3) Финансирование на основе собственного капитала:
амортизационный фонд,
фонд накопления (развития),
резервный капитал,
нераспределенная прибыль.
Как правило, к финансированию инвестиционных программ Одновременно привлекаются различные источники инвестирования, что в совокупности позволяет создать систему финансового обеспечения всех проектов, входящих в программу развития предприятия.
Долговое финансирование имеет следующие недостатки:
ограниченность срока использования заемных средств;
высокие издержки по выплате процентов по кредитам, что способствует появлению риска неплатежеспособности;
необходимость иметь залоговые гарантии;
возможность передачи залога (или части активов) в счет долговых обязательств.
Особое место среди источников долгового финансирования занимает лизинг. В экономической интерпретации лизинг — это кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование движимого или недвижимого имущества. Передача имущества осуществляется на условиях срочности, возвратности и платности.
Лизинг выступает, с одной стороны, как товарный кредит, а с другой — как финансовая аренда.
В лизинговой сделке участвуют, как правило, три организации: лизингодатель, поставщик, лизингополучатель (косвенный лизинг). Могут быть и два участника (без посредника): поставщик и лизингополучатель (прямой финансовый лизинг). По договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность имущество у определенного поставщика для передачи во временное владение лизингополучателю.
Основой любой лизинговой сделки является финансово-кредитная операция, отражаемая в договоре. Как правило, в этом договоре предусматривается право лизингополучателя на приобретение имущества по остаточной стоимости после истечения срока договора, а, следовательно, и право собственности на него.
Все лизинговые операции делятся на два вида:
1) производственные (оперативные) — лизинг с неполной окупаемостью;
2) финансовые — лизинг с полной окупаемостью.
В состав оперативного лизинга включаются:
рейтинг — краткосрочная аренда имущества сроком до I года;
хайринг — среднесрочная аренда до 2-3 лет. Финансовый лизинг предполагает передачу имущества на срок свыше 3 лет.
Финансовый лизинг имеет ряд разновидностей:
лизинг с обслуживанием — сочетание финансового лизинга с договором подряда и оказание оговоренных услуг по обслуживанию оборудования;
возвратный лизинг (леверидж-лизинг) — частный случай прямого финансового лизинга (без посредника), когда поставщик передает право собственности лизингодателю на условиях купли-продажи и одновременно вступает с партнером в арендные отношения в качестве пользователя; в данном случае поставщик и лизингополучатель являются одним и тем же юридическим лицом;
лизинг «в пакете» — передача одной части имущества в кредит, а другой части по договору аренды.
При передаче по лизингу крупных объектов (предприятия) применяется раздельный лизинг, который представляет собой вариант финансового лизинга с участием в сделке нескольких компаний и финансовых организаций. В этом случае лизингодатель оплачивает лишь часть имущества (обычно меньшую), а остальная часть оплачивается займами других участников сделки.
По условиям лизинга лизингополучатели обязаны своевременно выплачивать лизингодателям платежи, общая сумма которых включает:
полную стоимость лизингового имущества;
сумму кредитных ресурсов, использованных лизингодателем для покупки имущества;
комиссионное вознаграждение лизингодателю (1-3 % суммы сделки);
страховые платежи за лизинговое имущество, если оно было застраховано лизингодателем;
другие затраты лизингодателя, предусмотренные договором.
Лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции (услуг) лизингополучателя по статье «Прочие расходы» и могут осуществляться деньгами или продукцией, а также и деньгами, и продукцией (смешанная форма).
Преимущества лизинга:
более льготные налоговые условия для лизингополучателя и лизингодателя; налогооблагаемая прибыль снижается у лизингополучателя за счет включения в издержки арендных платежей, а у лизингодателя амортизационных отчислений имущества, переданного по лизингу, но включенного в активы лизингодателя;
фиксирование суммы лизинговых платежей в договоре за ранее, вследствие чего долговые обязательства лизингополучателя не увеличиваются;
расширение лизинговой компанией номенклатуры продукции инвестиционного назначения, продвигаемой на рынки сбыта;
ускорение лизингополучателем процесса реализации инвестиционной программы своего развития, причем без значительных единовременных капитальных затрат;
возможность учета сезонности, цикличности производства у лизингополучателя, обеспечение выгоды по сравнению с покупкой по кредиту;
возможность быстрого обновления активной части основных фондов;
обеспечение поставщику (изготовителю) имущества гарантированного сбыта дорогой продукции и возможности выхода на мировые рынки;
отсутствие проблем с залоговыми гарантиями (в отличие от кредитования).
