30.Европескай модель менеджмента
Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями
В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстро реагировать на любое, даже сеемое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособится.
Одно из существенных отличий европейского менеджмента от американского менеджмента состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касается и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.
В европейской школе менеджмента цикл функций представлен в виде:
определение цели;
получение информации;
планирование;
принятие решений;
реализация;
контроль.
31.Внутренняя среда организации: основополагающие элементы. Создание и деятельность каждой организации происходят в конкретной обстановке, определяющей вид данной организации и порядок ее функционирования. Эту обстановку можно условно разделить на две части. Элементы обстановки, которые влияют на организацию изнутри и являются ее собственной частью, называют внутренней средой организации. Внутренняя среда организации представляет собой часть окружающей среды, которая находится в пределах организации и оказывает на ее деятельность серьезное влияние Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, который дает возможность организации функционировать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если не обеспечивает необходимого функционирования организации.Внутренняя среда организации объединяет все функциональные элементы внутри системы, взаимосвязанные между собой, для достижения общей цели. Внутренняя среда организации включает в себя структуру, процессы функционирования структурных подразделений и элементов, а также организационную структуру.Внутренняя среда организации формируется под влиянием внешнего окружения, которое во многом определяет, как миссию и цели организации, так и функциональные подсистемы.составляющие структуру организации.
Внутренняя среда (микросреда) организации включает в себя следующие основные элементы:• социальную, в основе которой работа с кадрами и обеспечение высокого уровня жизни;• экономическую, которая обеспечивает движение денежных средств, соотношение затрат и доходов;• информационную, задача которой обеспечить организацию надежными данными для принятия управленческих решений;• маркетинговую, призванную изучать рынок товаров и услуг, создавать систему рекламы и сбыта.Изменения внутренней среды организации имеют огромное значение не только для самой фирмы, но и для ее окружения, ибо ведут к расширению или сужению рынков, влияют на остроту конкуренции.Изучение внутренней среды организации происходит с помощью стратегического управленческого анализа, который:дает оценку наличных ресурсов, уровня эффективности текущего бизнеса;позволяет выявить резервы и возможные пути развития фирмы, ее адаптации к изменениям среды, критические факторы успеха;составляет основу разработки стратегий, определения их привлекательности с точки зрения инвесторов; позволяет выделить факторы, могущие негативно повлиять на реализацию этих стратегий. Стратегический управленческий анализ – это оценка функциональных сфер деятельности предприятия и выявление ее стратегически сильных и слабых сторон.
32.Внутренние переменные – это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, это состав и взаимосвязи сложной системы организации. Основные внутренние переменные организации - это цели, структура, задача, технология и люди.
1. Цель есть конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа работающих вместе людей. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до сотрудников организации, и этот процесс имеет большое значение, так как дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность.
2.В целом вся организация состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называтьструктуройорганизации. Все подразделения организации можно отнести к тем или иным функциональным областям. При рассмотрении структуры как составляющей внутренней среды обычно останавливаются на двух вопросах: разделение труда и контроль.
3. Задача- это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории:
задачи по работе с людьми;
задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
задачи по работе с информацией.
4. Следующей внутренней переменной является технология.Понятие технологии выходит за пределы такого обычного понимания, как технология производства. Технология - это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных, денежных).
5. Людиявляются центральным звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации:
поведение индивидов;
поведение людей в группах;
характер поведения руководителя.
33. Внешняя среда организации: понятие, характеристика. Внешняя среда организации - совокупность условий, в которых протекает деятельность организации. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния.
