§ 9.3. Международные туристские организации. Их виды, цели и задачи
Интенсивный рост объемов и расширение границ международного туризма, динамичное развитие мировой индустрии туризма, выход его на позиции ведущей отрасли мировой экономики потребовали создания международных туристских организаций в целях упорядочения и регулирования туристской деятельности различных стран.
Процесс создания всемирных, континентальных и региональных организаций, призванных заниматься регулированием туризма и путешествий, начался в 20-е гг. XX в. За этот период сложилась целая система международных туристских организаций различного уровня и компетенции. Сегодня их насчитывается более 200. Более четверти из них являются активными и влиятельными в международной индустрии туризма.
Международные туристские организации могут носить названия: «организация», «союз», «ассоциация», «группа ассоциаций», «федерация», «конфедерация», «объединение», «ассамблея», «комиссия», «комитет», «фонд», «совет», «центр», «бюро», «институт» или «агентство». Наиболее распространенной международной туристской структурой является ассоциация — объединение на добровольной основе национальных организаций, учреждений и предприятий туристской индустрии, а также физических лиц с целью решения конкретных задач в сфере туризма.
В зависимости от масштабов, сферы и направленности своей деятельности международные туристские организации классифицируются по следующим основным группам:
мировые общего характера;
мировые отраслевого характера;
региональные общего характера;
региональные отраслевого характера;
специализированные;
особые.
Миссия, цели и задачи международных туристских организаций определены в их уставах и других программных документах. К мировым международным туристским организациям общего характера относятся:
Всемирная туристская организация (ВТО);
Всемирный совет по путешествиям и туризму (ВТТС);
Международная ассоциация мирового туризма (МТ);
Международный туристский союз (ТУИ);
Международный туристский альянс (АИТ);
Всемирная ассоциация по вопросам досуга и отдыха (ВЛРА) и другие.
Целями и задачами мировых международных туристских организаций общего характера являются представительство и защита интересов организаций и компаний туристской индустрии; определение политики в сфере туризма; формирование основных направлений развития мирового туризма; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества между странами-членами этих организаций и практическое содействие им в решении проблем развития туриндустрии и экономического роста страны.
Первой и старейшей туристской организацией общего характера явился созданный в 1925 г. Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма, который в 1927 г. получил название Международный конгресс официальных туристских организаций, а в 1930 г. — Международный союз организаций и пропаганды туризма. В 1947 г. на базе последовательно сменявших перечисленных туристских структур был учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО) — неправительственная международная организация, действительными членами которой являлись министерства и ведомства по туризму, генеральные комиссариаты и директораты, министерские службы, а также официальные национальные туристские организации.
В середине 70-х гг. перед упразднением МСОТО в него входили туристские организации более ста стран мира. МСОТО имел консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН, проводил широкую информационную и консультативную деятельность, издавал журнал «Мир туризма», вестник «Пограничные формальности» и целый ряд специальных бюллетеней («Туристское планирование и освоение территорий», «Туризм в свободное время», «Средства размещения» и другие).
Штаб-квартира МСОТО находилась в г. Женеве (Швейцария). Многие задачи, которые приходилось решать МСОТО, требовали повышения уровня этой организации, т. е. придания ей статуса межправительственной структуры ООН. На заседании чрезвычайной Генеральной ассамблеи МСОТО в сентябре 1970 г. был рассмотрен вопрос о преобразовании этого союза в межправительственную туристскую организацию — Всемирную туристскую организацию (ВТО). Устав ВТО был принят в 1975 г. Этот год официально считается годом создания международной специализированной организации системы ООН — ВТО. В соответствии с Уставом ВТО все государственные туристские организации — члены МСОТО имели право стать действительными членами ВТО без процедуры голосования, лишь направив заявления о том, что они признают Устав ВТО.
