logo search
Tm_1-15 (1)

106. Процессуальные теории мотивации

Поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности.

Существует следующие основные процессуальные теории мотивации:

  1. Теория ожидания Виктора Врума;

  2. Теория справедливости Дж. Стейси Эдамса (теория равенства);

  3. Теория усиления Б.Ф. Скиннера;

  4. Теория постановки целей;

  5. Концепция партисипативного управления;

  6. Модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера.

Теория ожидания

Поведение человека постоянно связано с выбором из двух или нескольких альтернатив. От того, чему человек отдаёт то или иное предпочтение, зависит что и как он делает, как он себя ведет и каких результатов он добивается. Теория ожидания разработана для того, чтобы дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами, и на сколько он смотивирован добиваться результата в соответствии со сделанным выбором.

Теория равенства

Одним из постоянных стремлений людей является желание получать справедливую оценку своим действиям. При этом справедливость ассоциируется с равенством, в сравнении отношений к другим и оценке их действий. Если человек считает, что к нему подходят так же, как к другим, без дискриминации, оценивая его действия с тех же позиций, что и действия других, то, ощутив справедливость отношения, чувствует себя удовлетворенным. Если же равенство нарушается, если отдельные члены организации получают незаслуженно высокую оценку и вознаграждение, то человек чувствует себя обиженным, и это приводит к неудовлетворенности. При этом неудовлетворенность может наступить даже тогда, когда человек получает высокое по отношению к затратам его труда вознаграждение. Влиянии данного фактора основана одна из теорий мотивационного процесса — теория равенства.

Теория усиления Б.Ф. Скиннера

Согласно теории усиления Скиннера, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. Служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, стараясь выполнять те задания, которые ведут к желаемому результату, и избегать тех заданий, которые приводят к нежелательному результату.

Теория постановки целей

Исходит из того, что поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определённые действия.

Теория постановки целей утверждает, что уровень исполнения работы непосредственно или опосредованно зависит от четырех характеристик целей:

— сложность;

— специфичность;

— приемлемость;

— приверженность.

Концепция партисипативного управления

Исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие внутриорганизационной деятельности, то он, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно.

Во- первых, считается, что патрисипативное управление, открывая работнику доступ к принятию решения по поводу вопросов, связанных с его функционирование в организации, мотивирует человека к лучшему выполнению своей работы.

Во – вторых, партисипативное управление не только способствует тому, что работник лучше справляется со своей работой, но и приводит к большой отдаче, большому вкладу отдельного работника в жизнь организации, т.е. происходит более полное задействование потенциала человеческих ресурсов организации.

Модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера

Модель психологов Лаймана Портера и Эдварда Лоулера представляет собой комбинацию содержательных и процессуальных теорий.