Выдeляют cлeдyющиe ocнoвныe xapaктepиcтики внeшнeй среды:
- взаимосвязанность факторов внешней среды — ypoвeнь cилы, c кoтopoй измeнeниe oднoгo фaктopa вoздeйcтвyeт нa дpyгиe фaктopы. Измeнeниe какого-либо фaктopa окружения мoжeт обуславливать измeнeниe других;
- cлoжнocть внeшнeй cpeды — чиcлo фaктopoв, нa кoтopыe opгaнизaция oбязaнa peaгиpoвaть, a тaкжe ypoвeнь вариативности кaждoгo фактора;
- пoдвижнocть cpeды — cкopocть, c кoтopoй пpoиcxoдят измeнeния в oкpyжeнии opгaнизaции. Сочетание сложности и динамизма позволяет выявить 4 типа ситуаций:1. Низкой неопределенности: факторов мало, они сходны между собой (солеваренное производство);2. Умеренной неопределенности: факторов много, они не схожи, но не меняются. Риск при принятии решений, необходимость разработки альтернатив (нефтеперерабатывающее предприятие, которое имеет дело со многими элементами внешней среды: экологические организации, поставщики, потребители, конкуренты);3. Умеренно высокой неопределенности: факторов мало, они схожи и постоянно меняются. Требует достаточной гибкости от руководства (товары народного потребления);4. Высокой неопределенности: требует высокой квалификации от менеджеров, интуиции, сложная организационная структура (производство компьютеров;
- нeoпpeдeлeннocть внeшнeй cpeды — cooтнoшeниe мeждy кoличecтвoм инфopмaции o cpeдe, кoтopoй pacпoлaгaeт opгaнизaция, и yвepeннocтью в тoчнocти этoй инфopмaции. Чeм нeoпpeдeлeннee внeшнee oкpyжeниe, тeм тpyднee принимать эффективные решения.
34.Среда прямого воздействия. Одним из способов определения окружения и облегчения учета внешней среды организации является разделение внешних факторов на 2 основные группы: сил прямого и косвенного воздействия на организацию извне.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции в организации. К ним относятся поставщики: трудовых ресурсов, материалов, капитала; потребители, конкуренты, законы и государственные органы.
Поставщики материалов - некоторые организации зависят от непрерывного потока материалов, например, магазин розничной торговли, машиностроительные фирмы и отсутствие хотя бы одной детали или лишение хотя бы одного популярного продукта может создать трудности для организации и для дальнейшей работы.
Поставщики трудовых ресурсов- без людей, способных эффективно выполнять сложную технологию, капитал и материалы все перечисленное принесет мало пользы. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов (компьютерная промышленность – нужда в программистах)
Потребители. Само выживание и существование организации зависит от потребителя результатов ее деятельности и удовлетворения их запросов. Именно потребители решают, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене.
Конкуренты. Руководитель каждой организации должен понимать, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то организации долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребитель, а конкурент, определяет какую продукцию выпускать, и какую цену можно запросить. Потребитель – это не единственный объект соперничества организаций. Может также вестись борьба за трудовые ресурсы, материалы, капитал.
- Вопрос 1: “Понятие и сущность менеджмента”
- 2.Современные концепции и подходы к менеджменту
- 3 .Управление и менеджмент сходство и различие
- 4 Понятие науки управления. Подходы к понятию менеджмент.
- 5 Общие факторы в работе руководителей
- 6 Роли руководителей по Минцбергу
- Межличностные роли
- Информационные роли
- Ролевые установки, связанные с принятием решений
- 7.Менеджер и предприниматель: сходства и различия
- 8.Типы профессионало;Бизнесмен, предпринемателть и менеджер(их различия..)
- 9 Требования к профессиональной компетенции менеджеров
- 10 Управление как функции и процесс
- 12. Менеджмент как искусство управления
- 13. Менеджмент процесс организации управления
- 14.Менеджмент как аппарат управления
- 15. Условия и факторы возникновения менеджмента
- 16. История возникновения менеджмента
- 17.Управленческие революции в истории человечества
- 18.Этапы и школы в истории менеджмента
- 19.Школы в теории управления: краткая характеристика
- 20.Школа научного управления
- 21.Школа административного управления(классическая)
- 22. Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- 23.Школа количественных методов
- 24.Научные подходы в управленческой науке
- 25. Особенности управления в России и за рубежом
- 26.Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.