В настоящее время ВТО состоит из 138 действительных, ассоциированных и свыше 350 присоединившихся членов. Действительными членами являются государства, их правительственные учреждения; ассоциированными — территории, не имеющие внешнеполитической самостоятельности; присоединившимися — международные и национальные организации, туристские ассоциации и компании, а также компании, связанные с туризмом (авиационные и другие транспортные компании, туроператоры, турагенты, гостиничные и ресторанные ассоциации, банковские учреждения, издательские компании, учебные и исследовательские институты, местные и региональные туристские советы).
По значимости и влиянию на развитие туризма нет другой международной организации, равной ВТО. Ее деятельность охватывает все аспекты международного туризма: правовые, административные, экономические, финансовые, социальные, экологические, статистические, технические, кадровые.
Основополагающей целью ВТО в соответствии со ст. 3 Устава ВТО является «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии». Исходя из уставной цели основными задачами ВТО являются: расширение и углубление сотрудничества государств — членов этой организации в области туризма в целях развития стран и регионов; совершенствование качества образования и профессиональной подготовки туристских кадров; планирование, разработка и реализация мер по защите и рациональному использованию окружающей среды в контексте мирового устойчивого развития; повышение качества туристского обслуживания и обеспечение безопасности туристских услуг; изучение туристского рынка, сбор, анализ и систематизация статистических данных, прогнозирование развития туризма; обеспечение связей и обмена информацией между странами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской документации.
Руководящими органами ВТО являются Генеральная ассамблея, Исполнительный совет и Секретариат во главе с Генеральным секретарем.
Генеральная ассамблея — высший орган ВТО. Она собирается один раз в два года, утверждает бюджет и общую программу работы ВТО на последующий период. На ассамблее рассматриваются и утверждаются отчеты о деятельности организации, готовятся рекомендации по заключению международных соглашений, а также обсуждаются наиболее актуальные вопросы развития туристской сферы.
Исполнительный совет принимает меры для обеспечения выполнения организацией своих задач в соответствии с программой работы и в рамках утвержденного бюджета, разрабатывает предложения и рекомендации для Генеральной ассамблеи. Исполнительный совет собирается два раза в год. Он состоит из 26 членов, избираемых Генеральной ассамблеей по принципу представительства — один от каждых пяти действительных членов. Ассоциированные и присоединившиеся члены участвуют в заседаниях Исполнительного совета на правах наблюдателей.
Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, назначаемым Генеральной ассамблеей сроком на 4 года, состоит из 80 постоянных работников. Секретариат отвечает за выполнение программы работы организации и реализацию потребностей и интересов ее членов.
На практике регулирование международной туристской деятельности ВТО осуществляет через свои региональные комиссии (по Африке, Америке, Восточной Азии и Тихоокеанскому региону, Европе, Ближнему Востоку и Южной Азии). Эти комиссии состоят из действительных и ассоциированных членов региона и заседают не менее одного раза в год. Присоединившиеся члены от региона участвуют в заседаниях в качестве наблюдателей.
Помимо региональных комиссий в составе ВТО действуют специализированные комитеты. Они разрабатывают и предлагают рекомендации по управленческим, финансовым, организационным вопросам, а также по содержанию программы деятельности ВТО. Это Комитет по программе, Комитет по бюджету и финансам, Комитет по статистике, Комитет по окружающей среде, Комитет по поддержке качества и Комитет по образовательным центрам.
В структуре ВТО действуют рабочие группы: по инвестициям в туризме, туризму и его процессу, туризму и здоровью, туризму и окружающей среде, молодежному туризму.
В рамках соглашения с Организацией Объединенных Наций о сотрудничестве ВТО взаимодействует с ООН и ее специализированными учреждениями (ЮНЕСКО, ЭКОСОС и другими) в разработке и реализации программ развития туризма. В течение одного года ВТО осуществляет программы и проекты туристского развития в 40-50 странах. Штаб-квартира ВТО находится в г. Мадриде (Испания).
К мировым международным туристским организациям отраслевого характера относятся:
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА);
Международная ассоциация морских пассажирских перевозчиков (ИПСА);
Международная гостиничная ассоциация (МГА);
Международный союз национальных ассоциаций гостиниц ресторанов и кафе (Хо-Ре-Ка) и многие другие.