Недостатки лизинга:
повышенные издержки на приобретение основных средств (оборудование и другое имущество);
сложность досрочного расторжения лизингового договора (из-за высоких штрафных санкций);
сложность реализации использованного оборудования (имущества) по остаточной ликвидационной стоимости.
По своей сущности лизинг отличается от аренды. На лизингополучателя, кроме традиционных обязательств арендатора, возлагаются обязанности покупателя, связанные с приобретением собственности (оплата имущества, страхование, техническое обслуживание, возмещение потерь от порчи имущества, ремонт).
В лизинговом договоре предусматриваются сроки выплаты платежей (помесячно, ежеквартально и т. д.).
Для определения величины фиксированного лизингового платежа можно использовать формулу ежегодных платежей по займу (аннуитетов):
,
где L — единовременный лизинговый платеж;
Сар — стоимость арендуемого имущества:
r — годовая процентная ставка по договору лизинга (или по банковскому кредиту);
n — количество платежей в год;
t — период действия договора;
tn — количество гашений (выплат) стоимости имущества за весь период действия договора лизинга.
Если лизингополучатель предполагает выкупить имущество по остаточной стоимости, то необходимо определить коэффициент дисконтирования Кдиск для этой суммы и скорректировать величину фиксированных платежей:
где Сост — процент остаточной стоимости имущества.
Тогда
Lост = L Kдиск ,
Где Lост — лизинговый платеж с учетом остаточной стоимости.
Таким образом, лизинг выполняет как минимум три функции: финансовую, производственную и сбытовую.
Как метод финансирования проектов лизинг может использоваться после тщательного анализа экономических и других последствий от его применения.
Долевое финансирование имеет свои преимущества и недостатки.
Так, позитивным в передаче части (доли) акционерного капитала инвестору (физическому или юридическому лицу) является:
обеспечение финансирования без выплат по процентам;
сохранение конфиденциальности информации об источнике финансирования;
использование опыта инвестора в управлении компанией. Как совладельца;
ограничение круга лиц, контролирующих деятельность фирмы.
Эмиссия дополнительного количества акций обеспечивает:
повышение финансового потенциала фирмы;
создание условий для привлечения больших по объему кредитов;
рост стоимости компании;
повышение имиджа и ликвидности акций;
возможность повышения курсовой стоимости акций.
К недостаткам долевого финансирования относится:
возможность потери контрольного пакета акций действующими собственниками;
утрата конфиденциальности информации о состоянии фирмы (из-за обязательности публикации финансовых результатов);
ограничение свободы деятельности управляющих;
возможность уменьшения прибыли и дивидендов, приходящихся на одну акцию;
рост транзакционных затрат, связанных с финансовым обеспечением проектов.
Разновидностью финансирования является и так называемое проектное финансирование, которое можно охарактеризовать как финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств.
Проектное финансирование впрямую не зависит от государственных субсидий или финансовых вложений корпораций. Основным отличием проектного финансирования от акционерного и государственного является учет и управление рисками, распределение рисков между участниками проекта, оценка затрат и доходов с учетом этого. Как правило, такое финансирование применяется для крупных проектов с использованием Закона о соглашении о разделе продукции (от 30 декабря 1995 г. №226-ФЗ).
Проектное финансирование называется также финансированием с определением регресса (регресс — требование о возмещении предоставленной в заем суммы).
Различают 3 формы проектного финансирования:
финансирование с полным регрессом на заемщика, т. е. наличие определенных гарантий со стороны кредиторов проекта; риски проекта принимает в основном заемщик, при этом стоимость займа относительно невысока; такое финансирование применяется преимущественно для малоприбыльных и некоммерческих проектов;
финансирование без права регресса на заемщика, т. е, кредитор не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с проектом; в результате стоимость займа становится высокой для заемщика; таким способом финансируются, как правило, высокоприбыльные и конкурентоспособные проекты;
финансирование с ограниченным правом регрессии, предусматривающее распределение всех рисков проекта между его участниками с учетом их возможностей по снижению того или иного вида риска; все участники заинтересованы в эффективной реализации проекта, так как от этого зависит их прибыль; стоимость займа в этом случае умеренна.
Проектное финансирование возможно при соблюдении соответствующих условий. Их отсутствие является причиной недостаточной активности такого подхода к финансированию в отечественной практике.
