logo
Новая папка / Основы менеджмента туризма

Новизна инноваций

Каждая инновация характеризуется степенью новизны. По Пригожину новизна — непременное свойство и самостоятельная ценность любого нововведения, отличающие его от предшествующих новшеств. В соответствии с этим любая новая продукция всегда отличается по каким-либо признакам от существующего класса подобных продуктов, и это отличие обладает определенной ценностью.

Степень новизны может быть различной, как неодинакова и ценность новшества. Это является одной из причин, затрудняющих систематизацию понятия новизны. В одном случае содержанием этого понятия является продукт, потребляемый в сфере производства (средство труда) или в сфере потребления (предметы потребления, турпродукт и т. п.), в другом — процессы изготовления, организации, управления.

К основным факторам, определяющим новизну продукции, можно отнести:

Новизна как свойство продукции сохраняется лишь определенный период времени. Период новизны продукции ограничивается наступлением срока ее морального старения (износа). В американской практике новизну продукции определяют с учетом жизненного цикла товара на рынке. В этом случае точным пороговым критерием новизны, наиболее полно отражающим динамику потребительской оценки, является момент максимума продаж продукции. Таким образом, в течение всего инновационного периода до достижения максимума продукт считается новым, а после этого момента — традиционным, устаревшим, серийным.

Необходимо учитывать, что новизна — категория не только временная, но и качественная. Каждый продукт является по­средником между изготовителем и потребителем, он также отражает все свойства и отношения, характерные для производства и потребления.

В мировой практике и литературе встречается большая разновидность характеристик новизны. По А. Пригожину новизна продукции бывает абсолютной и относительной.

Абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов данного новшества.

Относительная новизна определяется относительно выбранного признака и имеет несколько видов:

Существует и псевдоновизнавариофикация, подразумевающая не улучшение продукции, а ее видоизменение.

На современном этапе важнейшей характеристикой новшества является его рыночная новизна, свойствами которой являются:

Подход к созданию нового продукта «от рынка» во многих случаях требует ориентации не на непосредственного потребителя, а на конечного.

Анализ определений новизны показывает, что каждое из них выражает свое отношение либо к производителю, либо к потребителю, либо к жизненному циклу изделия. Так, абсолютная и относительная новизна для производителя характеризуют уровень производственной новизны изделия и отражаются на готовности изготовителя к выпуску новой продукции.

Эти же виды новизны для потребителя означают прежде всего эксплуатационную новизну и отражаются на уровне готовности потребителя к использованию новой продукции.

Рыночная новизна продукции для изготовителей отождествляется с увеличением объема работ по маркетингу, а для потребителей означает изменение потребностей.

Стоимостная новизна выражает отношение к полному жизненному циклу изделия и отражает стоимость единицы качества (полезности) нового продукта относительно прототипа.

Учитывая многогранность понятия новизны и принадлежность этого свойства к различным объектам, предлагается следующее определение.

Новизна это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта и дающих ему право называться новым.

Новизна, обеспечивая совокупность новых, улучшенных, характеристик, способствует повышению качества и конкурентоспособности продукции (услуги) с учетом временного фактора — жизненного цикла нового товара.