Аналитические данные по размеру состава правления
Объем компании в денежном выражении | Состав правления, человек | ||
Минимум | Максимум | Среднее | |
Малые (менее 100 млн. руб.) | 3 | 10 | 6 |
Средние (от 100 млн. до 1 млрд. руб.) | 7 | 14 | 11 |
Большие (более 1 млрд. руб.) | 10 | 22 | 15 |
При последнем анализе баланс членства правления должен быть определен исходя из специфических нужд каждой компании. Сложно установить какую-либо формулу формирования лучшего баланса, так как слишком многочисленны вариации между необходимостью и практикой различных компаний, а также между различными типами предпринимательства. Следует отметить, что существуют также практические ограничения допустимого: некоторые компании могут предположительно привлечь в качестве директоров всех кандидатов, которых они могли бы в идеале видеть в составе правления.
Для правления очень существенно иметь пропорцию членов правления, не связанных с исполнительской деятельностью, от одной трети до половины, а в отдельных обстоятельствах даже большую. Если это так, то реализуется основная функция правления — объективное руководство делами компании в интересах акционеров. Правление, которое состоит полностью из исполнительского аппарата, т. е. людей, которые заняты полное рабочее время на ответственном исполнении в самой компании, является, строго говоря, не правлением, а комитетом управления.
Взаимоотношения между директорами и менеджерами. На деле все туристские компании делегируют ответственность и полномочия по исполнению их намерений руководителю-исполнителю. И это является общей практикой для правления. Когда такой руководитель существует, то основные взаимоотношения между правлением в целом и линейным менеджером полностью открыты. Исполнительный руководитель (обычно, президент или управляющий директор) подотчетен правлению и председателю, на которого возложена ответственность по передаче прав, выполняет планы, принципы (политику) и программу корпорации, одобренную правлением, добивается достижения согласованного размера прибыли и роста результатов.
Однако в ряде туристских компаний нет исполнительного руководителя. Эта функция может быть разделена по нескольким индивидуалам (например, два или более заместителей председателя или совмещающих директоров-управленцев), она может быть также объединена с ролью председателя или разделена среди всех директоров-исполнителей, которые коллективно выступают в качестве «множественной главы исполнения».
В таких компаниях, где единая команда руководителей правления и линейного менеджмента неясно подразделена, рано или поздно появятся серьезные проблемы. Они обычно возникают, когда компания находится под прессом конкуренции или при сокращении прибыли (когда бремя облегчено и дела идут хорошо, тогда хороши любые формы организации правления).
Главная проблема в компаниях подобного рода возникает тогда, когда несколько индивидуалов с равным статусом (директора), каждый из которых ответственен за свою часть бизнеса, несут коллективную ответственность за общие результаты корпорации и подотчетны за эти результаты перед группой (целым правлением), где они сами являются членами. Такая ситуация сводит на нет эффективность передачи прав и контроля.
Там, где управляющий директор один, взаимоотношения между ним и правлением в целом и между индивидуальным линейным менеджером и директорами-индивидуалами могут быть легко определены. Основной принцип здесь заключается в том, что все линейные менеджеры непосредственно подчинены управляющему директору и отчитываются перед ним, в то время как он, в свою очередь, полностью подотчетен председателю и правлению за результаты, достигнутые его управленческой командой.
Специфическая ответственность директоров-индивидуалов. По определению, директор-исполнитель ответственен за некоторые функции корпорации (например, финансы или персонал) или оперативную службу (например, дочернее предприятие или отдел). Какая ответственность должна быть возложена на директоров?
Во многих компаниях вопрос разрешается или откладывается без закрепления формальных обязанностей за директорами, не имеющими исполнительских функций. Но обычно в таких случаях понимается, что интерес директоров связан с их персональным опытом или сферой компетенции. Так, в случае приглашения банкира, он получит полномочия члена правления по финансовым делам, бухгалтера — по расчетам, ученого — по исследованиям и т. д.
По мере того как дела компании приобретают более международный и комплексный характер, увеличивается тенденция назначать как исполнительного, так и стороннего директоров с большой официальной ответственностью за одну или более сфер интересов, которые могут быть важными для компании в смысле получения специальной прибыли. Например, туристская компания, занимающаяся направлением туристов в страны Ближнего Востока, может назначить одного директора, официально ответственного за информацию по политическим, социальным и экономическим проблемам развития данного региона, так как это может представлять интерес для компании.