Как свидетельствует мировая практика, проектное финансирование в отличие от традиционных форм позволяет:
более достоверно оценить платежеспособность и надежность заемщика;
комплексно рассмотреть инвестиционный проект с точки зрения жизнеспособности, эффективности, реализуемости, обеспеченности, рисков.
Для развития и координации инвестиционной деятельности в РФ создан Федеральный центр проектного финансирования (постановление Правительства РФ от 2 июня 1995 г. № 545). Одной из задач этого центра является содействие по привлечению внешних и внутренних источников финансирования приоритетных для национальной экономики инвестиционных проектов.
В ходе организации форм финансирования для реализации инвестиционных программ менеджеры (в том числе и финансовые) проводят ряд мероприятий для достижения стоящих перед фирмой задач, т. е. трансакции. Все трансакции по привлечению финансовых ресурсов и эффективному их использованию являются финансовыми трансакциями. Их осуществление связано с затратами, которые принято называть трансакционными издержками. Как правило, это издержки сбора и обработки информации, издержки переговоров, контроля, юридической защиты контракта, решений о выпуске (эмиссии) ценных бумаг и т. п. Трансакционные затраты в современных условиях становятся соизмеримыми с производственными, поэтому при выборе вариантов финансирования в качестве критерия необходимо использовать их минимизацию.
Для привлечения финансовых ресурсов осуществляются трансакции по выпуску и размещению ценных бумаг предприятия, трансакции по управлению банковским кредитом, финансовые операции по формированию различных форм и видов кредиторской задолженности и др.
Таким образом, от организации финансирования инвестиционных программ зависит своевременность и качество реализации программ развития фирмы.
- Менеджмент туризма
- Оглавление
- Характеристика организационных структур управления
- § 1.2. Технология принятия решений и коммуникации в управлении Основные этапы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Диагностика проблемы:
- 2. Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений:
- Роль коммуникаций в управлении
- § 1.3. Социально-психологические основы руководства турфирмой
- Характеристики видов власти
- Стиль управления, используемые руководителями
- Глава 2
- § 2.1. «Тихая» революция в философии управления туризмом
- Постановка напряженных заданий
- Делегирование ответственности
- Требование практических решений
- Поощрение конструктивной неудовлетворенности
- Осознание реальностей
- § 2.2. Эволюция топ - менеджмента
- Эволюция правления.
- Управленческие функции правления
- Структура и состав правления
- Аналитические данные по размеру состава правления
- Задачи топ - менеджмента
- Определение потенциала улучшений
- § 2.3. Формирование стратегии развития туризма
- § 2.4. Эффективность управления туризмом
- Успех или неудача?
- Перемены в силу противоречивости обстоятельств
- Общие неудачи
- Подготовка к действию
- Разработка решений
- § 2.5. Повышение доходности туризма
- Планирование прибыли компании
- Выявление предположений
- Проблема участия в планировании
- Взаимосвязь функций сотрудников
- § 2.6. Источники прибыли в туризме
- «В ногу с технологиями»
- Новые методы анализа
- Смещение акцентов
- Увеличение прибыли
- Факторы роста прибыли
- Препятствия для роста объема прибыли
- § 2.7. Деловое администрирование в туризме
- Формирование менеджера нового типа
- Общие знаменатели
- Интернационализм: транснациональные объединения
- Характеристики нескольких крупнейших гостиничных цепей
- Новые требования к управлению
- Два аспекта лидерства
- Новые универсалисты
- § 2.8. Управление жизненным циклом туристского продукта
- Современная концепция управления жизненным циклом продукта
- Концепция жизненного цикла продукта
- Ошибки в управлении жизненным циклом продукта
- Измерение контроля
- Контроль жизненного цикла
- Анализ жизненного цикла
- Профилизация
- § 2.9. Управление технологическими инновациями
- Влияние технологических нововведений на эффективность туристского бизнеса
- Критические проблемы руководства
- Стратегия технологических основ бизнеса
- Глава 3 Менеджмент регионального туризма
- § 3.1. Основные понятия и методологическая база регионального менеджмента
- § 3.2. Основы региональной организации хозяйства и принципы районирования
- § 3.3. Особенности регионального туризма как объекта управления
- § 3.4. Понятие туристского региона
- § 3.5. Организационные структуры регионального туризма
- § 3.6. Функции организационных структур регионального туризма
