logo
Tm_1-15 (1)

67. Коммуникационные стили.

Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает

строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных

стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и много

подхо­дов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то,

как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным

стилем.

За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две

переменные, как открытость в коммуникации и аде­кватность обратной связи.

Первое измерение включает степень от­крытия или раскрытия себя в коммуникации

для других в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции,

показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерение

показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и

чувствами о них. Построив на этой основе матри­цу, где по вертикали будет

отложено первое измерение, а по горизонтали — второе, можно выделить пять

стилей межличностной коммуникации (рис. 4).

Рис. 4. Коммуникационные стили.

Коммуникационный стиль индивидов в первом квадранте может быть определен как

открытие себя. Этот стиль характеризуется вы­сокой степенью открытости себя

другим, но низким уровнем обрат­ной связи со стороны индивида, использующего

этот стиль. Откры­тие себя в этом случае измеряется е диапазоне от среднего

до макси­мального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на

себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. К сожале­нию, данный

стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного

ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида. Принимая

реакцию других на свое поведение близко к сердцу, использующий данный стиль

индивид может проявлять не­обузданные эмоции, мало способствующие

установлению эффек­тивных отношений между коммуницирующими сторонами.

Коммуникационный стиль индивида во втором квадранте опре­деляется как

реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и

максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является

желательным, но ситуационные факто­ры (политика организации, разница в

статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться

от него.

Коммуникационный стиль в третьем квадранте характеризуется замыканием в себе,

т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи.

Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его.

Этот стиль часто исполь­зуют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать

свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со

скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.

Коммуникационный стиль в четвертом квадранте связан с защи­той себя и, как

видно из матрицы, характеризуется низким уровнем открытости, но высоким

уровнем обратной связи. Он широко ис­пользуется для того, чтобы лучше узнать

других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный

стиль, мало Открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать

о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.

В середине матрицы располагаются индивиды, «продающие» себя, если другие

делают то же самое. Такой стиль называется «тор­говля за себя» и

характеризуется умеренными открытостью и обрат­ной связью, обмениваемыми в

процессе межличностной коммуни­кации.

Было бы неверно думать, что какой-то один из названных комму­никационных

стилей является наиболее желательным. Однако прак­тика эффективной

коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя,

более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким

стилем является на­стоящим достоинством. В отношении использования других

стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение рас­крыть

себя и умение слушать других.

68

Коммуникативные барьеры существуют как на уровне

межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций.

Наше рассмотрение межличностных барьеров сосредоточено на :

1. восприятии;

2. семантике;

3. обмене невербальной информацией;

4. некачественной обратной связи;

5. плохом слушании.

Восприятие.Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации.

Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые

словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных

людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет

интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.

Люди в силу своих различий могут интерпретировать разные

невербальные символы такие, как улыбка, мимика, жесты, взгляды, позы и т.д.,

совершенно по разному, а следовательно, будет возникать шум в процессе

коммуникаций.Другим ограничителем эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного вами сообщения.

Еще одним барьером может выступать неумение слушать. Эффективная

коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая

сообщения.

69.Теперь рассмотрим преграды в организационных коммуникациях.

Искажение сообщений - одна из проблем организационных коммуникаций,

состоящая в изменении смысла сообщения. Такое искажение может быть обусловлено рядом причин:

¨ Сознательное искажение информации может иметь место, когда

какой-либо управляющий не согласен с сообщением.

¨ Проблемы обмена информацией вследствие искажения сообщений могут

возникать также вследствие фильтрации. В организации существует

потребность фильтровать сообщения, с тем чтобы с одного уровня на другой

уровень организации направлялись только те сообщения, которые его касаются. Для этого их приходится суммировать и упрощать, акцентировать одни и отсеивать

другие перед направлением в разные сегменты организации. Такой отбор может и

стать причиной искажения содержания. Согласно одному исследованию, лишь 63%

содержания информации, отправляемой советом директоров, доходило до

вице-президентов, 40% —до начальников цехов и 20% — до рабочих.

¨ Сообщения, отправляемые наверх, могут искажаться в силу

несовпадения статусов уровней организации. Руководители высшего звена

обладают более высоким статусом, поэтому возникает тенденция снабжать их только

положительно воспринимаемой информацией.

Преграды на путях обмена информацией могут также быть следствием перегрузки

каналов коммуникаций. Руководитель, поглощенный переработкой поступающей

информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в

состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее

важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной;

то же относится и к обмену информацией.

К другим аспектам, которые могут вызывать проблемы в коммуникациях, можно

отнести неудовлетворительный состав и использование комитетов, рабочих групп,

кадров вообще, а также способ организации власти и распределения задач.

Наконец, создавать проблемы при обмене информацией могут конфликты между

различными группами или отделами организации. Ясно, что плохо проработанная

информационная система может снижать эффективность обмена информацией и

принятия решений в организации.