Целями и задачами мировых международных туристских организаций отраслевого характера являются: представительство и защита интересов своей отрасли на международном уровне и определение тенденций и путей ее развития; развитие и координация сотрудничества организаций и компаний отрасли между собой и с организациями и компаниями других отраслей туристской индустрии; разработка и внедрение единых принципов, норм и стандартов качества обслуживания в своей отрасли, подготовка для нее специалистов, а также решение актуальных проблем ее развития; информационная, издательская и маркетинговая деятельность.
Одной из наиболее влиятельных международных туристских организаций отраслевого характера является Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), которая была учреждена в 1919 г. В настоящее время ее членами являются 230 авиакомпаний из более чем 130 стран. Основная цель ИАТА — обеспечение сотрудничества авиакомпаний мира для обеспечения надежности, безопасности и экономичности международных пассажирских воздушных перевозок. Среди ключевых задач Ассоциации — развитие сотрудничества с международными организациями, определение путей и направлений сотрудничества с компаниями отрасли; упорядочение международного воздушного сообщения; обеспечение технических мер безопасности и надежности авиаперевозок; устранения угрозы травм и смерти пассажиров, порчи и утраты багажа; разработка и внедрение единых стандартов воздушной навигации, инфраструктуры аэропортов и обслуживания рейсов, документации; разработка и внедрение единых международных правил и процедур перевозок и обслуживания; установление единых международных авиатарифов. ИАТА имеет офисы в Женеве, Сингапуре и Монреале.
Международная гостиничная ассоциация (МГА) — член ВТО с 1979 г. Основная цель ассоциации — представительство интересов мировой гостиничной индустрии на международном уровне. Среди задач МГА — создание условий для широкого сотрудничества гостиничных предприятий; обеспечение информационного обслуживания организаций (своих членов) по вопросам развития гуманитарных ресурсов, технологии и автоматизации, защиты окружающей среды, маркетинга; контроль за исполнением международного законодательства; координация и публикация туристских исследований; финансирование целевых программ и другие задачи. Штаб-квартира МГА находится в Париже (Франция).
К региональным международным туристским организациям общего характера относятся:
Европейская комиссия по туризму (КЕТ);
Европейская туристская группа (ЕТАГ);
Бюро организаций — членов АИТ в Европейском союзе (АИТ-ЕС);
Ассоциация по развитию и координации европейских туристских обменов (АДСЕТЕ);
Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА);
Туристская ассоциация стран Восточной Азии (ЕАТА);
Федерация туристских ассоциаций стран-членов АСЕАН (ФАТА);
Ассоциация туристской индустрии Америки (ТИАА);
Конфедерация туристских организаций Латинской Америки (КОТ АЛ);
Караибская туристская организация (КТО);
Арабский туристский союз (ЮАТ);
Панафриканская туристская организация (ПАТО);
Африканская ассоциация путешествий (АТА) и другие.
Целями и задачами региональных международных туристских организаций общего характера являются: представительств во и защита интересов туристской индустрии своего региона на международном уровне; определение тенденций и путей развития туризма; продвижение въездного туризма; маркетинговая деятельность, содействие объединению и координации усилий всех секторов и компаний туристской индустрии; финансирование целевых программ развития туризма в регионе; внедрение новых технологий; разработка единых норм и стандартов туристского обслуживания, информационная и издательская деятельность.
Важную роль в развитии туризма на европейском континенте играет Европейская комиссия по туризму (КЕТ), которая является членом ВТО с 1977 г. Цель организации — содействие развитию туризма в Европе через продвижение основных мировых рынков, финансируемое национальными туристскими организациями в 26 странах мира. Основные задачи КЕТ — установление и развитие общественных связей, нацеленных на СМИ и потребителей; рекламная и издательская деятельность; проведение маркетинговых исследований; установление контактов с профессионалами в различных секторах туристской индустрии. Контакт с профессионалами Комиссия осуществляет через Европейскую туристскую группу (ЕТАГ).