- § 3.7. Этапы решения организационных задач регионального менеджмента
- Глава 4 Управление персоналом
- § 4.1. Значение управления человеческими ресурсами в турфирмах
- Характерные особенности услуг
- Особенности человеческих ресурсов
- 1) В сфере науки:
- § 4.2. Управление комплектованием кадров Задачи менеджера при комплектовании кадров
- Основные статьи затрат, связанные с работой персонала
- Минимизация ошибок при найме
- Краткая характеристика качественной потребности в персонале
- Методы планирования потребности в персонале
- 1. Общая потребность:
- 2. Потребность по категориям:
- 3. Дополнительная потребность:
- Примерный баланс рабочего времени работника
- Определение численности административно-управленческого персонала турфирмы с использованием формулы Розенкранца
- § 4.3. Управление развитием персонала Организация обучения и подготовки кадров
- Типы внутрифирменного обучения
- Планирование карьеры
- § 4.4. Основные понятия теории мотивации и ее развитие
- Корпоративная культура
- Конфликт
- § 4.5. Квалификационные требования к основным должностям работников туристской индустрии
- Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии
- Перечень должностных обязанностей для первого и второго квалификационных уровней
- Перечень основных навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей
- Глава 5 Управление маркетингом
- § 5.1. Принятие маркетинговых решений в условиях нестабильности туристского рынка
- § 5.2. Процесс планирования маркетинга в сфере туризма
- § 5.3. Управление маркетинговой разведкой
- § 5.4. Управление товарно-ценовой политикой турфирмы
- Сильные и слабые стороны марочных альтернатив
- Цена как инструмент стратегии маркетинга (на первом этапе жц товара)
- § 5.5. Управление каналами распределения товаров/услуг и их продвижением
- Глава 6 Маркетинговые коммуникации в туристском бизнесе
- § 6.1. Коммуникационная политика в туризме
- Структура коммуникации и коммуникационной политики
- Разработка коммуникационной стратегии
- § 6.2. Современное состояние и развитие маркетинговых коммуникаций
- Этапы маркетинговых коммуникаций
- Классификация маркетинговых коммуникаций
- Интернет как новый этап в развитии маркетинговых коммуникаций
- § 6.3. Основные элементы маркетинговых коммуникаций
- Реклама
- Паблик рилейшнз
- Прямой маркетинг
- Телефонный маркетинг
- Персональная продажа
- Продвижение продаж
- Выставки и ярмарки
- Глава 7 Инновационный менеджмент в туристской деятельности
- §7.1. Инновационный менеджмент-система управления развитием туристской фирмы
- Теоретические основы инновационного менеджмента
- Турфирма как сложная и развивающаяся система
- Характеристика инновационных предприятий
- § 7.2. Инновации как объект инновационного менеджмента Классификация инноваций
- Новизна инноваций
- Наукоемкость инноваций
- § 7.3. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций
- Жизненные циклы инноваций
- § 7.4. Управление инновационными проектами Концепция и принципы проектного управления
- Понятие и сущность инновационного проекта
- Организационные структуры управления проектами
- Финансирование инновационных проектов
- 2. Внебюджетное финансирование:
- Экспертиза инновационного проекта
- Глава 8 Управление инвестиционными программами развития туризма
- § 8.1. Оценка инвестиционной деятельности
- Характеристика объекта инвестирования
- Исходные данные для расчета
- Динамика денежного потока и расчет npv
- Коэффициент дисконтирования
- § 8.2. Формирование инвестиционных программ Структура инвестиционных программ
- Организация финансирования инвестиционной программы
- 1) По отношениям собственности:
- 2) По видам собственности:
- 3) По уровням собственников:
- 1) Долговое финансирование:
- 2) Долевое финансирование:
- 3) Финансирование на основе собственного капитала:
- § 8.3. Выбор инвестиционных проектов по экономическим критериям
- Характеристики проектов и результаты расчета
- Распределение проектов
- Исходные данные
- Инвестиционная программа
- Результаты анализа альтернативных проектов
- Глава 9 Международное регулирование туристской деятельности
- § 9.1. Понятие международного регулирования
- § 9.2. Роль международных организаций в регулировании туристской деятельности
- § 9.3. Международные туристские организации. Их виды, цели и задачи
- § 9.4. Международные туристские мероприятия
- § 9.5. Инструменты регулирования международной туристской деятельности
- § 9.6. Практика и процедуры регулирования туристской деятельности
- § 9.7. Адаптация международных правовых актов на национальном уровне
- Рекомендуемая литература