Конфликт
Конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами (конкретными лицами или группами).
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Менеджер по персоналу затрачивает 20 % своего рабочего времени на разрешение конфликтов. Для управления конфликтами надо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и как их устранить.
Различают следующие уровни конфликтов в организации:
внутри личностный конфликт;
межличностный конфликт;
внутригрупповой конфликт;
внутриорганизационный конфликт.
С точки зрения причин конфликтной ситуации обычно выделяют три типа конфликтов:
конфликт целей, т. е. когда стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем;
конфликт взглядов, идей;
чувственный конфликт — различные чувства и эмоции, лежащие в основе отношения личностей друг к другу.
Внутриличностный конфликт свойствен индивиду. Как правило, по своей природе он является конфликтом целей или взглядов. Конфликтом целей он становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Конфликтом взглядов он становится, когда индивид признает несостоятельность своих целей, идей, мыслей и поведения в целом.
Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов. Это самый распространенный тип конфликта. Стороны находятся в оппозиции друг к другу относительно целей, ценностей или поведения. Из такого конфликта возможно несколько вариантов выхода.
В практике конфликтологии для этого случая обычно используется матрица, которая строится с учетом ориентации «на интерес к себе» и «интерес к другим». В каждом случае с помощью этой матрицы измеряется интерес по оси абсцисс или ординат. При разрешении таких конфликтов обычно руководствуются следующими стилями:
разрешение конфликта силой;
уход от конфликта;
разрешение конфликта через сотрудничество;
разрешение конфликта через компромисс;
войти в положение другой стороны.
1. Разрешение конфликта силой. Этот стиль характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, но при этом не учитывается позиция другой стороны. Для применения этого стиля необходимо иметь власть или физические преимущества. Преобладает «интерес к себе» реализуется принцип «выигрыш (наш) — проигрыш (другой стороны)».
2. Уход от конфликта. Такой стиль обычно связан с отсутствием желания участвовать в его разрешении или с отсутствием настойчивости. Главное — быть в стороне. Такой стиль свидетельствует о решении не препятствовать развитию конфликта либо о неприятии напряженности. В ряде случаев данный стиль результативен, однако с позиций менеджера по персоналу игнорировать конфликт все-таки не следует, так как зачастую это может вызвать большое недовольство. В проигрыше оказываются обе стороны. «Низкий интерес к себе и к другим», «проигрыш — проигрыш».
3. Разрешение конфликта через сотрудничество. Такой стиль обычно связан с высокой степенью личной вовлеченности в конфликт или особым желанием объединить все усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая сторона. «Высокий интерес и к себе, и к другим», «выигрыш — выигрыш». Люди, использующие такой стиль, обычно обладают следующими особенностями:
рассматривают конфликт как нормальное явление, способствующее более творческому решению возникающих проблем (но только в том случае, если конфликтом можно управлять);
проявляют доверие и откровенность по отношению к другим;
считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении;
считают, что никто не должен пострадать на этапе разрешения конфликта.
4. Разрешение конфликта через компромисс. Такой стиль обычно учитывает интересы обеих сторон и реализуется через переговоры, в ходе которых каждая сторона идет на определенные уступки, однако при этом не удается добиться взаимной удовлетворенности, хотя отсутствует и неудовлетворенность. «Не выигрыш — не выигрыш».
5. Войти в положение другой стороны. Такой стиль обычно означает желание кооперироваться с другими, но при этом не вносить в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Выразители такого подхода окружающими воспринимаются, как, правило, положительно, но в то же время в отдельных случаях как слабые натуры, поддающиеся чужому влиянию. «Невыигрыш — выигрыш».
Внутригрупповой конфликт. Считается, что внутригрупповой конфликт означает гораздо больше, чем просто сумму межличностных конфликтов. Внутригрупповой конфликт обычно представляет противоречие или столкновение двух и более групп. Как правило, этот уровень конфликта возникает на профессиональной основе (маркетологи и турагенты), но может быть также на сугубо эмоциональной основе (труженики и лентяи) и социальной (управляющие и рабочие). Внутригрупповой конфликт иногда перерастает во внутриорганизационный.
Внутриорганизационный конфликт может быть различных видов:
вертикальный (между уровнями управления);
горизонтальный (конфликт целей);
линейно-функциональный (между линейным руководителем и специалистами);
ролевой (между заданием и ролью индивида).
- Менеджмент туризма
- Оглавление
- Характеристика организационных структур управления
- § 1.2. Технология принятия решений и коммуникации в управлении Основные этапы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Диагностика проблемы:
- 2. Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений:
- Роль коммуникаций в управлении
- § 1.3. Социально-психологические основы руководства турфирмой
- Характеристики видов власти
- Стиль управления, используемые руководителями
- Глава 2
- § 2.1. «Тихая» революция в философии управления туризмом
- Постановка напряженных заданий
- Делегирование ответственности
- Требование практических решений
- Поощрение конструктивной неудовлетворенности
- Осознание реальностей
- § 2.2. Эволюция топ - менеджмента
- Эволюция правления.
- Управленческие функции правления
- Структура и состав правления
- Аналитические данные по размеру состава правления
- Задачи топ - менеджмента
- Определение потенциала улучшений
- § 2.3. Формирование стратегии развития туризма
- § 2.4. Эффективность управления туризмом
- Успех или неудача?