Одна из ведущих региональных организаций общего характера — Туристская ассоциация стран Азии в Тихого океана (ПАТА). Учрежденная в 1951 г., ПАТА в настоящее время объединяет 38 национальных правительственных представительств более 50 государственных и туристских администраций и 2 тыс. туристских компаний Азиатского и Тихоокеанского регионов. Цель организации — способствовать росту и повышению качества туризма в странах региона. Задачи ПАТА — формирование общей политики и стратегии развития туризма в регионе, обеспечение сбалансированного прироста туристских потоков, определение и принятие мер разумной консервации в целях сохранения природной и культурной среды в нем в связи с трехкратным увеличением здесь въездного туризма за последнее десятилетие, маркетинговая деятельность и мероприятия по продвижению туризма, разработка и реализация программ подготовки персонала для туристской индустрии региона, подготовка и проведение учебных семинаров, координация деятельности всех его туристских организаций и компаний.
ПАТА имеет офисы в пяти городах: Бангкок (Таиланд, оперативная штаб-квартира), Сан-Франциско (США, административная штаб-квартира), Сингапур, Сидней (Австралия) и Монако.
К региональным международным туристским организациям отраслевого характера относятся:
Ассоциация европейских авиакомпаний (АЕА); Ассоциация азиатских авиакомпаний (ОАА);
Ассоциация африканских авиакомпаний (АФРАА);
Азиатско-Австралазийская гостиничная и ресторанная ассоциация (ААХРА);
Межамериканская гостиничная ассоциация (ИАХА);
Арабский гостиничный союз (ЮАХ);
Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе и подобных учреждений в Европейском союзе и Европейской экономической зоны (ХОТРЕК);
Европейская федерация мотелей (ЕМФ) и другие организации.
Целями и задачами региональных международных туристских организаций отраслевого характера являются представительство и защита интересов отраслевых организаций и компаний своего региона на международном уровне; определение тенденций и путей развития своей отрасли в регионе; развитие и координация сотрудничества отраслевых организаций и компаний между собой и с организациями и компаниями других отраслей туристской индустрии; разработка и внедрение норм и стандартов качества обслуживания в своей отрасли; решение актуальных проблем развития туризма в своем регионе; подготовка специалистов отрасли для региона; информационная, издательская и маркетинговая деятельность по региону.
К числу региональных международных туристских организаций отраслевого характера относится Межамериканская гостиничная ассоциация (ИАХА). Она является членом ВТО с 1992 г. Основная ее цель — представительство гостиничной индустрии всего Американского региона (Северной и Южной Америки) на международном уровне. Задачи ИАХА — представление и защита интересов компаний гостиничной отрасли региона на международных форумах; осуществление коммуникаций и содействие сотрудничеству членских организаций с компаниями туристской индустрии; маркетинговые исследования; статистическая и издательская деятельность; организация и осуществление подготовки персонала для гостиничной отрасли региона. ИАХА имеет офисы в городах: Богота (Колумбия), Виехо (США), Лима (Перу).
Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе и подобных учреждений в Европейском союзе и Европейской экономической зоны (ХОТРЕК) — влиятельная европейская организация гостинично- ресторанной отрасли. ХОТРЕК представляет интересы 35 национальных ассоциаций индустрии гостиниц, ресторанов и кафе 19 европейских стран. Цель Конфедерации — максимальное содействие сотрудничеству своих членских организаций и защита интересов европейской индустрии гостиниц, ресторанов и кафе на международном уровне. Задачи ХОТРЕК — выражение интересов организаций, учреждений и компаний индустрии гостиниц, ресторанов и кафе ЕС; сотрудничество с партнерскими организациями; взаимодействие с другими отраслями европейской индустрии туризма; поддержание и развитие связей с мировой индустрией туризма; разработка и реализация программ подготовки профессиональных кадров для европейской индустрии гостиниц, ресторанов и кафе; издательская и рекламная деятельность; разработка норм и стандартов качества в своей отрасли. В целях международного регулирования гостинично-ресторанной отрасли Европы и для реализации своих задач ХОТРЕК, в частности, издает Белую книгу, являющуюся сборником официальных документов и рекомендаций, где излагаются современные требования к индустрии гостиниц, ресторанов и кафе. Штаб-квартира ХОТРЕК находится в Брюсселе (Бельгия).
