регионального туризма
- § 3.1. Основные понятия и методологическая база регионального менеджмента
- § 3.2. Основы региональной организации хозяйства и принципы районирования
- § 3.3. Особенности регионального туризма как объекта управления
- § 3.4. Понятие туристского региона
- § 3.5. Организационные структуры регионального туризма
- § 3.6. Функции организационных структур регионального туризма
- § 3.7. Этапы решения организационных задач регионального менеджмента
- Глава 4 Управление персоналом
- § 4.1. Значение управления человеческими ресурсами в турфирмах
- Характерные особенности услуг
- Особенности человеческих ресурсов
- 1) В сфере науки:
- § 4.2. Управление комплектованием кадров Задачи менеджера при комплектовании кадров
- Основные статьи затрат, связанные с работой персонала
- Минимизация ошибок при найме
- Краткая характеристика качественной потребности в персонале
- Методы планирования потребности в персонале
- 1. Общая потребность:
- 2. Потребность по категориям:
- 3. Дополнительная потребность:
- Примерный баланс рабочего времени работника
- Определение численности административно-управленческого персонала турфирмы с использованием формулы Розенкранца
- § 4.3. Управление развитием персонала Организация обучения и подготовки кадров
- Типы внутрифирменного обучения
- Планирование карьеры
- § 4.4. Основные понятия теории мотивации и ее развитие
- Корпоративная культура
- Конфликт
- § 4.5. Квалификационные требования к основным должностям работников туристской индустрии
- Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии
- Перечень должностных обязанностей для первого и второго квалификационных уровней
- Перечень основных навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей
- Глава 5 Управление маркетингом
- § 5.1. Принятие маркетинговых решений в условиях нестабильности туристского рынка
- § 5.2. Процесс планирования маркетинга в сфере туризма
- § 5.3. Управление маркетинговой разведкой
- § 5.4. Управление товарно-ценовой политикой турфирмы
- Сильные и слабые стороны марочных альтернатив
- Цена как инструмент стратегии маркетинга (на первом этапе жц товара)
- § 5.5. Управление каналами распределения товаров/услуг и их продвижением
- Глава 6 Маркетинговые коммуникации в туристском бизнесе
- § 6.1. Коммуникационная политика в туризме
- Структура коммуникации и коммуникационной политики
- Разработка коммуникационной стратегии
- § 6.2. Современное состояние и развитие маркетинговых коммуникаций
- Этапы маркетинговых коммуникаций
- Классификация маркетинговых коммуникаций
- Интернет как новый этап в развитии маркетинговых коммуникаций
- § 6.3. Основные элементы маркетинговых коммуникаций
- Реклама
- Паблик рилейшнз
- Прямой маркетинг
- Телефонный маркетинг
- Персональная продажа
- Продвижение продаж
- Выставки и ярмарки
- Глава 7 Инновационный менеджмент в туристской деятельности
- §7.1. Инновационный менеджмент-система управления развитием туристской фирмы
- Теоретические основы инновационного менеджмента
- Турфирма как сложная и развивающаяся система
- Характеристика инновационных предприятий
- § 7.2. Инновации как объект инновационного менеджмента Классификация инноваций
- Новизна инноваций
- Наукоемкость инноваций
- § 7.3. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций
- Жизненные циклы инноваций
- § 7.4. Управление инновационными проектами Концепция и принципы проектного управления
- Понятие и сущность инновационного проекта
- Организационные структуры управления проектами
- Финансирование инновационных проектов
- 2. Внебюджетное финансирование:
- Экспертиза инновационного проекта
- Глава 8 Управление инвестиционными программами развития туризма
- § 8.1. Оценка инвестиционной деятельности
- Характеристика объекта инвестирования
- Исходные данные для расчета
- Динамика денежного потока и расчет npv
- Коэффициент дисконтирования
- § 8.2. Формирование инвестиционных программ Структура инвестиционных программ
- Организация финансирования инвестиционной программы
- 1) По отношениям собственности:
- 2) По видам собственности:
- 3) По уровням собственников:
- 1) Долговое финансирование:
- 2) Долевое финансирование:
- 3) Финансирование на основе собственного капитала:
- § 8.3. Выбор инвестиционных проектов по экономическим критериям
- Характеристики проектов и результаты расчета
- Распределение проектов
- Исходные данные
- Инвестиционная программа
- Результаты анализа альтернативных проектов
- Глава 9 Международное регулирование туристской деятельности
- § 9.1. Понятие международного регулирования
- § 9.2. Роль международных организаций в регулировании туристской деятельности
- § 9.3. Международные туристские организации. Их виды, цели и задачи
- § 9.4. Международные туристские мероприятия
- § 9.5. Инструменты регулирования международной туристской деятельности
- § 9.6. Практика и процедуры регулирования туристской деятельности
- § 9.7. Адаптация международных правовых актов на национальном уровне
- Рекомендуемая литература