- Перемены в силу противоречивости обстоятельств
- Общие неудачи
- Подготовка к действию
- Разработка решений
- § 2.5. Повышение доходности туризма
- Планирование прибыли компании
- Выявление предположений
- Проблема участия в планировании
- Взаимосвязь функций сотрудников
- § 2.6. Источники прибыли в туризме
- «В ногу с технологиями»
- Новые методы анализа
- Смещение акцентов
- Увеличение прибыли
- Факторы роста прибыли
- Препятствия для роста объема прибыли
- § 2.7. Деловое администрирование в туризме
- Формирование менеджера нового типа
- Общие знаменатели
- Интернационализм: транснациональные объединения
- Характеристики нескольких крупнейших гостиничных цепей
- Новые требования к управлению
- Два аспекта лидерства
- Новые универсалисты
- § 2.8. Управление жизненным циклом туристского продукта
- Современная концепция управления жизненным циклом продукта
- Концепция жизненного цикла продукта
- Ошибки в управлении жизненным циклом продукта
- Измерение контроля
- Контроль жизненного цикла
- Анализ жизненного цикла
- Профилизация
- § 2.9. Управление технологическими инновациями
- Влияние технологических нововведений на эффективность туристского бизнеса
- Критические проблемы руководства
- Стратегия технологических основ бизнеса
- Глава 3 Менеджмент регионального туризма
- § 3.1. Основные понятия и методологическая база регионального менеджмента
- § 3.2. Основы региональной организации хозяйства и принципы районирования
- § 3.3. Особенности регионального туризма как объекта управления
- § 3.4. Понятие туристского региона
- § 3.5. Организационные структуры регионального туризма
- § 3.6. Функции организационных структур регионального туризма
- § 3.7. Этапы решения организационных задач регионального менеджмента
- Глава 4 Управление персоналом
- § 4.1. Значение управления человеческими ресурсами в турфирмах
- Характерные особенности услуг
- Особенности человеческих ресурсов
- 1) В сфере науки:
- § 4.2. Управление комплектованием кадров Задачи менеджера при комплектовании кадров
- Основные статьи затрат, связанные с работой персонала
- Минимизация ошибок при найме
- Краткая характеристика качественной потребности в персонале
- Методы планирования потребности в персонале
- 1. Общая потребность:
- 2. Потребность по категориям:
- 3. Дополнительная потребность:
- Примерный баланс рабочего времени работника
- Определение численности административно-управленческого персонала турфирмы с использованием формулы Розенкранца
- § 4.3. Управление развитием персонала Организация обучения и подготовки кадров
- Типы внутрифирменного обучения
- Планирование карьеры
- § 4.4. Основные понятия теории мотивации и ее развитие
- Корпоративная культура
- Конфликт
- § 4.5. Квалификационные требования к основным должностям работников туристской индустрии
- Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии
- Перечень должностных обязанностей для первого и второго квалификационных уровней
- Перечень основных навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей
- Глава 5 Управление маркетингом
- § 5.1. Принятие маркетинговых решений в условиях нестабильности туристского рынка
- § 5.2. Процесс планирования маркетинга в сфере туризма
- § 5.3. Управление маркетинговой разведкой
- § 5.4. Управление товарно-ценовой политикой турфирмы
- Сильные и слабые стороны марочных альтернатив
- Цена как инструмент стратегии маркетинга (на первом этапе жц товара)
- § 5.5. Управление каналами распределения товаров/услуг и их продвижением
- Глава 6 Маркетинговые коммуникации в туристском бизнесе
- § 6.1. Коммуникационная политика в туризме
- Структура коммуникации и коммуникационной политики
- Разработка коммуникационной стратегии
- § 6.2. Современное состояние и развитие маркетинговых коммуникаций
- Этапы маркетинговых коммуникаций
- Классификация маркетинговых коммуникаций
- Интернет как новый этап в развитии маркетинговых коммуникаций
- § 6.3. Основные элементы маркетинговых коммуникаций
- Реклама
- Паблик рилейшнз
- Прямой маркетинг
- Телефонный маркетинг
- Персональная продажа
- Продвижение продаж
- Выставки и ярмарки
- Глава 7 Инновационный менеджмент в туристской деятельности
- §7.1. Инновационный менеджмент-система управления развитием туристской фирмы
- Теоретические основы инновационного менеджмента
- Турфирма как сложная и развивающаяся система
- Характеристика инновационных предприятий
- § 7.2. Инновации как объект инновационного менеджмента Классификация инноваций
- Новизна инноваций
- Наукоемкость инноваций
- § 7.3. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций
- Жизненные циклы инноваций
- § 7.4. Управление инновационными проектами Концепция и принципы проектного управления
- Понятие и сущность инновационного проекта
- Организационные структуры управления проектами
- Финансирование инновационных проектов
- 2. Внебюджетное финансирование:
- Экспертиза инновационного проекта
- Глава 8 Управление инвестиционными программами развития туризма
- § 8.1. Оценка инвестиционной деятельности
- Характеристика объекта инвестирования
- Исходные данные для расчета
- Динамика денежного потока и расчет npv
- Коэффициент дисконтирования
- § 8.2. Формирование инвестиционных программ Структура инвестиционных программ
- Организация финансирования инвестиционной программы
- 1) По отношениям собственности:
- 2) По видам собственности:
- 3) По уровням собственников:
- 1) Долговое финансирование:
- 2) Долевое финансирование:
- 3) Финансирование на основе собственного капитала:
- § 8.3. Выбор инвестиционных проектов по экономическим критериям
- Характеристики проектов и результаты расчета
- Распределение проектов
- Исходные данные
- Инвестиционная программа
- Результаты анализа альтернативных проектов
- Глава 9 Международное регулирование туристской деятельности
- § 9.1. Понятие международного регулирования
- § 9.2. Роль международных организаций в регулировании туристской деятельности
- § 9.3. Международные туристские организации. Их виды, цели и задачи
- § 9.4. Международные туристские мероприятия
- § 9.5. Инструменты регулирования международной туристской деятельности
- § 9.6. Практика и процедуры регулирования туристской деятельности
- § 9.7. Адаптация международных правовых актов на национальном уровне
- Рекомендуемая литература