К специализированным международным туристским организациям относятся такие структуры, деятельность которых охватывает специальные области туристского бизнеса и предпринимательства или отдельные виды туризма и путешествий. Специализированные туристские организации могут быть международными и региональными.
Цели и задачи специализированных международных туристских организаций определяются их конкретной специализацией в туризме и туристской деятельности.
К специализированным организациям в области туристского бизнеса и предпринимательства относятся:
Международная федерация туроператоров (ИФТО);
Всемирная федерация туристских агентств (ВАТА);
Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ-УФТАА);
Международная ассоциация организаторов экскурсионных и туристских программ (ИСТА);
Международная ассоциация гидов по сопровождению (турэскорта) (ИАТМ) и другие организации.
Среди ведущих организаций, действующих в сфере туристского бизнеса и предпринимательства, — Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА). Она была создана в 1949 г., представляет собой международное объединение туристских агентств и имеет 185 членских организаций в 160 городах 82 стран мира. Основная цель организации — сотрудничество высокопрофессиональных туристских агентств мира для формирования единого рыночного имиджа и установления единых стандартов качества туристского обслуживания. Среди задач ВАТА — информационное обслуживание; координация и содействие деятельности турагентств; разработка и распространение документов, регулирующих развитие своего сектора туристского бизнеса; консультирование; финансовая помощь и защита экономических интересов своих членов; защита и представительство своих членов на международных форумах, выставках и ярмарках. Для реализации задач ассоциация, в частности, проводит семинары и заседания рабочих групп; разработала ваучер (WATA Voucher) — наиболее практичный документ для сотрудничества турагентов и поставщиков; издала сборник 130 конфиденциальных тарифов, которым пользуются 10 тыс. турагентств; ежеквартально издает информационный бюллетень (WATA Gazette). Штаб-квартира ВАТА находится в Женеве.
К специализированным организациям в области отдельных видов туризма относятся:
Международная ассоциация по туризму с деловыми целями (ИБТА);
Международная федерация организаций социального турима (ИФПТО);
Международное бюро по социальному туризму (БИТС);
Международная федерация социального туризма (ФИТС);
Международное бюро по молодежному туризму и обменам (БИТЕЖ);
Международная конфедерация по студенческому туризму
(МКСТ);
Федерация международных молодежных туристских организаций (ФИЮТО);
Международная федерация кемпинга и караванинга (ФИКК);
Международная федерация конно-спортивного туризма (ФИТЕ);
Европейская ассоциация туристских торговых ярмарок (ЕТТФА) и другие.
Международное бюро по социальному туризму (БИТС), учрежденное в 1963 г., является членом ВТО с 1977 г. Цель БИТС — способствовать организации и продвижению социального туризма, сделать туризм доступным для большинства населения. Среди задач БИТС — продвижение и развитие социального туризма на международном уровне; координация туристской деятельности своих членских организаций; информирование и консультирование своих членов по различным вопросам развития социального туризма; содействие национальным организациям в решении проблем продвижения и развития социального туризма. Среди важных направлений деятельности БИТС — такие вопросы, как финансирование отдыха социально незащищенных групп населения; законодательные инициативы в области социального туризма; повышение качества профессиональной подготовки управленческого персонала; ведущая роль в развитии социального туризма таких видов отдыха, как кемпинг и караванинг; исследование проблем молодежного туризма. Штаб-квартира БИТС - в Брюсселе.
