Теоретические основы инновационного менеджмента
Словосочетание «инновационный менеджмент» означает управление нововведениями.
Применительно к социально-экономическим системам (организациям с разными формами коллективного труда) управление является процессом целенаправленного воздействия, необходимым для согласования совместной деятельности людей. Управление существует там и только там, где есть человек, совместная деятельность, экономическая заинтересованность, возможность получения ожидаемого результата.
В зарубежной практике понятие менеджмента как системы управления связывается с двумя принципиальными моментами:
управляемая трудовая деятельность людей ограничивается масштабами отдельного субъекта экономики (предпринимательской структуры) и ее спецификой (сферами материального производства и услуг);
управление трудовой деятельностью строго ориентировано yа определенный тип отношений между субъектами экономики (рыночный тип системы хозяйствования).
Таким образом, менеджмент — это управление на уровне отдельной производственно-хозяйственной единицы (предприятия, предпринимательской фирмы), ориентированное на особенности ее функционирования в условиях рыночной экономики.
Что касается термина «нововведение», то наиболее близким его синонимом является термин «инновация».
«Нововведение — инновация» в широком смысле означает обновление какого-либо объекта, иначе — проведение в нем какого-либо изменения. Любые реально проведенные изменения всегда приводят к одному результату — характеристики (свойства) объекта изменяются. Другими словами, нововведение (инновация) переводит объект из одного качественного или количественного состояния в другое. Правомочно задать вопрос: «В какое?» Правильным будет ответ: «В любое и не обязательно лучшее».
Таким образом, под нововведением следует понимать изменения, вносимые в действующий техносоциальный объект управления; а под «управлением нововведениями» — планируемый, контролируемый и регулируемый процесс внесения обоснованных изменений в целях перевода объекта в новое, более качественное состояние. Необходимость проведения таких изменений всегда обоснована возникающими потребностями, которые, как правило, носят рыночный характер. Итак, нововведение как процесс изменения характерно своей необратимостью, направленностью и закономерностью. Только одновременное наличие этих трех свойств в проводимых изменениях связывает их с процессом развития, т. е. классифицирует их как реализацию «функции развития» применительно к конкретному объекту управления. На основании последнего можно сделать важный вывод: управление нововведениями (инновационный менеджмент) — это процесс управления развитием предприятия (фирмы).
Инновация — это, по сути комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.
Информационная основа инноваций проявляется в возможности распространения (тиражирования, диффузии) новшества на любой из стадий его реализации. Распространяться могут исходная идея новшества, изобретение как результат научно-исследовательских работ, результат проектирования (разработки) новшества, результат изготовления (внедрения) новшества.
В сфере предпринимательской деятельности на основе использования новых знаний и новой информации реализуется главный нововведенческий (инновационный) цикл: «создание — производство — потребление новшества».
Инноватика (научное направление о нововведениях) опирается на диалектику учения о всеобщем развитии, обусловливающую принципиальное различие и одновременно органическое единство двух его типов — эволюции и революции. Применительно к рассматриваемым процессам развитие производственной организации характеризуется чередованием этапов революционных (скачкообразных) и эволюционных (равномерных по темпам) инновационных преобразований. Революционные преобразования основываются на использовании радикальных нововведений, а эволюционные — постепенно раскрывающихся дополнительных (модифицирующих) возможностей базового радикального новшества.
Любые нововведения, особенно радикальные, вносят в отлаженную производственную организацию элементы неустойчивости и неопределенности, приводящие к нарушению стабильности. Такое состояние характеризуется как кризисное. Оно сохраняется до момента окончательного перехода организации в качественно новое, устойчивое состояние. Таким образом, процессы реализации нововведений объективно связаны с переходными процессами, суть которых сводится «к ломке старого и освоению нового», что находится в полном соответствии с классической философией развития. Г. Гегель, один из ее основоположников, раскрыл всеобщий механизм развития как возникновение, борьбу и преодоление противоположностей. При построении синтетических теорий развивающихся объектов, к числу которых относится развивающаяся теория инновационного развития социально-экономических систем, нужно учитывать, что технология анализа процессов их функционирования более развита и формализована, чем технология исследования и анализа процессов их развития (преобразования).