Прибыль компании — один из факторов, существенно отражающихся на стоимости ряда основных туров (например, детский туризм или семейные поездки), а также поддерживающих крепкую позицию на исключительно прибыльном рынке (например, конгрессный туризм в США). В таких компаниях в настоящее время расширяется практика назначения единого директора (обычно не связанного с исполнением) с получением им полномочий правления, в частности для изучения вопросов, связанных с прибылью.
Очевидной трудностью здесь является потенциальный конфликт интересов или полномочий между привлеченным директором и директором-исполнителем или линейным менеджером. Если один директор или менеджер имеет исполнительские обязанности в рамках функции приобретения и подотчетен по данной функции управляющему директору, то такие обязанности и полномочия не могут быть переданы другому директору.
Потенциальный конфликт можно преодолеть, разработав четкое разграничение между линейной обязанностью директора-исполнителя (распорядителя) или менеджера и «сферой специального интереса» привлеченного директора. В любом случае, это регулирование зависит от доброй воли и взаимопонимания между индивидуалами, которых касается данная проблема.
- Менеджмент туризма
- Оглавление
- Характеристика организационных структур управления
- § 1.2. Технология принятия решений и коммуникации в управлении Основные этапы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Диагностика проблемы:
- 2. Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений:
- Роль коммуникаций в управлении
- § 1.3. Социально-психологические основы руководства турфирмой
- Характеристики видов власти
- Стиль управления, используемые руководителями
- Глава 2
- § 2.1. «Тихая» революция в философии управления туризмом
- Постановка напряженных заданий
- Делегирование ответственности
- Требование практических решений
- Поощрение конструктивной неудовлетворенности
- Осознание реальностей
- § 2.2. Эволюция топ - менеджмента
- Эволюция правления.
- Управленческие функции правления
- Структура и состав правления
- Аналитические данные по размеру состава правления
- Задачи топ - менеджмента
- Определение потенциала улучшений
- § 2.3. Формирование стратегии развития туризма
- § 2.4. Эффективность управления туризмом
- Успех или неудача?
- Перемены в силу противоречивости обстоятельств
- Общие неудачи
- Подготовка к действию
- Разработка решений
- § 2.5. Повышение доходности туризма
- Планирование прибыли компании
- Выявление предположений
- Проблема участия в планировании
- Взаимосвязь функций сотрудников
- § 2.6. Источники прибыли в туризме
- «В ногу с технологиями»
- Новые методы анализа
- Смещение акцентов
- Увеличение прибыли
- Факторы роста прибыли
- Препятствия для роста объема прибыли
- § 2.7. Деловое администрирование в туризме
- Формирование менеджера нового типа
- Общие знаменатели
- Интернационализм: транснациональные объединения
- Характеристики нескольких крупнейших гостиничных цепей
- Новые требования к управлению
- Два аспекта лидерства
- Новые универсалисты
- § 2.8. Управление жизненным циклом туристского продукта
- Современная концепция управления жизненным циклом продукта
- Концепция жизненного цикла продукта
- Ошибки в управлении жизненным циклом продукта
- Измерение контроля
- Контроль жизненного цикла
- Анализ жизненного цикла
- Профилизация
- § 2.9. Управление технологическими инновациями
- Влияние технологических нововведений на эффективность туристского бизнеса
- Критические проблемы руководства
- Стратегия технологических основ бизнеса
- Глава 3 Менеджмент регионального туризма
- § 3.1. Основные понятия и методологическая база регионального менеджмента
- § 3.2. Основы региональной организации хозяйства и принципы районирования
- § 3.3. Особенности регионального туризма как объекта управления
- § 3.4. Понятие туристского региона
- § 3.5. Организационные структуры регионального туризма
- § 3.6. Функции организационных структур регионального туризма
- § 3.7. Этапы решения организационных задач регионального менеджмента
- Глава 4 Управление персоналом
- § 4.1. Значение управления человеческими ресурсами в турфирмах
- Характерные особенности услуг
- Особенности человеческих ресурсов
- 1) В сфере науки:
- § 4.2. Управление комплектованием кадров Задачи менеджера при комплектовании кадров
- Основные статьи затрат, связанные с работой персонала
- Минимизация ошибок при найме
- Краткая характеристика качественной потребности в персонале
- Методы планирования потребности в персонале
- 1. Общая потребность:
- 2. Потребность по категориям:
- 3. Дополнительная потребность:
- Примерный баланс рабочего времени работника
- Определение численности административно-управленческого персонала турфирмы с использованием формулы Розенкранца
- § 4.3. Управление развитием персонала Организация обучения и подготовки кадров
- Типы внутрифирменного обучения
- Планирование карьеры
- § 4.4. Основные понятия теории мотивации и ее развитие
- Корпоративная культура
- Конфликт
- § 4.5. Квалификационные требования к основным должностям работников туристской индустрии
- Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии
- Перечень должностных обязанностей для первого и второго квалификационных уровней
- Перечень основных навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей
- Глава 5 Управление маркетингом
- § 5.1. Принятие маркетинговых решений в условиях нестабильности туристского рынка
- § 5.2. Процесс планирования маркетинга в сфере туризма
- § 5.3. Управление маркетинговой разведкой
- § 5.4. Управление товарно-ценовой политикой турфирмы
- Сильные и слабые стороны марочных альтернатив
- Цена как инструмент стратегии маркетинга (на первом этапе жц товара)
- § 5.5. Управление каналами распределения товаров/услуг и их продвижением
- Глава 6 Маркетинговые коммуникации в туристском бизнесе
- § 6.1. Коммуникационная политика в туризме
- Структура коммуникации и коммуникационной политики
- Разработка коммуникационной стратегии
- § 6.2. Современное состояние и развитие маркетинговых коммуникаций
- Этапы маркетинговых коммуникаций
- Классификация маркетинговых коммуникаций
- Интернет как новый этап в развитии маркетинговых коммуникаций
- § 6.3. Основные элементы маркетинговых коммуникаций
- Реклама
- Паблик рилейшнз
- Прямой маркетинг
- Телефонный маркетинг
- Персональная продажа
- Продвижение продаж
- Выставки и ярмарки
- Глава 7 Инновационный менеджмент в туристской деятельности
- §7.1. Инновационный менеджмент-система управления развитием туристской фирмы
- Теоретические основы инновационного менеджмента
- Турфирма как сложная и развивающаяся система
- Характеристика инновационных предприятий
- § 7.2. Инновации как объект инновационного менеджмента Классификация инноваций
- Новизна инноваций
- Наукоемкость инноваций
- § 7.3. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций
- Жизненные циклы инноваций
- § 7.4. Управление инновационными проектами Концепция и принципы проектного управления
- Понятие и сущность инновационного проекта
- Организационные структуры управления проектами
- Финансирование инновационных проектов
- 2. Внебюджетное финансирование:
- Экспертиза инновационного проекта
- Глава 8 Управление инвестиционными программами развития туризма
- § 8.1. Оценка инвестиционной деятельности
- Характеристика объекта инвестирования
- Исходные данные для расчета
- Динамика денежного потока и расчет npv
- Коэффициент дисконтирования
- § 8.2. Формирование инвестиционных программ Структура инвестиционных программ
- Организация финансирования инвестиционной программы
- 1) По отношениям собственности:
- 2) По видам собственности:
- 3) По уровням собственников:
- 1) Долговое финансирование:
- 2) Долевое финансирование:
- 3) Финансирование на основе собственного капитала:
- § 8.3. Выбор инвестиционных проектов по экономическим критериям
- Характеристики проектов и результаты расчета
- Распределение проектов
- Исходные данные
- Инвестиционная программа
- Результаты анализа альтернативных проектов
- Глава 9 Международное регулирование туристской деятельности
- § 9.1. Понятие международного регулирования
- § 9.2. Роль международных организаций в регулировании туристской деятельности
- § 9.3. Международные туристские организации. Их виды, цели и задачи
- § 9.4. Международные туристские мероприятия
- § 9.5. Инструменты регулирования международной туристской деятельности
- § 9.6. Практика и процедуры регулирования туристской деятельности
- § 9.7. Адаптация международных правовых актов на национальном уровне
- Рекомендуемая литература