Международная конфедерация по студенческому туризму (МКСТ) является членом ВТО с 1981 г. Цель этой организации — расширение международного взаимопонимания через продвижение туризма и обменов студентов, молодежи и академического сообщества. Задачи Конфедерации — создание условий для расширения международного представительства; содействие сотрудничеству между членскими организациями и совместной деятельности своих членов с туристской индустрией и педагогической общественностью; оказание административной и финансовой помощи; маркетинговые услуги. В рамках деятельности МКСТ членские ассоциации производят и распространяют 2 млн. международных студенческих идентификационных карточек (1SIC) для своих членов и 1,3 млн. авиабилетов, содействуя удешевлению и доступности студенческого туризма и обменов во всем мире. Штаб-квартира МКСТ — в Амстердаме (Нидерланды).
Одной из организаций, отвечающих за развитие выставочного туризма, является Европейская ассоциация туристских торговых ярмарок (ЕТТФА). Эта ассоциация обеспечивает механизм регулирования международной туристской выставочной деятельностью в рамках Европы. Ассоциация была учреждена в 1993 г. В настоящее время ее сфера деятельности охватывает 11 ярмарок. Штаб-квартира ЕТТФА находится в Брюсселе. Основная цель ассоциации — содействие эффективной организации и проведению международных туристских ярмарок. Задачи ЕТТФА — обеспечение успешного представительства туристских компаний и организаций на международных выставках-ярмарках; внедрение единых стандартов на ярмарках своих членских организаций; обеспечение качества обслуживания участников; выражение общих интересов членских организаций; формирование базы данных по основным участникам ярмарок.
К особым международным туристским организациям относятся международные структуры, которые созданы для выполнения специфических функций в сфере международного туризма и путешествий. Цели и задачи особых международных туристских организаций определяются их особой сферой деятельности, специфическими функциями и компетенцией.
Во-первых, это организации, основной сферой деятельности которых является туристская информация. К их числу относятся:
Международная федерация журналистов и писателей, освещающих вопросы туризма (ФИЖЕТ);
Международная федерация работников прессы — экспертов в гастрономии, виноградарстве и туризме (ФИПРЕГА);
Международная ассоциация по документации и информации в области культуры и туризма (АДИКТ).
Международная федерация журналистов и писателей, освещающих вопросы туризма (ФИЖЕТ), созданная в Париже в 1954 г., является членом ВТО с 1994 г. Цель Федерации — вносить вклад в развитие международного туризма через регулярные публикации, освещающие вопросы туризма в средствах массовой информации, и представлять интересы своих членов — журналистов и писателей. Задачи Федерации — поощрение журналистов и писателей, организации, города и страны, которые внесли наиболее весомый вклад в развитие туризма; привлечение и поощрение молодых журналистов; содействие обмену мнениями и изучению проблем развития туризма через систему семинаров; защита прав журналистов на доступ к информации, организация представительства ФИЖЕТ в разных странах через создание клубов журналистов и писателей.
Во-вторых, это организации, регулирующие профессиональное туристское образование. К ним относятся:
Всемирная ассоциация по профессиональному обучению в области туризма (АМФОРТ);
Международная ассоциация выпускников гостиничных школ (УИАЕЕХ) и другие.
Одной из международных организаций, отвечающих за профессиональное образование и подготовку в сфере туризма, является Всемирная ассоциация по профессиональному обучению в области туризма (АМФОРТ). Она является членом ВТО с 1987 г. Ключевая цель ассоциации — организация качественного профессионального туристского образования. Задачи АМФОРТ — рационализация методов профессиональной подготовки в туризме; стандартизация программ подготовки; сбор соответствующей документации; сотрудничество с преподавательскими кадрами в целях координации и гармонизации учебных программ и методов обучения; создание условий выпускникам для международных и профессиональных контактов; содействие техническому и образовательному сотрудничеству между учебными центрами и изданию учебников; определение потребностей туристского сектора в кадрах и многие другие задачи. Штаб-квартира Ассоциации — в г. Мадриде.
В-третьих, это организации, действующие в области научных туристских исследований. К таким организациям относятся:
Ассоциация по исследованиям в области туризма и путешествий (ТТРА);
Международная ассоциация научных экспертов в области туризма (АИЕСТ).