- 27.Развитие и особенности управления в России
- 28.Американская модель менеджмента
- 29.Японская модель менеджмента
- 30.Европескай модель менеджмента
- 35 Среда косвенного воздействия.
- 37.Методология анализа внутренней и внешней среды и стратегические возможности организации.
- 38. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.
- 39.Методологические основы менеджмента.
- 40 Методология исследования социально-экономических систем в теории управления.
- 41.Методы управления их классификация по основным направлениям.
- 43. Понятие специфических методов исследования.
- 46. Закономерности управленческой деятельности
- 47. Социофакторы и этика менеджмента
- 48. Инфраструктура менеджмента
- 49. Эволюция понятия социальной ответственности
- 50. Экономическая ответственность
- 51. Юридическая ответственность
- 52. Этика менеджмента
- 53. Интеграция процессов управления
- 54. Сущность и понятие интеграции 55. Горизонтальная и вертикальная интеграции
- 56. Основные принципы интеграции
- 57. Направления и механизмы интеграции
- 58. Методы интеграции деятельности организации
- 59. Система коммуникация: основные элементы
- 60. Коммуникация как процесс: модели и этапы
- 62. Коммуникация по нисходящей и восходящей
- 63.Горизонтальные, вертикальные и диагональные коммуникации
- 67. Коммуникационные стили.
- 70. Рекомендации по совершенствованию искусства общения:
- 91. Линейная структура управления организацией
- 92. Функциональная структура управления
- 93. Линейно-функциональная структура управления
- 94. Линейно-штабная структура управления организацией
- 95. Дивизиональная структура управления
- 96. Проектная структура управления
- 97. Матричная структура управления организацией
- 98. Бригадные структуры работ и управления
- 99. Оценка структуры управления организацией
- 100. Мотивация деятельности в менеджменте
- 101. Сущность и эволюция понятия мотивация
- 102. Процесс мотивации. Первичные потребности. Вторичные потребности.
- 103. Вознаграждение: внутренние и внешние вознаграждения.
- 104. Мотивирование и стимулирование: сущность, значение, роль.
- 105. Содержательные теории мотивации
- Теория потребностей Абрахама Маслоу (1943 год).
- Иерархия потребностей по а. Маслоу
- Теория мотивационных потребностей Дэвида Мак-Клелланда (40-е годы 20 века).
- Двухфакторная теория Фредерика Герцберга (50-е годы 20 века).
- 106. Процессуальные теории мотивации
- 107. Содержательные и процессуальные теории мотивации: краткая характеристика, их отличия.
- 108. Иерархия потребностей по а. Маслоу
- 109. Теория erg к.Альдерфера
- 110. Теория приобретённых потребностей д. МакКлеланда
- 111. Двухфакторная теория ф. Герцберга
- 112. Теория ожидания в. Врума
- 113. Теория справедливости (равенства) Дж. Стейси Адамса
- 114. Модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера
- 115. Теория усиления б.Ф. Скиннера
- 116. Теория постановки целей.
- 118. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 119. Сущность и необходимость контроля в управлении
- 120. Понятие предварительного контроля
- 122. Заключительный контроль.
- 124. Имидж организации.
- 125. Категории имиджа фирмы
- 126. Система продвижения имиджа : Основные блоки.
- 128. Структура имиджа организации.
- 129. Групповые процессы и групповая динамика.
- 130. Характеристики формальной и неформальной организации.
- 131. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.
- 132. Понятие влияния, власти и лидерства.
- 133. Особенности стилей руководства.
- 134. Влияние национальной культуры на стиль управления.
- 135. Понятие и сущность организационного поведения.
- 136. Предмет и цели организационного поведения. Характеристики организационного поведения как науки.
- 137. Модели организационного поведения.
- 138. Этапы развития организационного поведения.
- 139.Определение и детерминанты личности. Классификация типов личности.
- 140.Конфликтность в менеджменте