Содержанием инновационных преобразований являются кризисные состояния в производственной организации, а целью Управления нововведениями — обеспечение жизнедеятельности в предкризисных, кризисных и пост кризисных ситуациях.
Значимость, специфика и трудности управления проблемами развития предприятий выделили инновационный менеджмент как самостоятельное научно-техническое направление в отдельную практическую плоскость его применения. Его научный потенциал определяется достижениями и темпами развития инноватики, а практическое предназначение сводится к выполнению функций по управлению процессами создания и реализации качественных изменений (преобразований, модификаций и т. п.) в разных сферах хозяйственной деятельности предпринимательской структуры, которые в совокупности и определяют стратегию ее развития.
Таким образом, инновационный менеджмент — это система управления разработкой и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления и увеличение его капитала. Новшествами могут быть: выпускаемая продукция (товары, изделия, турпродукты), выполняемые производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации, выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т. п. Процессы управления инновациями в мировой практике получили название инновационных процессов.
Сущность, содержание и специфика инновационного менеджмента обусловливают особенности управления исследовательскими, аналитическими, проектными и другими работами на стадиях разработки и освоения новшеств. Управление такими работами требует и от исполнителей, и от руководителей-менеджеров профессионального владения разнообразными методами поиска и реализации решений в условиях повышенной неопределенности и хозяйственного риска. Все это обусловливает необходимость практического выделения в совокупной управленческой деятельности целевой специализации для группы менеджеров — руководителей процессами инновационных преобразований. Объектами управления в инновационном менеджменте могут быть не только предпринимательская фирма и ее составные части, но и отдельные инновационные идеи, предложения, проекты, новые комплексы, системы, методы и процессы.
Проблематика инновационного менеджмента отличается разнообразием и сложностью. В теоретических работах и в практической деятельности используются различные принципы систематизации функций инновационного менеджмента. Путем обобщения разных подходов и трактовок можно выделить две определяющие группы функций инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие.
Основные (предметные) функции отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью: формирование целей, планирование, организация и контроль инновационных преобразований.
Обеспечивающие функции — это управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному выполнению основных (предметных) функций управления на предприятии. Обеспечивающие функции подразделяются на социально-психологические и процессуальные функции. Первые связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе и реализуются способами рационального делегирования полномочий и мотивации творческого труда исполнителей, вторые — с двумя основными видами деятельности менеджеров: принимаемые решения и коммуникации на всех стадиях жизненного цикла инноваций.
Эффективность реализации основных и обеспечивающих функций достигается за счет соответствия целей инновационной деятельности следующим принципам:
планируемые инновации должны быть измеримыми, т. е. иметь конкретное выражение по характеру и своей ориентации, отражать свою специфику и устанавливать внутренние и внешние ориентиры организации;
инновационные намерения должны быть достаточно строго ориентированными во времени, т. е. устанавливать сроки достижения желаемых результатов;
инновационные цели должны быть достижимыми даже в случае возможных сложностей, неопределенностей, наличия риска и носить мобилизационный и мотивирующий характер;
разнообразные цели в программе развития организации должны быть взаимоувязанными и непротиворечивыми.
Практический потенциал инновационной деятельности в значительной степени определяется уровнем развития инновационной инфраструктуры.
Понятие и состав инновационной инфраструктуры зависят от совокупности внешних факторов, условий, стимулов и ограничений, прямо или косвенно определяющих как возможность, так и необходимость становления и развития систем управления инновациями.