Ассоциация по исследованиям в области туризма и путешествий (ТТРА) — профессиональная международная организация специалистов по туристским исследованиям, являющаяся лидером в своей области. ТТРА была учреждена в 1970 г. и в настоящее время объединяет 800 специалистов по научным и маркетинговым исследованиям. Цель ассоциации — повышение качества и обеспечение доступности информации по научным и маркетинговым исследованиям для повышения эффективности туристского маркетинга, планирования и развития.
Среди задач ТТРА — определение и внедрение стандартов туристских исследований; обеспечение качества туристских исследований и маркетинговой информации; содействие доступу к источникам информации в целях туристских исследований; обучение своих членов умениям и навыкам в области исследований, маркетинга и планирования; обеспечение условий для взаимодействия специалистов в области исследований; содействие разработке программ туристских исследований в высших учебных заведениях и многие другие задачи. ТТРА имеет офисы в Европе, США и Канаде.
- Менеджмент туризма
- Оглавление
- Характеристика организационных структур управления
- § 1.2. Технология принятия решений и коммуникации в управлении Основные этапы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Диагностика проблемы:
- 2. Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений:
- Роль коммуникаций в управлении
- § 1.3. Социально-психологические основы руководства турфирмой
- Характеристики видов власти
- Стиль управления, используемые руководителями
- Глава 2
- § 2.1. «Тихая» революция в философии управления туризмом
- Постановка напряженных заданий
- Делегирование ответственности
- Требование практических решений
- Поощрение конструктивной неудовлетворенности
- Осознание реальностей
- § 2.2. Эволюция топ - менеджмента
- Эволюция правления.
- Управленческие функции правления
- Структура и состав правления
- Аналитические данные по размеру состава правления
- Задачи топ - менеджмента
- Определение потенциала улучшений
- § 2.3. Формирование стратегии развития туризма
- § 2.4. Эффективность управления туризмом
- Успех или неудача?
- Перемены в силу противоречивости обстоятельств
- Общие неудачи
- Подготовка к действию
- Разработка решений
- § 2.5. Повышение доходности туризма
- Планирование прибыли компании
- Выявление предположений
- Проблема участия в планировании
- Взаимосвязь функций сотрудников
- § 2.6. Источники прибыли в туризме
- «В ногу с технологиями»
- Новые методы анализа
- Смещение акцентов
- Увеличение прибыли
- Факторы роста прибыли
- Препятствия для роста объема прибыли
- § 2.7. Деловое администрирование в туризме
- Формирование менеджера нового типа
- Общие знаменатели
- Интернационализм: транснациональные объединения
- Характеристики нескольких крупнейших гостиничных цепей
- Новые требования к управлению
- Два аспекта лидерства
- Новые универсалисты
- § 2.8. Управление жизненным циклом туристского продукта
- Современная концепция управления жизненным циклом продукта
- Концепция жизненного цикла продукта
- Ошибки в управлении жизненным циклом продукта
- Измерение контроля
- Контроль жизненного цикла
- Анализ жизненного цикла
- Профилизация
- § 2.9. Управление технологическими инновациями
- Влияние технологических нововведений на эффективность туристского бизнеса
- Критические проблемы руководства
- Стратегия технологических основ бизнеса
- Глава 3 Менеджмент регионального туризма
- § 3.1. Основные понятия и методологическая база регионального менеджмента
- § 3.2. Основы региональной организации хозяйства и принципы районирования
- § 3.3. Особенности регионального туризма как объекта управления
- § 3.4. Понятие туристского региона
- § 3.5. Организационные структуры регионального туризма
- § 3.6. Функции организационных структур регионального туризма
- § 3.7. Этапы решения организационных задач регионального менеджмента
- Глава 4 Управление персоналом
- § 4.1. Значение управления человеческими ресурсами в турфирмах
- Характерные особенности услуг
- Особенности человеческих ресурсов
- 1) В сфере науки:
- § 4.2. Управление комплектованием кадров Задачи менеджера при комплектовании кадров
- Основные статьи затрат, связанные с работой персонала