Элементы инновационной инфраструктуры по характеру воздействия классифицируются на следующие группы:
научно-технические (достижения научно-технического прогресса (НТП), предоставляющие возможность качественных преобразований и развития);
законодательно-правовые (свод законодательных положений по предпринимательской деятельности, обеспечивающих свободу и альтернативность использования объектами рынка своего технического и экономического потенциалов);
социально-экономические (уровень развития экономики и социального обеспечения, определяющий темпы и направления изменений и возможностей удовлетворения рыночных потребностей);
рыночные (складывающаяся рыночная конъюнктура, расширение конкуренции, изменения условий для выживаемости рыночных объектов).
Эффективность инновационных преобразований требует развитой научно-технической и инновационной инфраструктуры, формирование которой — одна из главных задач в общей проблематике инновационного менеджмента. Ее создание и постоянное совершенствование отвечает интересам государства, отдельных его регионов и каждого субъекта рыночной экономики.
- Менеджмент туризма
- Оглавление
- Характеристика организационных структур управления
- § 1.2. Технология принятия решений и коммуникации в управлении Основные этапы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Диагностика проблемы:
- 2. Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений:
- Роль коммуникаций в управлении
- § 1.3. Социально-психологические основы руководства турфирмой
- Характеристики видов власти
- Стиль управления, используемые руководителями
- Глава 2
- § 2.1. «Тихая» революция в философии управления туризмом
- Постановка напряженных заданий
- Делегирование ответственности
- Требование практических решений
- Поощрение конструктивной неудовлетворенности
- Осознание реальностей
- § 2.2. Эволюция топ - менеджмента
- Эволюция правления.
- Управленческие функции правления
- Структура и состав правления
- Аналитические данные по размеру состава правления
- Задачи топ - менеджмента
- Определение потенциала улучшений
- § 2.3. Формирование стратегии развития туризма
- § 2.4. Эффективность управления туризмом
- Успех или неудача?
- Перемены в силу противоречивости обстоятельств
- Общие неудачи
- Подготовка к действию
- Разработка решений
- § 2.5. Повышение доходности туризма
- Планирование прибыли компании
- Выявление предположений
- Проблема участия в планировании
- Взаимосвязь функций сотрудников
- § 2.6. Источники прибыли в туризме
- «В ногу с технологиями»
- Новые методы анализа
- Смещение акцентов
- Увеличение прибыли
- Факторы роста прибыли
- Препятствия для роста объема прибыли
- § 2.7. Деловое администрирование в туризме
- Формирование менеджера нового типа
- Общие знаменатели
- Интернационализм: транснациональные объединения
- Характеристики нескольких крупнейших гостиничных цепей
- Новые требования к управлению
- Два аспекта лидерства
- Новые универсалисты
- § 2.8. Управление жизненным циклом туристского продукта
- Современная концепция управления жизненным циклом продукта
- Концепция жизненного цикла продукта
- Ошибки в управлении жизненным циклом продукта
- Измерение контроля
- Контроль жизненного цикла
- Анализ жизненного цикла
- Профилизация
- § 2.9. Управление технологическими инновациями
- Влияние технологических нововведений на эффективность туристского бизнеса
- Критические проблемы руководства
- Стратегия технологических основ бизнеса
- Глава 3 Менеджмент регионального туризма
- § 3.1. Основные понятия и методологическая база регионального менеджмента
- § 3.2. Основы региональной организации хозяйства и принципы районирования
- § 3.3. Особенности регионального туризма как объекта управления
- § 3.4. Понятие туристского региона
- § 3.5. Организационные структуры регионального туризма
- § 3.6. Функции организационных структур регионального туризма
- § 3.7. Этапы решения организационных задач регионального менеджмента
- Глава 4 Управление персоналом
- § 4.1. Значение управления человеческими ресурсами в турфирмах
- Характерные особенности услуг
- Особенности человеческих ресурсов
- 1) В сфере науки:
- § 4.2. Управление комплектованием кадров Задачи менеджера при комплектовании кадров