- Минимизация ошибок при найме
- Краткая характеристика качественной потребности в персонале
- Методы планирования потребности в персонале
- 1. Общая потребность:
- 2. Потребность по категориям:
- 3. Дополнительная потребность:
- Примерный баланс рабочего времени работника
- Определение численности административно-управленческого персонала турфирмы с использованием формулы Розенкранца
- § 4.3. Управление развитием персонала Организация обучения и подготовки кадров
- Типы внутрифирменного обучения
- Планирование карьеры
- § 4.4. Основные понятия теории мотивации и ее развитие
- Корпоративная культура
- Конфликт
- § 4.5. Квалификационные требования к основным должностям работников туристской индустрии
- Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии
- Перечень должностных обязанностей для первого и второго квалификационных уровней
- Перечень основных навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей
- Глава 5 Управление маркетингом
- § 5.1. Принятие маркетинговых решений в условиях нестабильности туристского рынка
- § 5.2. Процесс планирования маркетинга в сфере туризма
- § 5.3. Управление маркетинговой разведкой
- § 5.4. Управление товарно-ценовой политикой турфирмы
- Сильные и слабые стороны марочных альтернатив
- Цена как инструмент стратегии маркетинга (на первом этапе жц товара)
- § 5.5. Управление каналами распределения товаров/услуг и их продвижением
- Глава 6 Маркетинговые коммуникации в туристском бизнесе
- § 6.1. Коммуникационная политика в туризме
- Структура коммуникации и коммуникационной политики
- Разработка коммуникационной стратегии
- § 6.2. Современное состояние и развитие маркетинговых коммуникаций
- Этапы маркетинговых коммуникаций
- Классификация маркетинговых коммуникаций
- Интернет как новый этап в развитии маркетинговых коммуникаций
- § 6.3. Основные элементы маркетинговых коммуникаций
- Реклама
- Паблик рилейшнз
- Прямой маркетинг
- Телефонный маркетинг
- Персональная продажа
- Продвижение продаж
- Выставки и ярмарки
- Глава 7 Инновационный менеджмент в туристской деятельности
- §7.1. Инновационный менеджмент-система управления развитием туристской фирмы
- Теоретические основы инновационного менеджмента
- Турфирма как сложная и развивающаяся система
- Характеристика инновационных предприятий
- § 7.2. Инновации как объект инновационного менеджмента Классификация инноваций
- Новизна инноваций
- Наукоемкость инноваций
- § 7.3. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций
- Жизненные циклы инноваций
- § 7.4. Управление инновационными проектами Концепция и принципы проектного управления
- Понятие и сущность инновационного проекта
- Организационные структуры управления проектами
- Финансирование инновационных проектов
- 2. Внебюджетное финансирование:
- Экспертиза инновационного проекта
- Глава 8 Управление инвестиционными программами развития туризма
- § 8.1. Оценка инвестиционной деятельности
- Характеристика объекта инвестирования
- Исходные данные для расчета
- Динамика денежного потока и расчет npv
- Коэффициент дисконтирования
- § 8.2. Формирование инвестиционных программ Структура инвестиционных программ
- Организация финансирования инвестиционной программы
- 1) По отношениям собственности:
- 2) По видам собственности:
- 3) По уровням собственников:
- 1) Долговое финансирование:
- 2) Долевое финансирование:
- 3) Финансирование на основе собственного капитала:
- § 8.3. Выбор инвестиционных проектов по экономическим критериям
- Характеристики проектов и результаты расчета
- Распределение проектов
- Исходные данные
- Инвестиционная программа
- Результаты анализа альтернативных проектов
- Глава 9 Международное регулирование туристской деятельности
- § 9.1. Понятие международного регулирования
- § 9.2. Роль международных организаций в регулировании туристской деятельности
- § 9.3. Международные туристские организации. Их виды, цели и задачи
- § 9.4. Международные туристские мероприятия
- § 9.5. Инструменты регулирования международной туристской деятельности
- § 9.6. Практика и процедуры регулирования туристской деятельности
- § 9.7. Адаптация международных правовых актов на национальном уровне
- Рекомендуемая литература