- Основные статьи затрат, связанные с работой персонала
- Минимизация ошибок при найме
- Краткая характеристика качественной потребности в персонале
- Методы планирования потребности в персонале
- 1. Общая потребность:
- 2. Потребность по категориям:
- 3. Дополнительная потребность:
- Примерный баланс рабочего времени работника
- Определение численности административно-управленческого персонала турфирмы с использованием формулы Розенкранца
- § 4.3. Управление развитием персонала Организация обучения и подготовки кадров
- Типы внутрифирменного обучения
- Планирование карьеры
- § 4.4. Основные понятия теории мотивации и ее развитие
- Корпоративная культура
- Конфликт
- § 4.5. Квалификационные требования к основным должностям работников туристской индустрии
- Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии
- Перечень должностных обязанностей для первого и второго квалификационных уровней
- Перечень основных навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей
- Глава 5 Управление маркетингом
- § 5.1. Принятие маркетинговых решений в условиях нестабильности туристского рынка
- § 5.2. Процесс планирования маркетинга в сфере туризма
- § 5.3. Управление маркетинговой разведкой
- § 5.4. Управление товарно-ценовой политикой турфирмы
- Сильные и слабые стороны марочных альтернатив
- Цена как инструмент стратегии маркетинга (на первом этапе жц товара)
- § 5.5. Управление каналами распределения товаров/услуг и их продвижением
- Глава 6 Маркетинговые коммуникации в туристском бизнесе
- § 6.1. Коммуникационная политика в туризме
- Структура коммуникации и коммуникационной политики
- Разработка коммуникационной стратегии
- § 6.2. Современное состояние и развитие маркетинговых коммуникаций
- Этапы маркетинговых коммуникаций
- Классификация маркетинговых коммуникаций
- Интернет как новый этап в развитии маркетинговых коммуникаций
- § 6.3. Основные элементы маркетинговых коммуникаций
- Реклама
- Паблик рилейшнз
- Прямой маркетинг
- Телефонный маркетинг
- Персональная продажа
- Продвижение продаж
- Выставки и ярмарки
- Глава 7 Инновационный менеджмент в туристской деятельности
- §7.1. Инновационный менеджмент-система управления развитием туристской фирмы
- Теоретические основы инновационного менеджмента
- Турфирма как сложная и развивающаяся система
- Характеристика инновационных предприятий
- § 7.2. Инновации как объект инновационного менеджмента Классификация инноваций
- Новизна инноваций
- Наукоемкость инноваций
- § 7.3. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций
- Жизненные циклы инноваций
- § 7.4. Управление инновационными проектами Концепция и принципы проектного управления
- Понятие и сущность инновационного проекта
- Организационные структуры управления проектами
- Финансирование инновационных проектов
- 2. Внебюджетное финансирование:
- Экспертиза инновационного проекта
- Глава 8 Управление инвестиционными программами развития туризма
- § 8.1. Оценка инвестиционной деятельности
- Характеристика объекта инвестирования
- Исходные данные для расчета
- Динамика денежного потока и расчет npv
- Коэффициент дисконтирования
- § 8.2. Формирование инвестиционных программ Структура инвестиционных программ
- Организация финансирования инвестиционной программы
- 1) По отношениям собственности:
- 2) По видам собственности:
- 3) По уровням собственников:
- 1) Долговое финансирование:
- 2) Долевое финансирование:
- 3) Финансирование на основе собственного капитала:
- § 8.3. Выбор инвестиционных проектов по экономическим критериям
- Характеристики проектов и результаты расчета
- Распределение проектов
- Исходные данные
- Инвестиционная программа
- Результаты анализа альтернативных проектов
- Глава 9 Международное регулирование туристской деятельности
- § 9.1. Понятие международного регулирования
- § 9.2. Роль международных организаций в регулировании туристской деятельности
- § 9.3. Международные туристские организации. Их виды, цели и задачи
- § 9.4. Международные туристские мероприятия
- § 9.5. Инструменты регулирования международной туристской деятельности
- § 9.6. Практика и процедуры регулирования туристской деятельности
- § 9.7. Адаптация международных правовых актов на национальном уровне
- Рекомендуемая литература